Ι. Актуализация знаний | – Что мы с вами уже узнали о тексте?– Мы узнали, как оформляют запись текста с красной строки в его начале. Но вы, наверное, заметили, что в книгах с красной строки начинается не только первое предложение текста, но и первые предложения частей текста.– Что это за части? 1 3– Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить? | Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;2) представлять информацию в виде схемы;3) выявлять сущность, особенности объектов;4) на основе анализа объектов делать выводы; 5) обобщать и классифицировать по признакам;6) ориентироваться на развороте учебника;7) находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД: 1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других; 2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в устной форме; 4) умение работать в паре. |
ΙΙ. Открытие нового знания | Работа по учебнику. 1 3 2 1 1. Анализ частей текста. – Прочитайте рассказ Л.Н. Толстого на с. 42.– Сколько частей выделено в тексте? – Посмотрите названия частей текста – они записаны справа.– Исправьте эту запись, сделайте её более точной (начало – против этой части, концовка – последнее предложение).– Найдите начало текста, прочитайте. Что вы из него узнали?– Где основная часть текста, в которой говорится об основных событиях? Что вы узнали из неё?– Прочитайте концовку. О чём в ней идёт речь?– Итак, в каждом тексте можно выделить три части: начало, основную часть, концовку. Например, в рассказах, сказках начало нередко показывает, где происходит действие, когда, какие герои участвуют в событиях; основная часть рассказывает самое важное, а концовка – чем всё закончилось.– Вспомните, как в записи оформляют начало текста.– Каждую часть текста записывают с красной строки. Какие предложения в тексте рассказа также должны быть записаны с отступом? Запишите концовку с красной строки. 2. Определение частей текста. – У меня для вас интересное задание, которое поможет вам проверить себя: видите ли вы все части текста – начало, основную часть и концовку?– На с. 42 внизу есть все три части одного текста, но они даны не по порядку. Ваша задача – выстроить части текста по порядку. Сначала прочитайте каждую часть.– Где начало? Какое слово подсказало, что это начало?– Где основная часть?– Чем же закончился рассказ? Получил ли отец спички? – Озаглавим получившийся текст. («Как сын покупал спички».) Дети выполняют упражнение на с. 43. – Когда вы собирали текст про то, как сын спички покупал, многие сразу догадались, где начало. И очень хорошей подсказкой оказалось первое предложение. Сейчас прочитайте начальные и последние предложения из различных текстов и определите, где начальное предложение, а где последнее. Дети выполняют упражнение на с. 44. Учитель ориентирует их на понимание смысла предложений, а также помогает им увидеть те слова, которые указывают на начало или концовку («однажды», «жила-была», «вот», «да только», «с тех пор»). |
ΙΙΙ. Применение нового знания | Работа по учебнику. 2 1 2 2 1. Задание на с. 45 и 46 дети выполняют самостоятельно в классе. Концовка рассказа «Сёмка и Мороз» у автора: «Ну, – говорит, – коли так, катайся себе на здоровье!» 2. Сочинение по сюжетным рисункам на с. 50. Возможный вариант истории: «Жила-была курица. И было у неё трое цыплят. Цыплята были непослушные, и курице тяжело было за ними приглядывать. Вот однажды повела мама-курица своих деток на прогулку. Впереди важно курица вышагивает, корм высматривает, а за ней цыплятки по дорожке бегут. Остановилась мама-курица у чёрной трубы, которую на дорожке кто-то бросил, и смотрит по сторонам: нет ли опасности её дорогим деткам? А дорогие детки шмыг в трубу! Оглянулась мама и чуть в обморок не упала. Стоят перед ней чёрные цыплята или воронята? Заволновалась курица, закудахтала: «Куд-куда! Куда подевались мои дети?» А самый боевой цыплёнок отвечает: «Это мы твои дети, просто мы в трубу залезли…» Пришлось курице целый вечер отмывать цыплят от сажи». Дополнительный материал. – Кто из вас любит играть? В какие игры?– С чего начинаются многие игры? Как вы определяете, например при игре в прятки, кому водить?– Какие считалки вы знаете? Дописывание и сочинение считалки (с. 47–49). | Личностные результаты: 1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; 3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |