Риторика.
Тема: Обращение (2 урока).
Цель:
– учим детей уместно употреблять обращения в зависимости от ситуации;
– формируем умение уместно употреблять обращения.
Ход урока | Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) | |
Ι. Актуализация знаний. |
– Как по-разному вас называют в семье? (Серёжа, сынок, внучек, малыш и т.д.) – А в школе, во дворе? – Иногда ласково, иногда не очень, а порой – обидно. В школе называют даже по фамилии и полному имени – официально: «Петров Владимир, к врачу» (к дежурному, директору и т.д.). – А зачем вообще нужно, обращаясь к человеку, называть его малыш, Витя, Виктор? (Для того чтобы привлечь внимание этого человека, заставить его слушать.) – Но при этом говорящий нередко передаёт к нему и своё отношение. И нам совсем не всё равно, как нас назовут. А ведь бывают и грубые обращения. 1 3 – Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить? 1
| Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) представлять информацию в виде схемы; 3) выявлять сущность, особенности объектов; 4) на основе анализа объектов делать выводы; 5) обобщать и классифицировать по признакам; 6) ориентироваться на развороте учебника; 7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД: 1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других; 2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в устной форме; 4) умение работать в паре. |
ΙΙ. Открытие нового знания. | Работа по учебнику. 1 3 2 1 1. – Кто изображён на верхнем рисунке на с. 51? – Что говорит рыбка? – Что говорит старик? – Старик просит рыбку («смилуйся») и может назвать её по-разному. – Как? Прочитаем. – Когда старик скажет «золотая рыбка», а когда – «государыня рыбка»? – А может ли старик обратиться с просьбой старухи к рыбке и назвать её просто «рыбка»? (Нет, старик просит рыбку как морскую царицу – только царицу можно назвать государыней.) – В последнее время слова «сударь», «сударыня» некоторые взрослые пытаются возродить и пользуются ими при обращении к незнакомым людям: «Не скажете ли вы, сударыня, как можно проехать к центру?» Аналогичную беседу проводят по другому рисунку на с. 51. – В каком случае старик говорит: «Здравствуй, барыня сударыня дворянка!», а когда – «Здравствуй, грозная царица!»? – Что отвечает старуха? – Как она называет старика? («Мужик!») – Как это её характеризует? – Откройте свои учебники на с. 52, 53. – О каких сказках А.С. Пушкина напомнили рисунки на с. 52, 53? 2. – Выберите стихотворные строки из «Сказки о царе Салтане…», а затем – из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». Кто из героев этих сказок и как произносит слова-обращения, какие обращения использует? Прочитайте эти строчки выразительно.
– Рассмотрим другой рисунок. Кто изображён на нём? – Как по-разному обращается царица к волшебному зеркальцу? («Свет мой, зеркальце»; «мерзкое стекло»; «зеркальце».) – Почему? О чём говорят нам эти разные обращения? – Что мы сейчас узнали? – Обращали ли вы внимание на это раньше?
| |
ΙΙΙ. Применение нового знания. | 1. Разыгрывание ситуаций 2 3 2 ● Вы и мама. Вы просите маму купить игру, которая вам очень понравилась. Не забывайте об обращении и о слове «пожалуйста». ● Вы и прохожий. Вы хотите у незнакомого человека узнать время. Не забывайте о словах извинения. Слово «извините» позволяет вам обратить на себя внимание, установить контакт. И можно обойтись без обращения. ● Вы пришли в булочную. Спросите у продавца, есть ли в продаже свежий хлеб. 2. Работа по учебнику. 2 1 2 2 1) – Откройте учебники на с. 54. Прослушайте текст, в котором пропущены все обращения. – Найдите подходящие обращения. Будем учитывать, к кому обращаются с речью и кто говорит. 2) – А теперь рассмотрим рисунки на с. 55. Что на них изображено? Прочитаем слова-подсказки. Они помогут нам придумать разговор между пчелой и цветком. – Как пчела может приветствовать цветок? Что он ответит пчеле? Какой разговор может произойти между ними? – И вот пчела улетает. Она прощается с цветком. Может быть, извиняется, благодарит? Как? Что говорит цветок? 3) – Сочиняем сказку. Откройте учебник на с. 56–57. Вы видите, что Риторик попал в сказочный лес. Он плохо ориентируется по карте, и, чтобы выйти из леса, ему надо спросить дорогу. – С кем Риторик встретится в лесу? (С добрым молодцем, лешим, русалкой, Бабой-ягой, чертёнком-бесёнком.) – Риторик должен обратиться к ним за помощью. И должен сделать это вежливо, чтобы не очутиться в болоте, не оказаться на кладбище, около извергающегося вулкана, не угодить к подножию неприступных скал. – Подчеркните подходящие обращения к доброму молодцу. («Добрый молодец», «сударь».) – Разыграйте разговор между Риториком и добрым молодцем. Помните, что вы должны быть вежливы (иначе вам не выйти из леса). Не забудьте поздороваться, извиниться, поблагодарить, попрощаться. И конечно, вы можете использовать самые разные обращения – и такие, которые придумаете сами. Аналогичную работу проводят и с другими сказочными персонажами. Можно задать детям вопрос: «Что скажет в ответ Баба-яга, если Риторик назовет её «бабкой» или «женщиной», что она может сделать?» Отвергаются обращения типа «дядя» и «тётя» (леший и русалка Ивану-царевичу не родственники), «женщина» (грубоватое обращение, не принятое у культурных людей), «бабка» (грубое обращение, вряд ли оно понравится Бабе-яге). Если исходить из того, что все герои – из волшебных сказок, предпочтительней выбрать обращения «добрый молодец», «Бабушка-ягушка», «девица-красавица», «братец». 3. Беседа на основе стихотворения «Очень вежливый индюк» 3 4 2 Объявился В доме Вдруг Очень Вежливый Индюк. Раз по тридцать в день, Не реже, Он кричал: – Эй, вы, невежи! Заходите, что ли, в гости – Поучиться Веж- Ли- Вос- ти! Я и сам, – Кричал Индюк, – Доктор Вежливых Наук, И жена моя – пример Замечательных манер – Даже когда спит она, Видно, что воспитанна! Не стесняйся ты, осёл! Заходи, садись за стол! Что же ты молчишь как рыба? Говори: «Приду, спасибо!»
Ты не будь свиньёй, Свинья, – Ждёт тебя Моя семья! Только раньше бы Умыла Ты своё свиное рыло! Как ни бился он, Однако К Индюку никто не шёл – Ни Корова, Ни Собака, Ни Хавронья, Ни Осёл! Посинел Индюк от злости: – Не идут, нахалы, в гости! Зря пропали все труды! Все они – балды, балды! И добавил С высоты Своего величия: – Не усвоили, Скоты, Правила приличия! (Ян Бжехва. Перевод Б. Заходера.)
– На какое грубое обращение в приглашении Индюка могли обидеться его соседи? («Эй, вы, невежи, заходите, что ли, в гости!») – В самом ли деле перед нами Очень Вежливый Индюк?
– Почему вы так думаете? (Индюк совсем невоспитанный. Он кричит, употребляет много грубых и обидных слов, говорит со всеми свысока, без уважения и т.д.) – Всегда ли можно назвать вежливым и воспитанным того, кто сам себя считает вежливым? 4. Игра 1 3 3 Победителем будет тот, кто больше подберёт разных обращений к приветствию в начале письма. 1) – «Здравствуйте, Хоттабыч!» (Дорогой Хоттабыч; мудрейший из мудрейших; замечательный волшебник; болельщик нашей команды; могучий повелитель; покровитель всех обиженных и т.д.) 2) – «Здравствуй, дядя Фёдор!» (Сынок; дорогой друг; житель деревни Простоквашино; уважаемый фотоохотник; господин Фёдор; подписчик газеты; счастливый обладатель клада.) Условия игры: за каждое обращение засчитывается одно очко. Два очка засчитываются тому, кто скажет, от кого может быть письмо (по какому поводу). Например: «Уважаемый фотоохотник» – из журнала, куда Фёдор послал фотографии; «Господин Фёдор» – из детского коммерческого банка и т.д. – Итак, ребята, мы с вами поняли, как важно выбрать подходящее для данного случая обращение. В настоящее время взрослые люди в официальной обстановке, как правило, используют обращения «господин», «госпожа», «господа». 5. Работа со стихотворением. – Как вы понимаете пословицу «Ласковым словом и камень растопишь»? – Вспомним вежливые слова. Нам поможет стихотворение А. Шибаева, в котором пропущены слова. Попробуйте угадать их. Дядя Саша огорчён, Рассказал он вот о чём… – Настя – славная девчонка, Настя ходит в первый класс. Но… давно уже от Насти Я не слышу слова… («здрасте»). А слово-то какое – Очень дорогое. – Встретил Витю я – соседа… Встреча грустная была: На меня он, как торпеда, Налетел из-за угла! Но – представьте! – зря от Вити Ждал я слова… («извините»). А слово-то какое – Очень дорогое! Он про внучку говорил: – Экая досада – Я портфель ей подарил, Вижу – очень рада! Но – нельзя ж молчать как рыба, Ну сказала бы… («спасибо»). А слово-то какое – Очень дорогое! – Какие ещё простые, но дорогие слова вы знаете?
| Личностные результаты: 1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; 3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|
ΙV. Итог урока. | – Что нового мы сегодня узнали? 4 – Мы познакомились с обращением. Мы убедились в том, что обращение может быть разным в разных ситуациях. Наверное, все поняли, как важно правильно обратиться к человеку, чтобы привлечь его внимание, продолжить или закончить разговор. – Когда можно, уместно, обращаясь к Коле, назвать его Коля, а когда Коленька, Колька, Николай? – Как знания, полученные на этих уроках риторики, могут помочь вам в жизни?
– Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями? – Кто доволен своей работой? – Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Кто получил сегодня кружок-отметку? За что? |
ТООУ |
Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг
к другу.
После выполнения продуктивных заданий учитель предлагает детям провести самооценку своей работы и занести отметку в дневник.