Сценарий мероприятия «Человек, который любил слова»


Сценарий мероприятия

«Человек, который любил слова»


Автор-составитель: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №20» г. Новомосковска Тульской области Иванова Евгения Владимировна.

Тип урока: урок приобретения новых знаний.


Данный сценарий предполагает проведение открытого мероприятия (урока, классного часа, факульатива) с целью приобретения учащимися новых знаний о жизни и творчестве автора «Толкового словаря Живого великорусского языка». Сценарий составлен с учетом того, что в действии активное участие принимают дети, играя роль ведущих, изображая роли сказочных персонажей.


Сценарий составлен в форме устного журнала. План мероприятия:

Страница 1. «Мое отечество Русь»

Страница 2. «Главный день его жизни».

Страница 3. «Явление казака Луганского» (Русские сказки. Пяток первый)

Страница 4. Толковый словарь Живого великорусского языка

Страница 5 «Какова выползина!»

Страница 6 «Брат Даль»


Действующие лица:

В.И. Даль

А.С. Пушкин

Ведущие: учитель, ученик, ученица

Ямщик

Ира, Наташа, Андрей – школьники

Сказительница

Воробей, Мышь, Лев, Орел


Оформление: на доске – эпиграф (слова В. Даля – Одоевскому) и страницы устного журнала, которые учитель листает (снимает) одну за другой.

Перстень Пушкина, который звал он – не знаю, почему – талисманом, для меня теперь настоящий талисман… Как гляну на него, так и пробежит во мне искорка с ног до головы, и хочется приняться за что-нибудь порядочное.

В. Даль – В. Одоевскому 5 апреля 1837 года.

Вступительное слово учителя:

Человеку под силу многое, или, может быть, 200 лет назад люди были другими… Владимиру Ивановичу Далю, прожившему 70 лет, удалось столько успеть! Он был врачом и морским офицером, чиновником по особым поручениям и писателем, географом и этнографом, отцом пятерых детей, а главное – собирателем «Толкового словаря Живого великорусского языка».

С жизнью и творчеством этого великого человека нам поможет познакомиться устный журнал, страницы которого мы перелистаем сегодня.

Страница 1

«Мое отечество Русь»

Ученик: Владимир Иванович Даль родился 22 ноября 1801 года в местечке Лугань Славяносербского уезда Екатеринославской губернии. Отец его, Иоганн Даль, родом датчанин, закончил Йенский университет, был замечательным лингвистом, И Екатерина II пригласила его в Россию в качестве придворного библиотекаря.

Ученица: Но место оказалось не очень доходным, поэтому Иоганн Даль отправился в Йену, закончил медицинский факультет и вернулся в Россию.

Ученик: В Петербурге он женился на Марии Фрейгат, дочери служившего в ломбарде чиновника. Мать Владимира Даля была хорошо образованна: свободно владела пятью языками, детей учила всему сама (только математику и рисование преподавали педагоги).

Ученица: Про мать Даля известно также, что она была музыкальна, обладала «голосом европейской певицы, играла на фортепиано. Даль вырос в доме, где звучали музыка и пение. Это немало значит.

Учитель: В семье всегда говорили по-русски. Отец «при каждом случае напоминал детям, что они русские». «Древние и новые языки», которыми владел отец, пять языков, на которых говорила мать, — все это рождало в детях «чувство языка».


Случайность судьбы: 16-летним юношей, оказавшись в Европе, Владимир Даль попал не в какую иную страну, а именно в Данию.

(Появляется Даль. Он в накинутой на плечи шинели)

Даль: Когда я плыл к берегам Дании, меня сильно занимало то, что я увижу отечество моих предков, мое отечество. Ступив на берег Дании, я на первых же порах окончательно убедился в том, что нет у меня ничего общего с отчизной моих предков.

Страница 2

«Главный день его жизни»

Даль (продолжает): Учиться меня отдали в Морской кадетский корпус. Здесь я составил свой первый словарь кадетского жаргона из 34 слов. 3 марта 1819 года мы были выпущены мичманами, и я был отправлен служить в Николаев.

(Выходит ямщик в тулупе, с кнутом в руках)

Ямщик: Ну что, барин, будем ехать или еще погреемся?

Даль: (застегивая шинель): А доберемся в такую пургу?

Ямщик: Не сомневайтесь (тычет кнутом в небо). Замолаживает.

Даль: Как это «замолаживает»?

Ямщик: Пасмурнеет. К теплу.

Даль: Это что ж, у вас в Новгородской губернии так говорят?

Свежие документы:  Конспект классного часа в начальной школе «Всемирный день животных»

Ямщик: Так. Небо тучами заволакивается, к ненастью клонит.

(Даль вытаскивает из кармана записную книжечку, карандаш, дует на окоченевшие пальцы и начинает что-то писать. Ямщик уходит)

Даль: Этот морозный мартовский день стал главным в моей жизни. Я записал первое слово.

Учитель: Это было рождение «Толкового словаря». Мичман принял решение, которое повернуло его жизнь. Застывшими пальцами он написал первую страницу будущего словаря.

Страница 3

«Явление казака Луганского»

(Русские сказки. Пяток первый)

Учитель: Работа по составлению «Толкового словаря» долгая. Она продолжалась в течение 53 лет. А еще в это время Даль собирал, обрабатывал народные сказки и сочинял свои. Первый его литературный опят горячо одобрил Александр Сергеевич Пушкин.

Ученик: Год 1832, осень. Даль взял книгу своих «Русских сказок» и отправился к Пушкину. Пушкин сразу показался Далю очень русским – не африканцем. Может быть, оттого что Даль привык не только рассматривать людей, но и слушать, а у Пушкина был великолепный московский говор.

Ученица: Перелистывая «Пяток первый» (так назвал Даль свой сборник сказок), Пушкин сказал: «Сказка сказкой, а язык наш сам по себе…» Пушкин в это время был уже не только великий поэт, прозаик, драматург, но и сказочник. Даль мог быть доволен. Пушкин понял его, он восхитился обилием накопленных пословиц и поговорок, которые использовались в сказках.

(Появляется сказительница)

Сказительница: Жил-был в селе мужичок, крестьянин исправный, и работы не боялся, и о людях печаловался: коли кто был в горе да в нужде, всяк к нему за советом шел, а коли у кого было хлеба в недостаче, шли к его закрому, как к своему. У кого хлеб родился сам-четверг, сам-пят, а у кого нередко сам-десят! Сожнет мужичок хлеб, свезет в овин, перечтет снопы и каждый десятый сноп к стороне отложит, примолвя: «Это на долю бедной братии». Услышал однажды Воробей…

(Размахивая крыльями выбегает Воробей)

Воробей: Чив, чив, чив! Мужичок полон овин хлеба навалил, да и на нашу братию видимо-невидимо отложил (втаскивает два мешка).

(Появляется Мышь)

Мышь: Ш-ш-ш, не кричи во весь рот» Не то все услышат: налетит ваша братия, крылатая стая, все по зернышку разнесет, и нам ничего не достанется!

Воробей: Давай-де, Мышка-норушка, совьем себе по гнездышку – я под стрехой, ты – в подполье – и станем жить да быть да хозяйской подачкой питаться, и будет у нас все пополам (показывает на мешки).

Мышь: Давай. (В сторону) Как же я буду с тобой делиться? (Хватает мешки и пытается удрать)

Воробе6й: Ах ты, Мышь подпольная, вишь что затеяла! Да где же твоя правда? Взяла и обобрала товарища!

Мышь: Я ничего знать не знаю!

(Начинают отбирать друг у друга мешки и драться)

Воробей: Раз так, пойду я к звериному царю Льву на тебя жаловаться.

(Появляется Лев. Мышь усаживается возле его ног)

Воробей (кланяясь Льву): Лев-государь, вот так и так: я положил уговор с твоей холопкой, Мышью зубастой, жить в одном амбаре, есть из одного закрома. Но Мышь подпольная слукавила. Стал я ее унимать, а она, злодейка, так меня ощипала кругом, что стыдно в люди показаться. Повели, царь, Мышь ту казнить, а все зерно мне отдать. Коли же ты, государь, нас с Мышью не рассудишь, так я полечу к своему царю с челобитной!

Лев: И давно бы так, иди к своему Орлу!

(Лев укладывается спать. Воробей идет к Орлу, подает ему бумагу. Орел молча читает)

Орел: Эй, трубачи! Трубите великий сбор моим богатырям: беркутам, соколам, коршунам, ястребам, гусям и всему птичьему роду, чтобы клювы точили, когти вострили; будет-де вам пир на весь мир. А звериному царю разлетную грамоту несите: за то-де, что ты царь-потатчик, присяги не памятуешь, своих зверюшек в страхе не держишь, наших жалоб не разбираешь, вот за то-де и подымается на тебя тьма-тьмущая, сила великая.

Свежие документы:  Классный час для 1 класса "Вежливо-невежливо"

Лев (просыпаясь): Ах так! (Обращается к Мыши) Зови мое царство звериное: барсов, волков, медведей, крупных и мелких зверей. Воевать будем.

(За дверью раздается шум. Воробей и Мышь всматриваются вдаль)

Воробей: Вон, вон, ваши побеждают!

Мышь: А теперь наши в наступлении е пошли.

Воробей: Давай, ребята! Так их! Ура! Побеждаем!

(Мышь пятится в ту сторону, где находится Лев, хочет прошмыгнуть мимо него. Но Лев хватает ее)

Лев: Ах ты, Мышь, мелюзга подпольная, из-за тебя, мелкой сошки, бились мы, не жалеючи себя, а ты же первая тыл показала! Эй, звери лесные! Бейте отбой, замиренья просите! Присуждаю весь награбленный хлеб Воробью отдать!

(Уходят)

Сказительница: Воробушек разжился, и стал у него что ни день, то праздник. Гостей видимо-невидимо, вся крыша вплотную засажена воробьями, и чирикают они на все село былину про Мышь подпольную, про Воробья богатого да про свою удаль молодецкую.

(Уходит)

Учитель: Понравились сказки Даля Пушкину. Поддержал он собирателя пословиц. Придал толк его делу, смысл, значение. Пушкин посоветовал Далю заняться составлением словаря. Этим и была дорога встреча. «Я не пропустил дня, чтобы не записать речь, слово, оборот на пополнение своих запасов, — писал Даль на закате дней. И дальше: Пушкин…горячо поддержал это направление мое».

Страница 4

Толковый словарь Живого великорусского языка

Ира: Андрюха, привет! Что это ты так нагрузился?

Андрей: Да Тамара Михайловна задание дала: написать творческую работу о словаре Даля.

Ира: Обыкновенный словарь. И чего учительница так восхищалась: «Кладезь мудрости! Кладезь Мудрости!»

Андрей: А я вот начал выполнять задание, открыл книгу и увидел, что тут много интересного.

Наташа: Что может быть интересного в словаре? Обыкновенные слова.

Андрей: Странно. Что же вы в таком случае в своих работах написали?

Ира (открывает тетрадь): В толковом словаре Даля собрано много слов. Они расположены по алфавиту, ко многим подобраны однокоренные слова и синонимы. Например: слово, словарь, словник, словотолковник, словарик.

Наташа: И у меня то же самое. Только я еще написала, что ко многим словам в качестве примеров автор подобрал пословицы, поговорки и даже загадки: «В воде родится, а воды боится». (Соль). «Мать толста, дочь красна, сын кудреват, в поднебесье ушел» (Печь, огонь, дым).

Ира: Вот и все. Что тут сложного? Носитесь с этим словарем, как кошка с котятами

Андрей: Говоришь, как кошка с котятами… А ведь это выражение из словаря Даля. Оно поясняет значение слова «кошка». Что, по-вашему, оно означает?

Ира (смеется): Ну ты даешь! Да кто же этого не знает?

Наташа: Тебе и трехлетний ребенок ответит.

Андрей: А все-таки?,,

Ира (растягивая слова): Кошка – это домашнее животное.

Андрей: И только?

Наташа: А что же еще?

Андрей: А Даль дает девять толкований слова «кошка». (Открывает книгу) Это и домашнее животное. И якорь о четырех лапах. И снаряд для осмотра выбоин в орудиях. И кожаный кошелек, который носят на поясе. А еще плетка с несколькими хвостами, коса на взморье или отмель, рыбачий сачок, растение, игра.

Ира (задумчиво): Да… А что там еще про кошку?

Андрей: Пословицы: «Рано пташка запела, как бы кошка не съела». «Знай кошка свое лукошко». «Напала на кошку спесь, не хочет с печки слезть»

Наташа (тоже заглядывая в книгу): Тут и загадка про кошку есть: «Две ковырки, две подковырки, один вертун, два войка, третья маковка».

Ира (присоединяясь к ним): А теперь отгадайте, что это: «Белая кошка лезет в окошко». (Андрей и Наташа молчат) Свет. Вот еще одна: «Сидят три кошки, против каждой кошки две кошки, много ли всех?»

Андрей и Наташа (вместе): Три!

Наташа: Пожалуй, в компьютер нам сегодня не играть. Придется работу переписывать.

Учитель: Ушли дети переписывать творческую работу. Мы еще с ними увидимся и узнаем, что нового они прочитали о словаре Владимира Ивановича Даля. А сейчас давайте перевернем следующую страницу нашего журнала.

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Когда придет суббота?"

Страница 5

«Какова выползина!»

Учитель: Страница с таким названием кажется нам очень загадочной. Что такое выползина? Для того, чтобы узнать значение этого слова, нам надо перенестись в зиму 1837 года.

(Появляется Даль)

Даль: С легкой руки Александра Сергеевича я занялся составлением словаря русского языка. Зиму 1837 года провел в Петербурге. Как всегда, много работал. Однажды вечером ко мне заехал Пушкин.

(Вбегает Пушкин. На ходу сбрасывает накидку)

Пушкин: Покажите, покажите, что нового появилось в вашей коллекции. (Даль показывает ему свои записи. Пушкин берет листок, читает). Приметы. Кота убить – семь лет ни в чем удачи не видать. (Читает следующую запись) Подавая соль, смейся, не то поссоришься. А вот просто слова: медуница, выползина. Выползина… Это что такое?

Даль: Выползиной называют шкуру, которую сбрасывает змея.

Пушкин: Ишь ты!… А у меня сегодня сюртук новый. Посмотрите, какая выползина! Ну, из этой выползины я еще нескоро выползу! В этой выползине я еще такое напишу!..

(Пушкин убегает)

Учитель: Пушкин хотел сказать, что этого сюртука ему «надолго станет». Он действительно не снял этого сюртука, его спороли с него 27 января 1837 года, чтобы облегчить смертельную муку от раны. Умирающий Пушкин скажет Далю прерывающимся голосом: «Выползину тоже возьми себе». Это будет позже… А тогда… «…какой сильный ветер хлестал землю в этот проклятый день – 27 января 1837 года!»

Страница 6

«Брат Даль»

Ученик: Данзас и секунданты утаптывают снег; Пушкин, запахнув широкую шубу, уселся прямо в сугроб. Торопит Данзаса: «Ну что там?» Секунданты отмеряют шаги, шинелями отмечают барьеры, разводят противников по местам.

Ученица: Потом будет выстрел, смертельное ранение, любимый Пушкиным диван возле книжных полок, а возле дивана – он, В.И. Даль.

Даль: Пушкин взял меня за руку и сказал: «Скажи мне правду, брат Даль, скоро ли я умру?» — «Мы за тебя надеемся еще, право, надеемся!» — Он пожал мне руку и сказал: «Ну, спасибо».

Ученик: Даль садится возле дивана – теперь он не уйдет отсюда до конца.

Ученица: На память о Пушкине достались Далю простреленный сюртук (тот самый выползень) и перстень, который сам поэт назвал талисманом.

Даль: Можно подхватить перстень кончиками пальцев, поднести к глазам заглянуть в чуть продолговатый зеленый камень. Так смотрят в глаза. Как гляну на него, так и пробежит во мне искорка с ног до головы, и хочется приняться за что-нибудь порядочное.

Я держу в руках мой «Толковый словарь Живого великорусского языка». Этот труд всей моей жизни. До последних дней я буду записывать новые слова. И пред самой смертью позову дочь и попрошу: «Запиши словечко».

Учитель: Хороший читатель всегда перечитывает страницы доброй книги. Предлагаю и нам вернуться на четвертую страницу, где мы расстались с юными школьниками.

(Появляются Андрей, Ира и Наташа)

Ира: Толковый словарь Даля состоит из четырех томов и содержит более двухсот тысяч слов и тридцать тысяч пословиц, поговорок, загадок.

Андрей: Владимир Иванович Даль был моряком, врачом, писателем, натуралистом. Он плавал по морям, воевал, путешествовал. Но где бы ни был Даль, чем бы он не занимался, он прислушивался к речи людей: крестьян, ремесленников, солдат.

Наташа: Идут годы, десятилетия. Многое в жизни изменилось. Одни слова из нашей речи исчезли, другие появились. Но так же, как и раньше, мы открываем замечательную книгу «Толковый словарь Живого великорусского языка» и с благодарностью вспоминаем его автора – Владимира Ивановича Даля. Человека, который любил слова.


Литература:

  1. Порудоминский В.И.Даль. М., Молодая гвардия, 1971. (Жизнь замечательных людей. Серия биографий. Вып. 17)

  2. Литературная игра «Посвящение В.И. Далю». Методическое пособие И.Н. Санниковой. Путь к книге. Оренбург, изд. ОГПУ, 2004.

  3. Урок-игра «Что мы знаем о Дале», Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2004-2005 уч. года.

  4. «Собирал человек слова». Сценарий лингвистического вечера, посвященного автору «Толкового словаря Живого великорусского языка» Л.А. Климчик.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: