Сценарий внеклассного мероприятия с использованием ИКТ «Хлеб — всей жизни голова»





Муниципальное общеобразовательное учреждение

Даньковская основная общеобразовательная школа

Подгоренского района Воронежской области










«Хлеб – всей жизни голова»

Внеклассное мероприятие

для учащихся начальных классов










подготовила

учитель начальных классов

Кулькина Людмила Владимировна








х. Даньковский, 2011 г.







Хлеб – всей жизни голова

Цели: воспитание бережного отношения к хлебу, уважения к людям труда, трудолюбия; воспитание патриотизма на примере героического прошлого нашего народа; сплочение коллектива.

Оборудование: мультимедийная презентация, медиапроектор, снопы зерновых культур.

Земля — матушка, а хлеб — батюшка.

Каравай хлеба не свалится с не­ба.

Пот на спине — так и хлеб на столе.

У кого хлебушко, у того и сча­стье.

Накрыт праздничный стол с булочками, пряниками, пирожками, а в центре каравай хлеба на рушнике.

Под звуки песни «Русское поле» (музыка Я. Френкеля, слова И. Гофф) в класс входят ученики, гости, родители/

Слайд 2.

Ведущий. Ребята, сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о чуде земли, чуде труда человека — хлебе.


Ведущий. Как пришел ты к людям, хлеб?

Сдайд 3.

Вот послушайте сказку.

Давным-давно это было, когда люди жили племенами в пещерах и питались мясом животных. Случилось так, что всех животных они ис­требили, и есть им стало нечего. Вот и отправились они в поисках дру­гих мест, где можно было бы прокормиться. Шли они долго, многие умирали от голода. Так и случилось с одним человеком. Он упал, поте­ряв от изнурительного голода сознание. Когда он очнулся, вокруг него никого не было. И вдруг над собой он увидел удивительное растение, из которого сыпались на него мелкие камушки. Он решил попробовать один из них, и вдруг приятный запах и вкус оживили его. Он стал соби­рать эти камушки, которые оказались зернышками, и есть их. Эти зерна подействовали на него, как лекарство. Он окреп и выздоровел, и ему сразу же захотелось рассказать об этом людям. Он собрал эти зерна и пошел искать людей. Увидев его живым и невредимым, люди удиви­лись, а он рассказал им о чудо-колоске.

С тех пор люди стали употреблять в пищу чудо-колоски. Позднее они начали зерна размельчать, подсушивать на камнях и питаться этим.


Но не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

Слайд 4.


Ведущий.Нелегок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создается хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам при­роды открыто пшеничное поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делайте и вы так. Смолоду учитесь це­нить труд других.

Святое дело — вырастить хлеб. Из зернышка пшеницы можно полу­чить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен! Сколько же надо, чтобы прокормить народ?

Слайд 5.

  1. й ученик. Каравай земли и неба

На твоем столе –

Ничего сильнее хлеба

Нету на земле.

  1. й у ч е н и к. В каждом маленьком кусочке

Хлебные поля,

А на каждом колосочке

Держится земля.

  1. й ученик. В малом зернышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной.

  1. й у ч е н и к. И растет под небом светлым

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный,

Хлебный колосок.

Ведущий. Да, взрослые, вспоминая те трудности, которые им пришлось испытать на полях,говорят:

Перед этой пашнею шапку скинь, сынок,

Видишь, пробивается хлебный стебелек,

Сколько в это зернышко вложено труда,

Знают только солнышко, ветер да вода…

Да, это так. Поле не терпит бездельников. Я рас­скажу вам басню, а вы попробуйте придумать для нее название:


На пахоте два Плуга

Остановились друг напротив друга.

Один старообразный, ржавый,

Другой сияющий и моложавый.

Плуг старый молодому говорит:

  • Смотрю я, одного мы года

И одного завода,

Но у тебя блестящий вид,

А я, хоть и берег себя везде, —

Бывало, каменел на борозде, —

И то миную стороною, —

Совсем, совсем больной,

Едва скриплю, от немочи дрожа,

Нутро изъела ржа!

В тебе ж, не видно измененья,

Как пух, ворочаешь каменья!

В чем тут секрет?

Плуг моложавый произнес в ответ:

  • Я камни обходить не знал заботы,

  • А блеск мой — это от работы!

(Д. Ушаков)

Проводится конкурс названий, затем Ведущий сообщает, что басня самим автором названа «О пользе труда».

Слайд 6.

Ведущий. Хлеб! Какое привычное и все-таки необычное слово!

  1. й ученик. Только снег сошел в апреле,

Как поля зазеленели.

Мы говорим: «Хлеб».

  1. й ученик. Золотой простор бескрайний,

Там работают комбайны,

Мы говорим: «Хлеб».

  1. й ученик. Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим: «Хлеб».

  1. й ученик. Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим: «Хлеб».

  1. й ученик. Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

  1. й ученик. Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Пышным круглым караваем.

Он на блюдце расписном,

С белоснежным рушником.

Дети выносят каравай на блюдце с рушником.

  1. й у ч е н и к. С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

  1. й ученик: Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой

Шел к тебе издалека.

  1. й у ч е н и к: В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, Охраняло, берегло!

  1. й у ч е н и к. В нем земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем!

Слайд 7.


Ведущий. В музее истории Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей осажденного немцами города. А людям нужно было работать, нужно было выжить назло фашистам.

В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой. Запасы в городе таяли с каждым днем. Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов. Норма хлеба была низкой и ничтожно малой: рабочие получали лишь по 250 г, а служащие, иждивенцы и дети по 125 г. Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было единственное питание ленинградцев.

Слайд 8.


Враги надеялись, что тяжелые лишения пробудят в ленинградцах животные инстинкты. Но кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность, их доверие и уважение друг другу. Воспоминания школьниц (читают дети).


«Помню, в булочной мне сделалось плохо, и я потеряла сознание. Меня бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки. На них никто не посягнул».


«А мне запомнилось, как в страшную зиму сорок первого года стояла в уголке булочной маленькая девочка лет семи. И люди с землистыми лицами, едва державшиеся па ногах, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба -по пять — десять граммов. А ведь это был для каждого из них кусочек жизни. Мы думали, что девочка тут же начнет жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестренка, которая плачет и просит есть. Этот хлеб для нее».

900 дней в условиях вражеской блокады находился город. Однажды стала выходить из строя одна из печей. Чтобы устранить неисправность, нужно было остановить печь. Но главный механик Лабода понимал, чем это грозит ленинградцам, сколько жизней может унести не выпеченный во время хлеб. Он, облившись водой, залез в горячую печь.

Слайд 9.

641 803 ленинградца умерли во время блокады от голода. На Пискаревском кладбище — тысячи безымянных могил. Около одной могилы всегда много людей. Они стоят молча и плачут. На могиле среди цветов лежит ломтик черного хлеба. А рядом надпись: «Доченька, если б я могла дать тогда…»

Почтим, светлую память минутой молчания.

Звучит музыка «Аве Мария».

Героизм школьников Ленинграда в том, что они, несмотря на голод, лютые холода посещали школу. В городе работало 39 школ.

Дети и учителя умирали во время уроков.

15-й ученик Девчонка руку протянула
И головой —
На край стола.
Сначала думали —
Уснула,
А оказалось —
Умерла.
Никто
Не обронил ни слова.
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья — после похорон.
Ю. Воронов.

В Ленинграде во всесоюзном институте растениеводства в жестяных коробках хранятся пакеты с семенами почти всех растений Земли. Во время войны 14 ослабевших от голода сотрудников каждый день приходили на работу, чтобы сохранить от мороза, сырости, от крыс десятки тонн сортового зерна и картофеля. От голода погиб профессор Иванов, сотрудник Щукин. Никто из них не посягнул ни на один пакетик семян. В живых остались только 5 сотрудников. В институте хранились 20 000 образцов только одной пшеницы.

Слайд 10.

16-й ученик В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжелого хлеба, блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм…


17-й ученик В годы тягот и лишений

Новый мир мужал и креп.

Шел народ в огне сражений

За свободу и за хлеб.

Значит, правильны слова:

«Хлеб — всей жизни голова!»

В Ленинграде в 50-е годы на Невском проспекте около Мойки, вдруг затрезвонили трамваи, засигналили машины, остановилось движение. По проезжей части дороги шла пожилая женщина, вытянув вперед руку. Все ругались, но женщина подобрала что-то и пошла обратно. Подойдя к толпе, она протянула кусок изуродованного хлеба. Видимо кто-то слишком сытый, не переживший блокаду бросил этот кусок хлеба.

А потом у поэта Р.Рождественского родились эти строки:

18-й ученик Кто осквернил? Кто позабыл?
Блокады страшные года…
Кто, бросив на дорогу хлеб,
Забыл, как умирал сосед?
Детей голодные глаза
С застывшим ужасом, в слезах.
А Пискаревку кто забыл?
Там персональных нет могил…
Там вечный молчаливый стон
Терзает память тех времен.
Им не достался тот кусок,
Кусок, не подаривший жизнь…
Лежащий здесь — у ваших ног.
Кто бросил хлеб тот отнял жизнь.
Кто предал хлеб?

Когда берешь в руки пахучий, прогретый жаром печи — кусок хлеба, нередко испытываешь какое-то затаенное, до конца неосознанное чувство благодарности хлебу. Он дешев и доступен для всех. И заменить нам его ничто не может.

19-й ученик Прошу тебя:
Не оброни, сынок,
Когда лепешку ешь.
Хоть крошку хлеба!
Мы собирали
Каждый колосок,
Когда грозой войны
Гремело небо.
Тот хлеб спасал
Москву и Ленинград,
Жизнь продлевала
Даже хлеба крошка…
Но и сейчас
Оплачена стократ
Трудом нелегким
Каждая лепешка.
Не раз прощал
Тебе я озорство.
Я знаю: детство
Без игры нелепо.
Но не могу простить
Лишь одного-
Хоть крошки
Всуе брошенного хлеба.

Слайд 11.

Будем помнить народную мудрость «Хлеб всей жизни голова» и слова пожилого поколения: «При сытости помни голод».

Ведущий. Так повелось уж на моей земле:

Из года в год, из рода в род — веками

Тот хлеб, что в каждом доме на столе,

Согрет был человечьими руками.

Он их теплом, он их добром пропах

И песней той, что жаворонком спета

Под синим небом в золотых хлебах.

В июльский полдень солнечного лета

Пройдется пахарь утром по жнивью

И сыну, указав рукой на поле,

Негромко молвит: «Поклонись ему,

Как матери, как нашей общей доле».

Ты вырастешь и через много лет

Опять сюда вернешься на рассвете,

И скажешь: «Ничего дороже нет,

Чем теплый хлеб на этом белом свете!»

В конце праздника гостей приглашают к столу отведать дары поля.



Литература:

Составитель Н.Г. Кувашова «Праздники в начальной школе – 2», Волгоград, изд. «Учитель», 2002 год

Воспитание школьников. № 4; 1987г. В. Гликин «Беспримерный подвиг защитников Ленинграда»

Воспитание школьников. №6,1986 г.В. Александрова «Велика истинная цена хлеба.»



Свежие документы:  Рабочая программа по физической культуре в 10-11 классах

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: