Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся начальных классов «Символы моей Родины»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Даньковская основная общеобразовательная школа

Подгоренского района Воронежской области










Сценарий внеклассного мероприятия

для учащихся начальных классов

«Символы моей Родины»











подготовила

учитель начальных классов

Кулькина Людмила Владимировна













х. Даньковский, 2011 г.


С и м в о л ы м о е й Р о д и н ы .

Цель: дать основные понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов; воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства, патриотические чувства, формировать чувство гордости за свою Родину; развивать познавательный интерес.

Оборудование: мультимедиапроектор, мультимедийная презентация на диске, пословицы о Родине, нарисованные семейные гербы, изображения флага и герба России.

Ход мероприятия.

Слайд 2

Учитель. Ребята, назовите, пожалуйста, слова, которые являются для вас самыми родными и дорогими на свете.

Ученики. Мама, школа, дом, друг …

Учитель. Верно, но есть еще одно дорогое слово, о котором вы узнаете, разгадав кроссворд.

Слайд 3-9 (сменяются по щелчку)

Кроссворд.






р

е

к

а







о

с

и

н

а






д

я

т

е

л



в

а

с

и

л

е

к



р

я

б

и

н

а




б

е

р

е

з

а






1. Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий в море. (Река)

2. Никто ее не пугает,

А она вся дрожит. (Осина)

3. Черный жилет, красный берет,

Нос — как топор, хвост — как упор. (Дятел)

4. Колосится в поле рожь,

Там, во ржи, цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (Василек)

5. Весною зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина)

6. Русская красавица

Стоит на поляне,

В зеленой кофточке,

В белом сарафане. (Береза)

Ученики. Получилось слово Родина.

Учитель. Родина – это дом, в котором мы живем, и полянка в лесу, и наша русская березка, и песня соловья.

Слайды 10-15 (сменяются автоматически)

(Звучит запись песни «С чего начинается Родина»)

Ученик. Если скажут слово – Родина,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Слайд 16

Учитель. Наша Родина – Россия — самая большая страна на свете. Посмотрите на карту – ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде. Это страна, в которой мы родились, живем и учимся.

Каждая страна имеет свои символы. Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал. Какие символы нашей страны вы знаете?

Свежие документы:  Интеллектуально – познавательная игра "Страна дорожных знаков"

Ученики. Герб, флаг, гимн.

Имеет флаг, и гимн, и герб

Российская держава.

И как все символы, они

Жизнь нашу отражают.

Слайд 17

Давайте рассмотрим герб нашей страны.

Герб – это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и других официальных документах. Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нем отражена история. Давайте рассмотрим наш герб. Что на нем изображено?


На герб посмотрим: здесь орел,

Да не простой – двуглавый,

Символизирует страну –

Могучий, величавый.

В Европе с Азией страна

Раскинулась широко –

Меж океанов и морей,

От запада к востоку.

Вот и взирает птица – царь

В две стороны внимательно:

В порядке ль все, не шел чтоб враг,

Следит он обязательно.

В руках держава, скипетр есть,

Над главами короны.

И всадник на коне верхом,

И змей, копьем сраженный.


Золотой двуглавый орел изображен на фоне щита красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом на верху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце.

На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это – святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить дракона. Ужасный черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Георгий Победоносец почитался как герой и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. Образ его часто изображали на иконах. В древние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку.

В некотором царстве-государстве случилось великое несчастье: напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий – и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег морской и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его.

Свежие документы:  сценарий праздничного мероприятия "День воспитателя"

Слайд 18

Учитель. Еще один важный символ нашего государства – флаг.

Флаг нашей страны тоже имеет свою историю. Много веков тому назад вместо флага люди использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конский хвост. Назывался он стягом. Главным назначением стяга было собрать, «стянуть» к себе воинов для защиты своей земли. Государственный флаг означает единство страны.

Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин ярко-красного или темно-красного цвета прикрепляли к древку. Стяг взметался ветром, придавая уверенность и мужество ратникам.

Затем на полотнищах стали изображать святых – «знамения». Так появилось слово «знамя». Знамена тогда имели различные цвета – зеленый, желтый, белый, красный. Их украшали богатые узоры.

Наш российский флаг – трехцветный. Цвету придается особый смысл. Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.

Флаг состоит из следующих частей: древко, полотнище, навершие, ленты, тесьма, шнуры с кистями. День 22 августа отмечается в нашей стране, как день Государственного флага Российской Федерации.

Учитель. А где можно увидеть герб и флаг?

У каждого государства есть свой государственный гимн. Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особо торжественных случаях: во время подъема государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляют уважение к стране, чей гимн звучит.

Давайте и мы стоя послушаем один куплет этой торжественной песни. Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров, слова – Сергей Владимирович Михалков.

Слайд 19-221 (сменяются автоматически)

(Звучит гимн)

А сейчас проверим, внимательно ли вы меня слушали.

Слайд 23

Учитель.

Наш народ очень любит свою Родину. О Родине есть много пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые их них.

Слайд 24

Попробуйте соединить части пословиц:


Родина краше солнца, дороже золота.

Родина – мать умей за нее постоять.

Нет в мире краше Родины нашей.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

(Дети соединяют разрезанные части пословиц)

Слайд 25

Великую землю, любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем.

Пускай совсем я маленький,

Но Родину люблю,

Свой дом на тихой улице

И всю страну мою!

Люблю я речку быструю

И дальний лес за ней.

Пусть будет небо чистое

Над Родиной моей!

Учитель.

У каждого из нас есть семья. А семья это частичка нашего народа, нашей страны.

Ребята нашего класса придумали и нарисовали герб своей семьи. Сейчас дадим им слово.

(Выступления ребят)

Учитель.

Свежие документы:  Классный час для 5 класса "23 февраля"

Ребята, а какое дерево издавна считают символом России?

Слайд 26

Конечно, это русская березка. Это она воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи. Россия и береза – эти понятия неразделимы.

Красавицей русских лесов называют люди березку. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной она привлекательна во все времена года. О березе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин.


Русь моя, люблю твои березы!

С первых лет я с ними жил и рос,

Потому и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез…


Хороша ты любою порою.

И недаром, всем сердцем любя,

Богатырского леса красою

Называли повсюду тебя.

И недаром тебе лишь вручали

Все невесты отчизны моей

И девичьи мечты, и печали,

Словно старшей подруге своей.

Слайд 27

Все из березы идет в дело. Из почек приготавливают лекарства. Из ветвей делают метлы и веники. Из бересты (она отделяется тонкими, как бумага, слоями) народные умельцы мастерят туески, лукошки для сбора ягод и грибов. Березовые дрова – лучшее топливо в русской печке. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, добывают скипидар, древесный спирт, уксус.

Где бы ни росла русская березка, везде она людям радость, везде она людям свет! Стоит она, красавица русского леса и будет стоять вечно!

Слайд 28

Учитель.

Ребята, у каждого народа есть свои замечательные куклы, некоторые из них стали знаменитыми на весь мир. Одна из них перед вами – это русская матрешка.

Кто матрешку создал, я не знаю,

Но известно мне, что сотни лет

Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер,

В нивах шумных, в сказочном лесу?

Создал образ неуемной страсти,

Истинную русскую красу.

На щеках навел зари румянец,

Неба синь плеснул в ее глаза,

И, пустив в неповторимый танец,

Он, должно быть весело сказал:

— Ну, иди, гуляй теперь по свету,

Весели себе честной народ.

И матрешка через всю планету

До сих пор уверенно идет.

Иностранные гости, посещая нашу страну, обязательно увозят с собой на память русскую матрешку – символ России.

Учитель.

Вот и познакомились мы с символами нашей Родины.

Берегите Россию-

Нет России другой.

Берегите ее тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе.

Берегите Россию,

Без нее нам не жить.

Берегите ее,

Чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию –

Нет России другой.




Список используемой литературы:

Авт.-сост. Т.Н.Максимова «Классные часы» 1 класс– М.:ВАКО,2008.

Авт.-сост. О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова «Праздник – ожидаемое чудо» — М.:ВАКО,2006.

Авт.-сост. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. «Внеклассные мероприятия» — М.:ВАКО,2005.

Авт.-сост. О.Е. Жиренко, А.В.Кочергина, Л.А. Обухова, Л.И. Гайдина «Внеклассные мероприятия» — М.:ВАКО, 2007.





скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: