Рабочая программа внеурочной деятельности Школа мастеров


Пояснительная записка.

В настоящее время в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования одним из приоритетных направлений урочной и внеурочной деятельности учащихся становится деятельность проектная. Проектная деятельность рассматривается как исключительное по своей эффективности средство развития у учащихся способностей к творческой деятельности. В процессе выполнения проектов совершенствуется мышление и речь школьников, развиваются коммуникативные навыки, расширяется опыт социализации. Занятия проектной деятельностью вырабатывают такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность в выполнении работы.

Под проектной деятельностью понимают разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:

— направленные на достижении конкретных целей;

— включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

— имеют ограниченную протяжённость во времени, с определённым началом и концом;

— результаты в определённой степени неповторимы и уникальны.

Актуальность. Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. Декоративное творчество способствует изменению отношения ребёнка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных государственных образовательных стандартов».

Содержание программы «Декоративное творчество» связано с содержанием смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства. Программа знакомит со следующими направлениями декоративно-прикладного творчества: пластилинография, бисероплетение, бумагопластика, изготовление кукол, — которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.

Отличительные особенности данной программы. В отличие от существующих образовательных программ по технологии, рассчитанных на обучение детей начальной школы, разработанная программа направлена на продуктивную внеурочную преобразовательную деятельность и создаёт условия для активного выхода на разнообразные виды творческого досуга через проектную деятельность. Ведь в ходе освоения программы ребёнок, обучаясь, создаёт индивидуальные и коллективные сюжетно-тематические композиции, в которых используются изделия, выполненные учащимися на занятиях. Базовая основа для выполнения творческого проекта: достаточные знания и умения, полученные, несомненно, на уроках. А вот выполнение его наиболее продуктивно во внеурочное время. Это способствует возрождению ценных традиций, в частности, семейного творчества, объединения школьников по интересам, доброжелательного и уважительного общения друг с другом.

Программа способствует:

— развитию разносторонней личности ребёнка, воспитание воли и характера;

— помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;

— формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;

— освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;

— обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учётом возможных художественных средств;

— созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;

— знакомству с историей пластилина, бисероплетения, бумагопластики и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.

Цель программы:

— воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно-прикладного искусства;

— формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

  • Расширить представление о многообразии видов декоративно-прикладного искусства;

  • Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе декоративно-прикладного искусства;

  • Развивать всестороннее интеллектуальное и эстетическое мышление младших школьников, повышать эффективность их обучения;

  • Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;

  • Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий;

  • Приобщать школьников к народному искусству;

  • Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

  • Воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;

  • Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

Программа строится на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.

Программа «Декоративное творчество» разработана на четыре года занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности в течении 270 часов при условии организации занятий 2 часа в неделю.

Основной формой работы являются учебные знания. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно приведёт детей к высшей точке удивления и переживания.

Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.

Выставки могут быть:

— однодневными (проводится в конце каждого задания с целью обсуждения);

— постоянные (проводятся в помещении, где работаю дети);

— тематические (по итогам изучения разделов, тем);

— итоговые (в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей);

Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.

Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

В портфолио ученика включаются фото- и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.

Результаты освоения программы.

Освоение детьми программы «Декоративное творчество» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

В сфере личностных УУД у учащихся:

будут сформированы:

— учебно-познавательного интереса к декоративно-прикладному творчеству как одному из видов изобразительного искусства;

— чувство прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;

— навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

— ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

— способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

заложены:

— основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбия, организованности, добросовестного отношения к делу, инициативности, любознательности, потребности помогать другим, уважения к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Младшие школьники получат возможность для формирования:

  • Формирование устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

  • Формирование осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • Эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;

  • Реализации творческого потенциала в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне.

В сфере регулятивных УУД учащиеся научатся:

— выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

— учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

— осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

— адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

— навыкам работы с разнообразными материалами и навыками создания образов посредством различных технологий;

— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Младшие школьники получат возможность научится:

  • Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.

  • Пользоваться средствами выразительности языка декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой;

  • Моделировать новые формы, различные ситуации, путём трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно-прикладного творчества;

  • Осуществлять поиск информации с использованием литературы и средствами массовой информации;

  • Отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.

В сфере познавательных УУД учащиеся научатся:

— различать изученные виды декоративно-прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

— приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

— осваивать особенности художественно-выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно-прикладном творчестве;

— развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

— художественно-образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

— развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

Развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно-прикладного искусства;

Младшие школьники получат возможность научиться:

  • Создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

  • Понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, и уважать их;

  • Более углубленному освоению понравившегося ремесла и изобразительно-творческой деятельности в целом.

В сфере коммуникативных УУД учащиеся научатся:

— первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

— сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить своё общение со сверстниками и взрослыми;

— формировать собственное мнение и позицию.

Младший школьник получит возможность научиться:

  • Учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

  • Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.


В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремлённость.


Тематическое планирование.

Учебно-тематическое планирование (в целом).


Название раздела

Количество часов

всего

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс




Теор.

Прак.

Теор.

Прак.

Теор.

Прак.

Теор.

Прак.

I

Введение: правило

техники безопасности

4

1


1


1


1


II

Пластилинография

79

2

14

5

16

3

18

2

19

III

Бумагопластика

52

1

15

2

10

3

9

2

10

IV

Бисероплетение

77

1,5

18,5

1

18

3

16

3

16

V

Изготовление кукол

58

1

12

3

12

3

12

1

14

Итого

270

66

68

68

68



Учебно-тематическое планирование (по годам обучения).


1 год обучения.

Название разделов и тем

Количество часов

Всего

Теор.

Прак.

I

Введение: правила техники безопасности

1

1


II

Пластилинография

16



1

Вводное занятие. «Путешествие в Пластилинию»

1

1


2

Плоскостное изображение. «Подарки осени»

1


1

3

Знакомство со средствами выразительности. «Червячок в яблочке»

1


1

4

«Кактус в горшке»

1


1

5

Плоскостное изображение. «Рыбка»

2


2

6

«Натюрморт из чайной посуды»

1


1

7

Рельефное изображение. «Ферма»

2


2

8

Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки»

1


1

9

Божьи коровки на ромашке

1


1

10

Лепная картина. Формирование композиционных навыков. «Цветы для мамы»

2


1

1

11

«Ромашки»

1


1

12

«Совушка – сова»

1


1

13

«Снегурочка в зимнем лесу»

2


2

III

Бумагопластика

16



1

Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги». «Волшебные комочки».

2

1

1

2

Фрукты

2


2

3

«Чудо-дерево»

2


2

4

Птенчики

2


2

5

«Снегирь»

2


2

6

Новогодняя игрушка. Символ года

2


2

7

Открытка к Новому году

2


2

8

Праздничный салют

2


2

IV

Бисероплетение

20



1

Вводное занятие. Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности.

1

1


2

Знакомство с основными технологическими приёмами низания на проволоку.

1

0,5

0,5

3

Параллельное низание. Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (утёнок, лягушка, гусь, божья коровка, черепаха, бабочка, стрекоза и др.)

16


16

4

Низание крестиками

2


2

V

Изготовление кукол

13



1

Вводное занятие. История куклы. Техника безопасности

1

1


2

Кукла на картонной основе

4


4

3

Композиция «В лесу»

4


4

4

Кукла – актёр. Аппликация. Пальчиковые куклы.

4


4

Итого: 66 часов



2 год обучения.

Название разделов и тем

Количество часов

Всего

Теор.

Прак.

I

Введение: правила техники безопасности

1



1

Чему будем учится на занятиях. Цвет. Цветовой круг


1


II

Пластилинография

21



1

Полуобъёмное изображение на плоскости. «Мультипликационные герои»

5

1

4

2

Жанр изобразительного искусства – натюрморт. «Осенний натюрморт»

4

1

3

3

Жанр изобразительного искусства – портрет. «Весёлый клоун»

4

1

3

4

Жанр изобразительного искусства – пейзаж. «Цветение лотоса»

4

1

3

5

Оформление народной игрушки в технике пластилинография. «Матрёшка»

4

1

3

III

Бумагопластика

12



1

История бумаги. Технология работы с бумагой

1

1


2

Цветы из бумаги

4


4

3

Снежинки

4


4

4

Новогодняя открытка

3

1

2

IV

Бисероплетение

19



1

Техника параллельного низания. «Мышка», «Кит».

4


4

2

Техника параллельного низания. «Бабочка»

4


4

3

Аппликация из бисера. «Подарок к 8 марта»

6


6

4

Бисерная цепочка с петельками

5

1

4

V

Изготовление кукол

15



1

Народная кукла. Русские обряды и традиции

1

1


2

Бесшовные куклы

7

1

6

3

Техника продевания. «Кукла-ремесленник», «Хозяйка-рукодельница».

7

1

6

Итого: 68 часов



3 год обучения.

Название разделов и тем

Количество часов

Всего

Теор.

Прак.

I

Введение: правила техники безопасности

1



1

Вводное занятие

1

1


II

Пластилинография как способ декорирования

21



1

Вводное занятие. Декоративно-прикладное искусство в интерьере.

1

1


2

Фоторамка.

4


4

3

Подсвечник.

2


3

4

Ваза.

4


4

5

Объёмно-пространственная композиция «Сказочный город».

10

1

9

III

Бумагопластика

12



1

Что такое бумажное конструирование? Основы конструирования из бумаги

1

1


2

Конструирование из бумажных полос

5

1

4

3

Базовые фигуры (цилиндры и конусы) и приёмы работы.

6

1

5

IV

Бисероплетение

19



1

Техника «французского» плетения.

5

1

4

2

Бисерные «растения» в горшочках.

7

1

6

3

Объёмные картины. Панно, выполненное на проволоке.

7

1

6

V

Изготовление кукол

15



1

Сувенирная кукла

1

1


2

Оберег. Символика оберегов. Домовёнок

7

1

6

3

Кукла — шкатулка

7

1

6

Итого: 68 часов



4 год обучения

Название разделов и тем

Количество часов

Всего

Теор.

Прак.

I

Введение: правила техники безопасности

1



1

Чему будем учится на занятиях.

1

1


II

Пластилинография

21



1

Панно из пластилина. Знакомство принципами работы.

1

1


2

Перенесение рисунка на прозрачную основу.

1


1

3

Подбор цветовой гаммы. Нанесение пластилина на прозрачную основу

5


5

4

Тематические композиции. Творческо–поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.

14

1

13

III

Бумагопластика

12



1

Смешанные базовые формы в бумажном конструировании

6

1

5

2

Завивка, закругления.

6

1

5

IV

Бисероплетение

19



1

Бисероплетение как способ оформления интерьера

1

1


2

Праздничные сувениры

9

1

8

3

Цветочные композиции, букеты.

9

1

8

V

Изготовление кукол

15



1

Авторская кукла. Беседа «Кукла в искусстве»

1

1


2

Работа над образом. Эскиз.

2


2

3

Подготовка материалов и инструментов. Выбор техники исполнения.

1


1

4

Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность.

11


11

Итого: 68 часов






Содержание разделов и тем программы.


Первый год обучения (66 часов)

Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых сведений о простейших приёмах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага и картон, бисер и проволока и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно-прикладного искусства, изготовление простейших декоративно-художественных изделий, обучение организации своего рабочего места.

  1. Введение: правила техники безопасности.

  1. Вводное занятие «Путешествие в Пластилинию».

Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином.

  1. Плоскостное изображение. Подарки осени».

Понятие «натюрморт», «колорит».

Практическая часть. Освоение приёма «вливания одного цвета в другой».

  1. Знакомство со средствами выразительности. «Червячок в яблочке», «Кактус в горшке».

Создание выразительного образа посредством объёма и цвета. Свойства используемых в работе материалов и применение их в работах (раскатывание).

Практическая часть. Сплющивание и разглаживание поверхностей в создаваемых объектах.

  1. Плоскостное изображение. «Рыбка» .

Особенности построения композиции подводного мира.

Практическая часть. Создание сюжета о подводном мире с использованием техники пластилинографии.

  1. «Натюрморт из чайной посуды».

Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности.

Практическая часть. Соединение частей изделия путём сглаживания мест скрепления.

  1. Рельефное изображение. «Ферма».

Создание сюжета в полуобъёме.

Практическая часть. Создание композиции из отдельных деталей с использованием имеющихся навыков работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание.

  1. Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочка», «Божьи коровки на ромашке».

Понятие «симметрия» (на примере внешнего вида бабочки в природе и в рисунке).

Практическая часть. Работа в технике «мазок пластилином» с плавным «вливанием» одного цвета в другой на границе их соединения. Создание рельефа.

  1. Лепная картина. Формирование композиционных навыков. «Цветы для мамы».

Понятие «композиция» в пластилинографии.

Практическая часть. Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют объём и выступаю над поверхностью основы. Выполнение тонких и удлинённых лепестков с использованием чесноковыжималки.

  1. «Ромашки».

Трафаретные технологии пластилиновой живописи.

Практическая часть. Выполнение лепной картины с использованием трафаретной технологии.

  1. «Совушка – сова».

Стека как инструмент для лепки.

Практическая часть. Создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание. Деление целого на части при помощи стеки.

  1. «Снегурочка в зимнем лесу».

Практическая часть». Создание знакомого образа с опорой на жизненный опыт детей

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Утренняя зарядка"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: