Родительское собрание для 2 класса «Садимся за уроки»


МОУ «Варгашинская средняя общеобразовательная школа №1»











Родительское собрание

«Садимся за уроки»

2 класс

Автор: Речкалова Марина Геннадьевна,

учитель начальных классов





















р. п. Варгаши

2009 г.

Садимся за уроки

Цели:

  • выявить представления родителей об организации учебной работы детей дома;

  • дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умения работать самостоятельно;

  • познакомить родителей с гигиеническими требованиями к приготовлению домашних заданий.

  •  

Подготовительная работа:

  1. Анкетирование учащихся:

    1. Есть ли у тебя дома специальное место, где ты постоянно выполняешь домашнее задание?

    2. Как долго ты выполняешь домашнее задание?

    3. С какими предметами ты легко справляешься самостоятельно?

    4. Какие предметы ты готовишь с трудом?

    5. Когда тебе трудно выполнить домашнее задание, оказывают ли тебе помощь родители?

    6. Чем ты занимаешься, когда возвращаешься из школы?

  2. Классный руководитель обрабатывает, анализирует и обобщает результаты анкетирования учащихся.

  3. Изготовление памяток для родителей с алгоритмом выполнения домашних заданий.

Хорошими люди становятся больше от
упражнения, чем от природы

Цицерон

“Ребенок, что тесто,
как замесил, так и выросло”



Ход собрания

I Организационный момент

II Опрос родителей “Азбука учебного труда”

  1. Должен ли ребенок дожидаться родителей, чтобы выполнить домашнее задание?

  2. Нужно ли помогать ребенку в учебной деятельности?

  3. Если ребенок ходит в группу продленного дня, то всегда ли уроки он должен делать там?

  4. Как вы помогаете ребенку справляться с трудностями в выполнении домашнего задания?

  5. Что вы используете для приготовления домашнего задания?

  6. Как вы поступите, если ваш ребенок выполнил домашнее задание небрежно?

  7. Чем занимаетесь вы, когда ребенок учит уроки?

  8. Должно ли быть у ребенка свое рабочее место для выполнения домашнего задания?


  1. Беседа на родительском собрании «Не хочу делать уроки»

Что такое домашнее задание известно всем и каждому. Несколько поколений школьников на подростковом сленге называют его “домашкой”. “Домашка”- это то, что мешает бедным детям свободно дышать после окончания школьных занятий.

ЗАЧЕМ ЖЕ ТРЕБУЕТСЯ ВЫПОЛНЯТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ?

Домашнее задание нужно для того, чтобы и нерадивый, и очень усидчивый ученик закрепили новые знания, потренировались в выполнении простых и сложных заданий, проверили себя. Оно необходимо, потому что развивает навыки самостоятельной работы. А не любят школьники “домашку” оттого, что, выходя за пределы классной комнаты, стараются хотя бы на время выкинуть из головы все те умные вещи, которые им вкладывают во время уроков.

У маленького школьника должна быть воспитана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Привычка заниматься, и заниматься добросовестно, должна стать второй натурой растущего человечка.

Говоря о привычке. Как бы ни манила хорошая погода за окном, какая бы интересная передача ни шла по телевизору, какие бы гости не нагрянули, короче говоря, что бы ни случилось, — уроки должны быть сделаны всегда, и сделаны хорошо. Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть — это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий.

Выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий должна непременно сопровождаться выработкой подхода к урокам как к важному и серьёзному делу, вызывающему уважительное отношение со стороны взрослых. С этого, пожалуй, и необходимо начинать.

В семьях бывает так, что мама считает допустимым прервать занятия сына, или дочери. Выясняется, что надо срочно сбегать в магазин, или вынести мусорное ведро, что пора есть – приготовлен обед или ужин. Иной раз и папа предлагает отложить уроки, чтобы вместе посмотреть интересную передачу или фильм по телевизору или сходить в гараж. К сожалению, взрослые не понимают, что своим поведением они воспитывают у школьника отношение к учёбе как к чему- то маловажному, второстепенному делу.

Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами, которыми заняты взрослые. Маленький школьник чувствует это прекрасно. Раньше у него не было дел, которые родители не могли бы прервать по собственному усмотрению. Пошёл он гулять во двор – его в любой момент могут позвать с прогулки. Начал он играть – ему могут велеть отложить игрушки в сторону и идти есть. И вдруг теперь среди его дел появляется такое, которое ни мама, ни папа никогда не прерывают! Естественно, у этого дела (точнее, у этой деятельности) в глазах ребёнка появляется особый статус. Если его занятие нельзя прервать, подобно тому, как нельзя мешать взрослым, когда те работают, если старшие стараются его не тревожить, — значит, уроки так же важны, как работа, которую выполняют взрослые.

За первый год обучения ваш малыш заполнит 20 тетрадей, прочтёт от корки до корки 5-7 учебных книг, выполнит все задания из этих учебников. Он каждый день пишет, читает (не только учебники), отвечает на вопросы, заучивает наизусть стихотворения и правила, рисует, при этом занимается музыкой и спортом, ходит на экскурсии, выполняет домашние поручения…ГИГАНТСКИЙ ТРУД!!!

Если до школы нормы и знания прививались ребенку в основном в семье, то сейчас именно учитель становится ответственным за усвоение новых социальных норм и знаний. Но у родителей есть возможность дать ребенку дополнительный и очень результативный шанс хорошо учиться. Главное, чтобы, находясь в роли учителя (при выполнении домашних заданий), родители сумели создать отличную от школьной обстановку. И тогда, используя преимущества домашних занятий и помощь родителей, ребенок может значительно улучшить результаты обучения.

Какой же должна быть атмосфера домашних уроков, и чем она должна отличаться от школьной?

Прежде всего, занятия дома должны быть лишены школьной напряженности, ребенок может встать и подвигаться, как ему хочется. Дома родители не ставят оценок. Безоценочность рождает атмосферу свободы, спокойствия, творчества, безопасности, в которой можно учиться в ситуации поддержки и веры в успех, а не стресса. Еще один плюс: домашние занятия могут организовываться с учетом индивидуальных способностей работоспособности ребенка. Для некоторых детей характерна так называемая эпизодическая работоспособность, при которой ребенок может удерживать внимание на учебных задачах всего 7-10 минут, а затем отвлекается, давая своей нервной системе перерыв для восстановления. Пятиминутный перерыв для отдыха – и школьник готов продолжать заниматься. В школе нет возможности предусматривать подобные перерывы для каждого ученика, а дома родители для собственного ребенка могут организовать индивидуальный режим, учитывающий пики и спады его работоспособности. Особенно полезен индивидуальный подход тем детям, у которых трудно проходит привыкание к школе, а так же гиперактивным или слишком тревожным.

Если вы решили помогать ребенку в приготовлении домашних заданий, стоит запастись терпением и выдумкой, чтобы превратить занятие не в мучительную процедуру, а в увлекательный способ общения и познания, приносящий истинное удовольствие и пользу ребенку и вам. Представьте, что вы вместе отправляетесь в непростое путешествие из пункта “Не могу, не знаю, не умею” в пункт “Могу, знаю и умею!” Причем главная роль принадлежит не вам – вы только сопровождаете отважного маленького путешественника. Однако наблюдать, направлять, помогать намного сложнее и ответственнее, чем делать самому. Поэтому вам понадобится больше выдержки, сил, уверенности в успехе, чем ребенку. Чтобы облегчить вашу миссию ПОСЛУШАЙТЕ основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома, которые способны принести ему действительно пользу, а не вред.

    1. Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него. Постарайтесь убедить ребенка в том, что добросовестное выполнение уроков значительно облегчает выполнение классных заданий, что дома можно выяснить все то, о чем он не смог спросить в школе и без стеснения потренироваться в том, что пока не получается.

    2. Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе. Не стоит перегружать школьника дополнительными заданиями. Помните, что ребенок находится в школе 4-5 часов, а затем его рабочий день продолжается, когда он продолжает делать уроки дома. Жизнь ребенка не должна состоять только из школьных заданий.

    3. Работайте спокойно, без нервотрёпки, упреков, порицаний. Постарайтесь каждый раз найти, за что можно похвалить ребенка. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.

    4. Никогда не начинайте с трудных заданий, усложняйте задания постепенно. В ходе занятий очень важно подкреплять каждый правильный шаг ребенка, так как уверенность в правильном выполнении помогает.

    5. Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие. Не спешите получить результат, успех придет, если ребенок будет уверен в себе.

    6. Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, так как ребенок может “заучить” ошибку. Но избегайте слов “ты делаешь не так”, “это неправильно”.

    7. Для того, чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть систематической, но непродолжительной. Кроме того, необходимо, чтобы эта работа не была нудной, дополнительной, тяжелой нагрузкой, цель которой ребенок не знает и не понимает.

В процессе обучения и особенно тогда, когда есть проблемы, ребенку необходимы поддержка, подбадривание, одобрение, которые позволяют понять, что он действует правильно, дают уверенность в том, что трудности преодолимы, и вы оцениваете его старание. Обращать внимание лишь на проблемы очень легко, а вот увидеть наметившееся улучшение непросто, но без поддержки взрослого его ребенок тоже не заметит. “Я уверен, что у тебя все получится”, “Я помогу тебе, и ты обязательно сделаешь…”, “Правильно”, “Хорошо”, “Молодей, ты меня радуешь” — эти формулы одобрения стандартны, и каждый может использовать свои. Одобрение, поддержка и похвала стимулируют ребенка, повышают мотивацию. Жестокое обращение (негативное подстёгивание, замечания, укоры, угрозы, наказания) может дать кратковременный эффект, но у большинства детей это вызывает обиду, тревогу, усиливает боязнь неудачи. Причем тревога и боязнь рождает новые неудачи, хотя страх порицания и наказания нередко создает иллюзию позитивного изменения ситуации. Уступчивость и послушание зачастую достигается за счет ожесточения, накапливания отрицательных эмоций и нарушения взаимоотношений. Любая угроза основана на допущении, что страх может быть достаточным мотивом для достижения какого-то результата. Но чувства обиды, особенно если она не сознается как незаслуженная обида, может дать обратный эффект. Поэтому я рекомендую Вам чаще хвалить, чем осуждать, подбадривать, а не подчеркивать неудачи, вселять надежду, а не твердить, что изменение ситуации невозможно. Но для того, чтобы ребенок поверил в свой успех, в возможность преодоления проблем, в это должны поверить мы, взрослые.

  1. Сообщение классного руководителя об организации учебной работы детей

Как же приучить ребенка к выполнению домашних заданий?

У ребенка должно быть свое постоянное рабочее место. Оно должно быть достаточно освещено. Рабочий стол ставится поближе к окну так, чтобы свет падал слева. В вечерние часы необходимо включать настольную лампу, которая ставится так, чтобы свет падал слева. Желательно, чтобы абажур был зеленого света, так как этот цвет в наименьшей степени утомляет зрение. Во время чтения книгу полезно поместить на подставку в наклонном (под углом 45) положении. Во время приготовления уроков на столе не должно быть никаких лишних предметов.

Все должно находиться на своих местах. Перед глазами – календарь и расписание уроков.

Не рекомендуется пользоваться тяжелой ручкой, так как увеличение ее веса даже на 1 грамм усиливает утомление.

Выполнение домашних заданий быстро утомляет ребенка, когда он работает за столом, который не соответствует его росту. Принимая позу согнувшись над столом, мы тем самым затрудняем кровообращение и дыхание, что отрицательно влияет на работу сердца и мозга. При росте ребенка от 120 до 129 см стол должен иметь высоту 59 см, при росте от 130 до 139 см – 62 см, при росте от140 до 149 см – 68 см. разница между высотой стола и стула – от 21 до 27 см. Расстояние от глаз до поверхности стола – 35 см, между грудью и столом расстояние должно быть равно ширине ладони. Надо следить, чтобы ноги опирались всей ступней на пол или подножку стола. Не рекомендуется заменять стул табуреткой, так как сидение без опоры на спинку утомляет.

При умственной работе кровообращение в мозгу ускоряется в 8-10 раз. Значит, возрастает и потребность в насыщении крови кислородом. Поэтому не забудьте за 10 минут до начала занятий проветрить комнату.

Следует заметить, что утомление у ребенка наступает гораздо быстрее, если он работает при шуме. Важно позаботиться о том, чтобы никакой шум не проникал в комнату, в которой ребенок выполняет домашнее задание.

Для успешного выполнения домашнего задания необходим четкий ритм занятий. Например, после 25 минут занятий работы следует сделать перерыв на 5-10 минут, во время которого целесообразно выполнить несколько физических упражнений.

Приступать к выполнению домашнего задания ребенку лучше всего через 1-1,5 часа после возвращения его из школы, чтобы он успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних развлечений и игр.

Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей:

  • в первом классе – до 1 часа;

  • во втором классе – до 1,5 часов;

  • в третьем и четвертом классах – до 2 часов.

Лучше всего начинать занятия в 16 часов (первая смена) и утром для тех, кто занимается во вторую смену.

V Ознакомление с памятками.

  1. Учитель проводит игру ”Разброс мнений”. Раздаются карточки с началом предложения, а родители должны его продолжить. Используются следующие карточки:

— Наш ребенок выполняет домашнее задание…

— У нашего ребенка есть специальное место, где он …

— Самостоятельно справляется с …

— Готовит с трудом…

— Мы оказываем помощь ребенку в приготовлении домашних заданий. Эта помощь заключается в …

— Когда ребенок учит уроки, мы …

— Если ребенок выполнил домашнее задание небрежно, то …

— Наш ребенок начинает выполнение домашнего задания с …

  1. . Практическая работа родителей в микрогруппах, где они пытаются выполнить предложенные задания. (Основу заданий составляют педагогические ситуации, взятые учителем из книги ”Поговорим о наших детях”)

Задание № 1 (для второй микрогруппы)

Мы с женой сразу договорились: пусть Светлана учится сама, как может. Я и в тетрадки не заглядываю. Жена иногда интересуется. Но мы считаем, раз ученица – Света, то пусть и свои учебные проблемы решает сама. Что не понимает, у ребят, у учительницы спросит, а уж отметка – что заработает, то и получит. Двойку получит, значит, гулять не пойдет, а как иначе?

Вопросы:

  1. Как вы оцениваете поведение родителей?

  2. Нужно ли помогать ребенку в учебной деятельности?

  3. Если ребенок получит двойку, то какие будут ваши действия?

Задание № 2 (для третьей микрогруппы)

Когда сын пошел в школу, мы с мужем взяли свои очередные отпуска – сначала муж, потом я. Мы считали необходимым хотя бы первое время побыть с мальчиком дома, приучить его к новому режиму, помочь ему в приготовлении уроков. Эта наша помощь была сыну очень нужна.

Особенно трудно давалось ему правописание. Очень часто бывали и слезы, и настоящее отчаяние.

— Мама, я так старался, а у меня опять ничего не получилось.

Успокаиваю мальчика, нахожу на страничке среди клякс и каракуль один получше написанный значок и показываю его Юре.

— Посмотри, сынок, вот эту букву ты написал хорошо. Видишь, какая она ровная, как правильно ты соединил ее с соседней буковкой? Ты и другие сможешь написать так же хорошо.

Вопросы:

  1. Правильно ли поступила мама Юры?

  2. Как вы помогаете ребенку справиться с трудностями правописания?



Список литературы

Багдасарова С. К., Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Психология и педагогика. – Москва: ИКЦ «МарТ», 2006 г.

Гуткина Н. и. Психологическая готовность к школе. Серия Детскому психологу. Издательство «Питер», 2007 г.

Мухина В. С. Шестилетний ребёнок в школе: Книга для учителя. – 4 – е изд. – М.: Просвещение, 2004 г.

Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 2001 г.

Терлеева А. М. Новые родительские собрания: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2005 г.

Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. М., 1986.

Мир детства: Младший школьник / Под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1988.

Популярная психология для родителей / Под ред. А.А. Бодалева. М., 1989.

Шклярова Т.В. Справочник для начальных классов. М., 1994.







Свежие документы:  Конспект урока: Переломы 2 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: