Ι. Актуализация знаний | – Я прочту текст. Вы послушайте его внимательно и подумайте, о чём он. 1 3 Учитель читает текст на с. 36; у детей учебники закрыты. – О чём текст?– Какая его тема?– Назовите главную мысль текста. При необходимости текст читают вторично. – Теперь посмотрим, как текст записан в учебнике (с. 36). Работа по учебнику. 1 3 2 – Сколько записей на странице?– Просмотрите их внимательно и скажите, в какой записи текст прочитать легче? – Почему вы так считаете? (Во второй, потому что все предложения отделены одно от другого, текст записан со всеми знаками препинания, помогающими правильно прочитать и понять его, напечатан удобным для чтения современным шрифтом.) – Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? | Познавательные УУД: 1) формируем умение ориентироваться в своей системе знаний; 2) формируем умение осознавать недостаток информации; 3) формируем умение делать простые выводы в результате совместной работы. Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: 1) формируем умение осознавать роль речи в жизни людей; 2) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. |
ΙΙ. Открытие нового знания | 1. – Всегда ли люди именно так записывали текст? – Не всегда. Когда-то, давным-давно, записывали тексты, не отделяя предложения друг от друга.– Легко ли было читать такие записи? – Почему? (Такие записи читать было нелегко. Правда, начало текста выделялось особо, с отступом от начала строки, а первая буква первого слова разрисовывалась и была очень яркой и красивой.) – Как вы думаете, какое выражение связано с такой яркой буквой? (С тех пор первая строка называется красной, т. е. красивой.) Дети записывают первое предложение текста в тетрадь с красной строки. Для этого нужно отступить от начала строки на 3 буквы. Предварительно обсуждают и записывают название текста. 2. Разные варианты записи текста. – В книге Э. Успенского есть одна удивительная фраза. Написал еёодин из героев книги, мальчик по фамилии Тараканов. Эту фразу, которую можно назвать маленьким текстом-объявлением, вы прочитаете на с. 37.– Легко вам было прочитать её?– Почему трудно?– Поняли ли вы, что хотели сообщить? – Фразу можно понять двояко: «Оставаться в школе; никому не разрешаю покинуть помещение» или «Оставаться в школе никому не разрешаю; покинуть помещение».Дети записывают оба варианта.– Видите, как важно правильно записать даже совсем небольшой текст. |
ΙΙΙ. Применение нового знания | Работа по учебнику. 2 1 2 2 Наблюдения над записью текста стихотворения. 1) – Вы все не раз читали стихи, и многие, наверное, обратили внимание на то, что их записывают особым образом. – Как вы думаете, почему?– Посмотрите на стихотворение на с. 38 и попробуйте определить, в чём особенность этой записи.– Оно написано «в столбик», и каждое предложение на новой строке обычно начинается с большой буквы. Эти стихи «Рифма» написал английский поэт. – А что такое рифма? Внизу на странице, где летают бабочки, стоит гномик. Он поможет нам разобраться в рифме.– Что написано на шарике? Посмотрите внимательно на бабочек: укаждой из них есть своё слово. Найдите ту бабочку, у которой слово произносится складно со словом «шарик». – Шарик – комарик, фонарик. Вот и получилась рифма – созвучные, похожие слова в конце строчек. Стихотворение записывают так, что слова-рифмы стоят в конце строки. Найдите рифму к слову бочка (точка, почка и т.д.). Какое слово-бабочку надо поймать гномику? 2) – Прочитаем стихотворение о рифме. Слушайте внимательно и обязательно скажите, какие слова в нём вам непонятны. Обращаем внимание на значение слов «корпели», «извели», «Азия». Дети находят слова-рифмы, отвечают на вопрос: «Так нашли мудрецы рифму к слову «Азия» или нет?» 3) В конце урока делают задания по выбору на с. 39, 40, 41 (игра с рифмами). Выполним задание на с. 40. – Я прочитаю отрывок из стихотворения Д. Чиарди «Об удивительных птицах». Этих птиц нёс в ящике прохожий. Две птицы Удивительные Есть в ящике моём. И если хочешь, То с тобой Сыграем мы вдвоём. А чтобы мы Могли начать, Запомнить должен ты, Что у похожих Этих птиц Похожие хвосты. Поймать Таких смешных пичуг – Весьма нелёгкий труд. Недаром люди Умные Их РИФМАМИ Зовут. …И вправду, Птицы шустрые Из ящика большого Вдруг начали Вытаскивать Наверх за словом слово. Одна достала Слово ГВОЗДЬ, Другая сразу – ГОСТЬ и ТРОСТЬ. Одна достала Слово ГРУСТЬ. Другая фразу: НУ И ПУСТЬ! Одна достала Слово СЛОН, Другая – ЗВОН и ТЕЛЕФОН. – Теперь, – Сказал мне человек, – Пора и нам сыграть. Я буду Доставать слова, Ты должен РИФМОВАТЬ. Достал он слово КОЧКА, А я ответил: БОЧКА, И СТРОЧКА, и СОРОЧКА, И сразу два ЛИСТОЧКА, И на прощанье ТОЧКА. Мы с ним Играли целый час Похожими словами. Теперь Мы покидаем вас, И вы играйте сами. – Чем удивительны павлины? (Они удивительны, потому что необыкновенно красивы. И действительно, у них одинаковые концы перьев. Вот так же и рифмы украшают стихотворения.) 4) – Обратимся к рисунку на с. 40. Прочитаем стихотворение. Назовём рифмы в этом стихотворении.– Обращаем внимание на словосочетание созвучные слова, которое является синонимом слова рифма. На перьях одинакового цвета ученики пишут слова: ног – щенок; звала – ждала; рано – дивана; ходить – будить; ждала – могла. 5) На с. 41: «Шиш по своим делам в город шёл. Дело было зимой, холодно. Впереди едет дядька на лошади. Шиш устал, хочется на лошадке подъехать. Он и кричит этому дядьке:– Здравствуйте, Какой-то Какойтович!Дядька не расслышал, как его назвали, только понял, что по имени и отчеству. Он и кричит Шишу: – Здравствуйте, молодой человек!А Шиш опять: – Как супруга ваша поживает, как деточки?Дядька говорит: – Благодарим вас, хорошо живут. А если вы знакомый, так присаживайтесь на сани, подвезу вас.Шишу то и надо, сел рядом с дядькой. А Шиш молча сидеть не может. Он только тогда молчит, когда спит.Он говорит:– Дяденька, давайте играть в рифмы.– Это что такое – рифмы?– А давайте так говорить, чтоб складно было.– Давай.– Вот, дяденька, как твоего папашу звали?– Моего папашу звали Кузьма. Шиш говорит:– Я твоего КузьмуЗа бороду возьму! Дядька говорит:– Это зачем же ты моего папашу за бороду брать будешь? Шиш говорит:– Это, дяденька, для рифмы. Ты скажи, как твоего дедушку звали. – Моего дедушку звали Иван. Шиш говорит:– Твой дедушка Иван Посадил кошку в карман.Кошка плачет и рыдает,Твово дедушку ругает. Дядька разгорячился: – Это зачем мой дедушка будет кошку в карман сажать? Ты зачем такие пустяки прибираешь? – Это, дяденька, для рифмы. – Я вот тебе скажу рифму, тебя как зовут? – Меня зовут… Федя. Дядька говорит:– Если ты Федя, То поймай в лесу медведя. На медведе поезжай, А с моей лошади слезай! – Дяденька, я пошутил. Меня зовут не Федя, а Степан. Дядька говорит:– Если ты Степан, Садись на ероплан. На ероплане и летай, А с моей лошади слезай! – Дяденька, это я пошутил. Меня зовут не Степан, а … Силантий. Дядька говорит:– Если ты Силантий, То с моей лошади слезантий! – Что ты, дяденька: такого и слова нет – «слезантий».– Хотя и нет, все равно слезай! Шишу и пришлось слезать с саней. Так ему и надо. Если тебя добрый человек везёт на лошадке, ты сиди молча, а не придумывай всяких пустяков». | Коммуникативные УУД: 1) формируем умение соблюдать правила вежливого общения; 2) формируем умение реализовывать простое высказывание на заданную тему; 3) формируем умение договариваться в процессе совместной деятельности. |