Сценарий внеклассного мероприятия для младших школьников «Хлеб-всему голова»


Сценарий внеклассного мероприятия для младших школьников.

Описание работы: Материал для учителей начальной школы. Может использоваться в организации внеклассной работы, работе с родителями.

Форма: празднично-конкурсная программа.

Возраст: учащиеся  1 — 4 классов.

Цель: воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к тяжелому труду хлебороба и к хлебу; пробуждение познавательного интереса к процессу изготовления хлеба, стремления совершенствовать …

Задачи:

Способствовать развитию мышления, памяти, реализации творческих  способностей;

Воспитывать культуру общения, эстетический вкус детей.

Предварительная работа:

подбор детьми и учителем стихотворений, загадок, информации об истории хлеба, процессу производства, танцев, инсценировок сказок; изготовление пригласительных билетов для гостей праздника.

Предполагаемые результаты:

познавательные УУД

— самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную

— умение самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников

коммуникативные УУД

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

— владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

— формирование вербальных и невербальных способов коммуникации

— умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

регулятивные УУД

— удерживать цель деятельности до получения ее результата

— анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной(неуспешной) деятельности

— оценивать результаты деятельности

личностные УУД

— проявлять понимание и уважение к ценностям культур изготовления хлеба;

-анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

— оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

— проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь

Ход мероприятия.

Чтец 1. Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом,

Встретить щедро от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Пышным, круглым караваем.

Чтец 2.Он на блюде расписном

С белоснежным рушником!

С караваем соль подносим,

Поклонясь отведать просим, —

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

Вместе: Милости просим на праздник наш, гости!

Учитель: Хлеб наше богатство, наша сила. Ни один день нашей жизни не обходится без хлеба. Не зря в народе говорится: «Есть хлеб – есть и песня…».

А знаете ли вы, какой нелёгкий путь проходит маленькое зёрнышко, прежде чем попасть к нам на стол в пышном, румяном и вкусном каравае?

(Демонстрация зёрен пшеницы)

Посмотри на него. Какое оно маленькое и твердое, чуть больше капли воды на ветке, а его цвет напоминает о солнце, что согревало хлебный колос, когда созревало это зёрнышко. Оно такое крохотное, но в нем великая сила. Настанет момент. Когда оно попадет в землю.

Землю-матушку – как ласково называли её во все времена русские хлеборобы. И тут начнутся удивительные превращения маленького зёрнышка. (Учитель дает детям зерна пшеницы, показывает ростки пшеницы, колос, муку, крупу.)

Мы с вами только что узнали, какой непростой и длинный путь проходит зёрнышко пшеницы пока попадет на наш стол в виде хлеба

А знаете ли вы, чем пахнет хлеб?

Ломоть ржаного, трудового хлеба?..

Он пахнет полем, речкой, печью, небом,

А главное – работой пахнет хлеб.

Каждое зерно омыто

Человечьей каплей пота.

Нет, не может быть забыта

Эта тяжкая работа.

Конкурс «Калейдоскоп профессий».

Дети делятся на две команды «Колосок» и «Зёрнышко».

Нужно назвать как можно больше профессий связанных с выращиванием и переработкой зерна (селекционер, агроном, тракторист, комбайнёр, шофёр, мельник, пекарь)

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса «Шарик, катись!»



Учитель. Мудрость народа отражена в легендах, сказаниях и былинах. Великое множество их посвящено хлебу. Послушайте народную притчу о хлебе.

Вышли на ниву весной отец и сын.

«Хорош хлеб взметнулся!»- воскликнул сын, любуясь дружными всходами.

«Это не хлеб, а трава», — поправил его отец.

Прошло время, снова вышли они в поле.

«Какой хлеб колосится!» — порадовался сын.

«Это не хлеб, а солома» — ответил умудрённый опытом отец.

Выехало семейство на жатву.

«Ну, не говорил ли я, что будем с хлебом! Можно и свадьбу играть!» — обрадовался сын.

«Погоди», — прервал его отец и с тревогой поглядел на тёмную тучу в небе. Вдруг налетел шквал, ветром и ливнем смыло с нивы, все что стояло на корню…

И сказал понурившись отец: «Хлеб, сын, тогда хлеб, когда он в закромах».

Конкурс «Калейдоскоп профессий».

Дети делятся на две команды «Колосок» и «Зёрнышко».

Нужно назвать как можно больше профессий связанных с выращиванием и переработкой зерна (селекционер, агроном, тракторист, комбайнёр, шофёр, мельник, пекарь)

Учитель Ребята, а вы знаете, как появился хлеб?

Давайте заглянем в историческую летопись. Эту информацию ребята нашли в интернете.

Летописец 1.

Ещё в древние времена человек узнал, как с одного высаженного в землю зерна можно собрать множество спелых зёрен. Потом он попробовал растирать эти зёрна между двумя камнями и получил первую муку. А когда добавил воды – получилось первое тесто. Солнце высушило его и человек впервые попробовал пресную лепёшку. Потом человек попробовал испечь эту кашицу на костре –это и был древний прародитель нашего хлеба. Учёные полагают, что первый хлеб был испечен не менее 15 тыс. лет назад.


Летописец 2.

Слово «ХЛЕБ» пришло к нам из Древней Греции, где он выпекался в специальных глиняных горшочках «хлибаносах». Вместе с древним хлебом появилась и профессия «пекарь». Пекари всегда пользовались особым почётом и уважением у всех народов. В Риме даже стоит памятник Марку Вергилию Эврикасу – пекарю и торговцу хлебом. А на основании памятника изображён весь процесс выпечки хлеба. Особенно ценился тот пекарь, который умел делать хлеб на дрожжах, Этот сорт хлеба был очень дорогим. Его могли себе – позволить купить только очень богатые люди.


Учитель. У русского народа во все времена было самое почтительное отношение к хлебу. В народных пословицах, поговорках отразилось, бережное и уважительное отношение к хлебу.

А вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?

Тогда пора собирать наш «урожай пословиц».

Игра «Собери урожай».

Пословицы разделены на 2 части, каждая из которых написана на отдельном колоске. Нужно найти колоски и составить пословицу верно.

  1. У кого хлеб родился, тот всегда веселится.

  2. Без хлеба сыт не будешь.

  3. У кого хлебушко, у того и счастье.

  4. Плох обед, коль хлеба нет.

  5. Хлебушко — от земли, силушка — от хлеба.

  6. Хлебушко — калачу дедушка.

  7. Кто пахать не лениться, у того хлеб уродиться.

  8. Рыбе — вода, ягодам — трава, а хлеб всему голова!



Учитель: Часто бывает, что выбрасывают недоеденные куски хлеба.

Такая малость – подумаешь! А может и в самом деле подумаем? Подсчитано, если каждый школьник выбрасывает в столовой кусочек хлеба весом в 20 грамм, то за год теряется в среднем 25 центнеров зерна, что примерно равно урожаю с гектара хлеба. У нас в школе тоже есть случаи, когда пирожки и хлеб валяются на полу или в урне. Всем надо воспитывать в себе уважение к хлебу. В старину говорили: ”Хлеб наш батюшка”. Было страшным грехом выбросить хлеб. Во время войны хлеб был для людей спасеньем.

В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжелого хлеба, блокадного хлеба 125 грамм!

В годы тягот и лишений

В годы Великой Отечественной Войны г. Санкт-Петербург (в прошлом Ленинград) был окружён войсками Гитлера и выдержал длительную блокаду. Люди во время блокады умирали от голода, в городе нечего было есть и самой большой ценностью был хлеб выпекаемый не единственной уцелевшей пекарне города. В музее истории Санкт-Петербурга храниться маленький черный кусочек блокадного ленинградского хлеба – это суточная норма хлеба для жителей города.

    • 125 граммов — блокадный хлеб — это с трудом можно назвать хлебом — в нем было много примесей: жмых, древесные стружки, трава — лебеда или крапива, отруби и смесь, и только 5 граммов муки. Помните это и бережно относитесь к хлебу.

Город выстоял несмотря ни на что, но те, кто выжил в окруженном Ленинграде, знают настоящую цену хлеба.

Новый мир мужал и креп.

Шел народ в огне сражений

За свободу и за хлеб.

Значит, правильны слова:

«Хлеб всей жизни голова!»

Сценка «Святой хлеб».

(входит бабушка, на тарелке несёт нарезанный хлеб, подбегает внучка, берёт кусочек, откусывает)

Внучка: -Фу, какой плохой хлеб!

Бабушка:- Так нельзя про хлеб говорить! Его уважать надо. А если не вкусный, говорят: «Плохо выпечен».

Внучка: А Пашка тоже хлеб не уважает. Не доел на улице и бросил на землю.

Бабушка: Ай, как нехорошо! Ты так никогда не делай и другим не позволяй. Не доешь кусочек – в хлебницу положи. Увидишь, кто бросит из ребят, вели поднять. Ведь без хлеба голод, смерть. Сколько людей умерло без хлеба.

Хлеб – святой!

Внучка: Говорила бабушка, мама говорила:

Хлеб наше богатство, в хлебе наша сила!

Но мальчишки в школе с этим не считаются

И в столовой корками хлебными бросаются.

А я хлеба корку никогда не брошу,

Потому что хлеб наш вкусный и хороший.

Потому что много стоило труда,

Чтобы хлеб наш вкусный был у нас всегда!



Учитель: Ребята, давайте вместе с вами составим «Правила бережного обращения с хлебом». Всегда будем бережно относиться к хлебу и учить на своём примере других.

Помните, ребята, такие правила:

  • Бери хлеба столько, сколько съешь.

  • Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным.

  • Нельзя играть с хлебом.

  • Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.

Учитель. Ребята, а вы любите загадывать и отгадывать загадки. Наш завершающий конкурс «Отгадай-ка!»

(команды загадывают друг другу загадки каждый правильный ответ- очко, если команда не угадала – очко идёт соперникам)

2 уч. — Золотист он и усат,

В ста карманах — сто ребят.(Колос)

3 уч. — Он идет — волну сечет

Из трубы зерно течет.(Комбайн)

4 уч. — Кто там в поле, угадай,

Режет черный каравай? (Плуг)

5 уч. — Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А как пашет —

Семь плугов тащит. (Трактор)



Учитель: А сейчас группы ребят покажет русскую сказку «Круть и Верть».

Круть. Я – мышонок Круть, очень люблю крутиться. (крутится) . 

Верть. Я – мышонок Верть, очень люблю вертеться. (вертится) . 

Звучит музыка. Выходит петушок, танцует. 

Петушок. Здравствуйте! А я – Петушок – голосистое горлышко. 

Очень рано встаю, 

На работу всех бужу. 

Двор подметаю, 

Мусор убираю. (метёт) . 

Круть! Верть! Смотрите, что я нашёл! 

Круть. Это колосок. Нужно его обмолотить. 

Петушок. А кто это будет делать? 

Мышата. Только не я! Только не я! 

Петушок. Тогда я. (уходит с колоском в дом) . 

Верть. Он нашёл колосок, ему и молотить. 

Звучит музыка. Мышата играют в чехарду, ладушки, кружатся и т. д. 

Выходит Петушок с чашкой муки. 

Петушок. Круть! Верть! Смотрите, сколько муки получилось! 

Круть. Ого! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь. 

Петушок. А кто будет это делать? 

Мышата. Чур не я! Чур не я! 

Петушок. Видно, мне одному всё придётся делать. (уходит) . 

2. 

Мышата. (поют). Мы — весёлые мышата! 

Нам всегда работать лень! 

Мы – весёлые ребята! 

Мы играем целый день! 

Припев: 

Мы — мышата Круть и Верть, 

Очень любим песни петь! 

Потанцуем и споём 

И сначала всё начнём! 

(танцуют: разводят и смыкают носки на «4» счёта –«гармошка», 

обходят друг друга, меняясь местами, продолжают петь. 

Припев. Играют в ладоши. Выходит петушок. 

Петушок. (с пирогом) . Вот и пирог готов! 

Мышата. Ой! Как есть хочется! (садятся за стол) . 

Петушок. Подождите! Подождите! Вы сначала мне скажите : кто колосок обмолотил? 

Мышата. (громко). ТЫ! 

Петушок. А кто тесто замесил? 

Мышата. (тише). ТЫ! 

Петушок. А кто стряпал и выпекал пирог? 

Мышата. (шёпотом). Всё ты! Всё ты… 

Петушок. А вы что делали? 

Мышата. Только пели и плясали (опустив голову, выходят из –за стола). Прости нас, Петушок! Мы всё поняли. И теперь тебе всегда помогать будем! 

Петушок обнимает мышат. Звучит музыка. 

3. 

Петушок. (поёт) . 

Колосок я нашёл и муки намолол, 

Круто тесто замесил, 

Да и маслицем полил. 

Все. 

Получился пирожок, 

Расписной его бочок! 

Всю округу обойдёшь, 

А такого не найдёшь! 

Поклон. 

Сказки любят все на свете, 

Любят взрослые и дети! 

Сказки учат нас добру 

И прилежному труду, 

Говорят, как надо жить 

Чтобы всем вокруг дружить. 

Ведущая. 

Артистами ребята побывали, 

И сказку мы вам показали. 

Представление артистов : 

мышонок Круть – 

мышонок Верть – 

Петушок – 

Артисты, зрители – 

все были хороши! 

Похлопаем друг другу от души.







Учитель: Ну что ж, пора подвести итоги нашего сегодняшнего состязания.

(подсчитываются очки заработанные в конкурсах)

Каравай земли и неба на твоём столе –

Ничего сильнее хлеба нету на земле.

В каждом маленьком кусочке – хлебные поля,

А на каждом колосочке держится земля.

И растёт под небом светлым, строен и высок,

Словно Родина бессмертный хлебный колосок.











скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: