Сценарий праздника «Урожай»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №20 комбинированного вида















Сценарий праздника «Урожай»



Подготовила воспитатель

Бутенина Оксана Викторовна

























г.Великие Луки, 2012г.

Цель: переживание детьми чувства благодарности земле, природе через знакомство с богатством осеннего урожая и реальным трудом земледельцев.

Задачи:

  • Знакомить с трудом хлеборобов, дать представление о труде взрослых в период сбора урожая;

  • Дать детям знания о хлебе как о ценном пищевом продукте, без которого люди не могут обходиться;

  • Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Предварительная работа: заучивание стихов на осеннюю тематику; беседы о сборе урожая, злаках; дидактические и подвижные игры по данной тематике, загадывание загадок, разучивание пальчиковых игр «Кисонька-Мурысонька», «Тесто», «Урожай у нас хорош…»; разучивание музыкально-ритмического хоровода «Урожайный»; знакомство с пословицами о хлебе, лепка из соленого теста «Пирожки».

Материалы и оборудование: изображения мельниц, деревянные машины, мешочки с зерном, емкости с различными крупами (рис, пшено, перловка, греча, геркулес), куклы, подносы, ложки, «пирожки» из соленого теста, картинки по теме «Уборка урожая».



Ход праздника

Группа украшена осенними листьями, гроздьями рябины, вокруг стоят корзины с плодами, рабочий стол украшен колосьями, мешочками со злаками, стоят чашечки с зерном. Дети одеты в русские народные костюмы. Дети входят и становятся полукругом.

Воспитатель:

Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.
Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.
Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край.
Жнут — молотят, жнут — молотят, убирают урожай.
Утром рожь стеной стояла. К ночи — ржи как не бывало.
Только село солнышко, опустело зернышко.

(П.Воронько)



Вечным символом жизни, труда, благополучия и богатства был хлеб – всему голова. Им встречали дорогих гостей, приветствовали жениха и невесту в день свадьбы, без него не обходился ни один праздник, ни одно застолье. С ним была связана вся жизнь человека от младенчества до старости. И сегодня мы вспомним песни и сказки, пословицы и поговорки, в которых говорится о хлебе и обо всём, что делали люди из муки: пирогах и калачах, караваях и блинах, куличах и пряниках.

Дети читают стихи.

1.Осень скверы украшает разноцветною листвой.

Осень кормит урожаем птиц, зверей и нас с тобой.

И в садах и в огороде, и в лесу, и у воды

Приготовила природа всевозможные плоды.

2. На полях идет уборка –

Собирают люди хлеб.

Тащит мышка зерна в норку,

Чтобы был зимой обед.

3. Сушат белочки коренья,

Запасают пчелы мед.

Варит бабушка варенье,

В погреб яблоки кладет.

(Т. Бокова)

4. Все поспело, все созрело.

Добрый будет урожай.

Здесь для всех найдется дело,

Не ленись да собирай!

(Т. Шорыгина)

5. Налились колосья в поле – золотистая пшеница.

Время жатвы наступило — выходите потрудиться.

От заката до восхода, от восхода до заката.

Да! Нелегкая работа, но за это и награда. (С. Тихонин)



6. Склонила тяжелую голову рожь:

«Спасибо вам солнце и ласковой дождь!

Спасибо земле, что была моим домом,

И сильным рукам моим старым знакомым!

Я помню, как руки трудились упорно,

Чтоб в землю посеять янтарные зерна.

А нынче они урожай уберут.

Спасибо вам, руки, за добрый ваш труд

7.Я долгую зиму в земле пролежала,

Ютилось под снегом, от стужи дрожала,

Но солнце меня отогрело давно,

И я принесла золотое зерно.

Кто хочет, отведайте хлеба ржаного,

А если меня вы посеете снова,

Я снова под снегом дорогу найду

И колосом стану, и к людям приду!

( Я. Дягутите)

Воспитатель: Осенью люди собирают урожай зерна. Тысячи людей трудятся, чтобы вырастить, собрать и обмолотить зерно и выпечь хлеб. Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ придумал пословицы про него.

  • Хлеб всему голова.

  • Не велик кусок пирога, а стоит большого труда.

  • Не тот урожай, что в поле, а тот, что в амбаре.

Во все времена люди с любовью и уважение относились к хлебу. Ценили труд тех, кто трудится для того, чтобы на нашем столе всегда был душистый, свежий и вкусный хлеб. А теперь ребята я хочу, чтобы вы внимательно посмотрели на эти картинки и разложили их в правильном порядке. Ну-ка старшие ребятки принимайтесь за дело!( дети раскладывают логический ряд из картинок по теме «Уборка урожая»)

Воспитатель: А как вы уже знаете, зерна бывают разные – рожь, ячмень, пшеница, овёс и другие. Посмотрите, что я вам покажу, (воспитатель показывает емкости с крупами). Как вы думаете, что это? Правильно. Это крупы. Посмотрите, какие они разные. Давайте с вами назовем их (гречка, рис, пшено, перловка, геркулес). Из них готовят повара на завтрак очень полезные и вкусные каши. И все они делаются из различных злаков, которые растут в поле.

Воспитатель: А теперь настала пора немножко поиграть. Давайте-ка вспомним пальчиковые игры, в которые мы с вами играли.

Дети садятся в кружочек и играют с воспитателем в пальчиковые игры.

«Как у нашего овса»

Как у нашего овса – заплетает поочередно косу у каждого плеча

Растет русая коса.

Как у нашей у пшеницы показываем каждым пальцем вокруг глаз

Золотистые ресницы.

Как у нашей гречки делать колечки пальцами

Черные колечки.

А из нашей из картошки « лепим лепешки»

Очень вкусные лепешки.

«Тесто»

Два цыпленка, два цыпленка, Пальцы-клювики

Просо молотили. Кулаком молотим по ладони

Две хохлатки, две хохлатки Показываем «гребешок»

К мельнику возили. Несем воображаемый мешок

Наш козел — отличный мельник, «Рожки» пальцами у головы

Он молоть умеет,

А коза ему поможет, Рожки одной рукой

И муку просеет. «Просеиваем» муку

Муха месит, муха месит, «месим» тесто двумя руками

Пчелка помогает.

Солнце светит, солнце свети, Руки сомкнуты над головой

Тесто запекает. «Подаем» на ладонях хлеб

«Кисонька-Мурысонька»

— Кисонька-Мурысонька, где была? «усы» возле рта

— На мельнице. Упражнение «мельница»

— Кисонька-Мурысонька, что делала? «усы» возле рта

— Муку молола трем кулачками по друг дружке

— Кисонька-Мурысонька, зачем тебе мука? «усы» возле рта

— Пирожки печь «печем» пирожки

— Кисонька-Мурысонька, с кем будешь пирожки есть? «усы» возле рта

— Одна показываем указательный палец

— Не ешь одна, не ешь одна, дай детям! грозим пальцем

Воспитатель: Молодцы! А теперь немножко подвигаемся.

Играют в игры-эстафеты.

1. Игра «Разгрузка зерна». Группа делится на две команды. По команде дети перевозят мешочки до «мельницы» на машинах.

2. Игра « Закрома». Дети, по команде, пересыпают ложкой зерно из мешочков в мисочки.

3. Игра «Угощение для гостей». Дети, по команде, бегут к тарелке с «пирожками», берут по одному и возвращаются к куклам, кладут перед каждой «пирожок» на тарелочку.

Воспитатель: Вот какие молодцы! Как быстро вы справились с заданиями! Давайте немножко отдохнем. Садитесь на стульчики, поработаем нашими головками, будем загадки отгадывать!

1.В поле сеют и растят,

Убирают, сыплют в склад.

И на хлеб идет оно,

А зовут его … (зерно).

2. Золотист он и усат,

В ста карманах сто ребят (колос)

3. Тыща братьев крепко связаны,

Сотней братьев подпоясаны. (сноп)

4. Бьют меня палками,

Жмут меня камнями,

Держат меня в огненной пещере,

Режут меня ножами,

Кусают меня зубами.

За что меня так губят?

Потому что любят! (хлеб)

5. Он бывает с толокном,

С рисом, мясом и пшеном.

С вишней сладкою бывает,

В печь его сперва сажают.

А как выйдет он оттуда

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят! (пирог)

Воспитатель: Вот какие ребята умненькие, все загадки отгадывают. Пришло время песенки петь и урожай собирать. Становитесь все в кружок, будем хоровод водить.

Дети с воспитателем играют в музыкально-ритмический хоровод «Урожайный».

Воспитатель: Хорошо мы потрудились, пришло время подкрепиться, а в награду за наш труд родители испекли нам большой каравай!

Дети садятся за праздничный стол, устраивается чаепитие.















Используемая литература:

  1. Дыкман Л. Гармоничный ребенок. Как этого достичь? Труд, игры, творчество, праздники года. – СПб: ПЕТРО-РИФ, 1998.

  2. Даль В.И. Пословицы русского народа. М., ННН, 2003.

  3. Хананова И.Н. Солёное тесто. М., АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006.

  4. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М., Просвещение , 1985г.

  5. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. М.,Мозаика-Синтез, 2008 г.







Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса «Гаичка в гостях у ребят»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: