Риторика 1 класс «Как построен текст. Начало – конец»


Тема: Как построен текст. Начало конец. (2 урока.)

Цель:

даём представление о структурных частях текста – начале, концовке, основной части;

помогаем осмыслить и употреблять начало – концовку как части текста.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и

ТОУУ (тех-ия оц-ия уч-ых ус-ов)


Ι. Актуализация знаний

Что мы с вами уже узнали о тексте?– Мы узнали, как оформляют запись текста с красной строки в его начале. Но вы, наверное, заметили, что в книгах с красной строки начинается не только первое предложение текста, но и первые предложения частей текста.– Что это за части? 1 3– Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить?

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;2) представлять информацию в виде схемы;3) выявлять сущность, особенности объектов;4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;6) ориентироваться на развороте учебника;7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.


Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре.


ΙΙ. Открытие нового знания

Работа по учебнику. 1 3 2 1

1. Анализ частей текста.

Прочитайте рассказ Л.Н. Толстого на с. 42.– Сколько частей выделено в тексте?

Посмотрите названия частей текста – они записаны справа.– Исправьте эту запись, сделайте её более точной (начало – против этой части, концовка – последнее предложение).– Найдите начало текста, прочитайте. Что вы из него узнали?– Где основная часть текста, в которой говорится об основных событиях? Что вы узнали из неё?– Прочитайте концовку. О чём в ней идёт речь?– Итак, в каждом тексте можно выделить три части: начало, основную часть, концовку. Например, в рассказах, сказках начало нередко показывает, где происходит действие, когда, какие герои участвуют в событиях; основная часть рассказывает самое важное, а концовка – чем всё закончилось.– Вспомните, как в записи оформляют начало текста.– Каждую часть текста записывают с красной строки. Какие предложения в тексте рассказа также должны быть записаны с отступом? Запишите концовку с красной строки.

2. Определение частей текста.

У меня для вас интересное задание, которое поможет вам проверить себя: видите ли вы все части текста – начало, основную часть и концовку?– На с. 42 внизу есть все три части одного текста, но они даны не по порядку. Ваша задача – выстроить части текста по порядку. Сначала прочитайте каждую часть.– Где начало? Какое слово подсказало, что это начало?– Где основная часть?– Чем же закончился рассказ? Получил ли отец спички?

Озаглавим получившийся текст. («Как сын покупал спички».)

Дети выполняют упражнение на с. 43.

Когда вы собирали текст про то, как сын спички покупал, многие сразу догадались, где начало. И очень хорошей подсказкой оказалось первое предложение. Сейчас прочитайте начальные и последние предложения из различных текстов и определите, где начальное предложение, а где последнее.

Дети выполняют упражнение на с. 44. Учитель ориентирует их на понимание смысла предложений, а также помогает им увидеть те слова, которые указывают на начало или концовку («однажды», «жила-была», «вот», «да только», «с тех пор»).


ΙΙΙ. Применение нового знания

Работа по учебнику. 2 1 2 2

1. Задание на с. 45 и 46 дети выполняют самостоятельно в классе.

Концовка рассказа «Сёмка и Мороз» у автора:

«Ну, – говорит, – коли так, катайся себе на здоровье!»

2. Сочинение по сюжетным рисункам на с. 50.

Возможный вариант истории:

«Жила-была курица. И было у неё трое цыплят. Цыплята были непослушные, и курице тяжело было за ними приглядывать.

Вот однажды повела мама-курица своих деток на прогулку. Впереди важно курица вышагивает, корм высматривает, а за ней цыплятки по дорожке бегут.

Остановилась мама-курица у чёрной трубы, которую на дорожке кто-то бросил, и смотрит по сторонам: нет ли опасности её дорогим деткам?

А дорогие детки шмыг в трубу!

Оглянулась мама и чуть в обморок не упала. Стоят перед ней чёрные

цыплята или воронята? Заволновалась курица, закудахтала: «Куд-куда! Куда подевались мои дети?» А самый боевой цыплёнок отвечает: «Это мы твои дети, просто мы в трубу залезли…»

Пришлось курице целый вечер отмывать цыплят от сажи».


Дополнительный материал.

Кто из вас любит играть? В какие игры?– С чего начинаются многие игры? Как вы определяете, например при игре в прятки, кому водить?– Какие считалки вы знаете?

Дописывание и сочинение считалки (с. 47–49).

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.








ΙV. Итог урока

Что нового мы сегодня узнали? 4

Что помогает определить начало и конец текста?


Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями?– Кто доволен своей работой?

Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?– Кто получил сегодня кружок-отметку? За что?





ТООУ

Свежие документы:  Новогодний праздник для начальной школы


Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг

к другу.


После выполнения продуктивных заданий учитель предлагает детям провести самооценку своей работы и занести отметку в дневник.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: