Урок человечности «Цветущая мечта»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Абазинская средняя общеобразовательная школа»

Республики Хакасия








Конспект урока Человечности по программе «Духовно-нравственное воспитание»
во 2 классе.

«Цветущая мечта»






подготовила

учитель начальных классов

Богданова Галина Владимировна











г. Абаза

2012



Цель: познакомить уч-ся с понятиями «герой», «подвиг», «самоотверженность», «самопожертвование».

Формирование умения отличать подвиг от смелого поступка, учить быть самоотверженными, добрыми, любящими.


Оборудование: слова на карточках «герой», «подвиг», «мечта», « быть самоотверженным»; на доске народные мудрости, слова-подарки, музыка; на доске тема урока «Цветущая мечта», презентация.


Ход урока.

I. Настрой на урок.

— Какое у вас настроение?

— Мне хочется поработать с вами на нашем уроке Человечности.

— Давайте поприветствуем начало дня! Что мы скажем сегодняшнему дню?

(чтобы он стал добрым, радостным для каждого из нас, для всех на земле…)

-Мы должны прожить его умно, красиво…


II. Вводная беседа.

-Что значит «самопожертвование»?

(готовность пожертвовать самим собой, своей жизнью, своим здоровьем, своими интересами, ради того, чтобы помочь другим)


— А сегодня мы поговорим о красоте самоотверженности в подвиге и героизме и сегодняшний урок я назвала «Цветущая мечта», а почему вы мне сами скажете в конце урока.

-А кого, по вашему мнению, можно назвать ГЕРОЕМ?

(Человека, который совершил самоотверженный, храбрый поступок ради других. Герою не страшно за себя, за своё здоровье, он не знает, что подвергает себя опасности, помогая другим и всё равно помогает, вспомнить рассказ о неизвестном герое)

-А что такое подвиг?

( Очень смелый и самоотверженный геройский поступок ради других; поступок, совершённый героем).

— А что значит быть самоотверженным?

( Это значит забыть о себе, жертвовать своими желаниями и интересами ради других, отдавать все свои силы, помогая другому).


II. «Сюрприз» учителя.

(Звучит красивая тихая музыка; учитель тихо спрашивает)

— Вы любите раскрывать тайны?

— Тогда закройте глаза. Я произнесу одно таинственное слово. Интересно, что вы почувствуете, когда услышите его, и какие ассоциации возникнут в вашей душе в связи с этим словом.

( Учитель шепчет « МЕЧТА», записывает его и ассоциации детей на доске)

-Что такое Мечта…?

— Хотите узнать тайну МЕЧТЫ?

— Ваши слова и сказка, которую я сейчас прочитаю, помогут нам приоткрыть тайну этого слова.

( Чтение учителем сказки «Я- птица» до слов: «Я спасу тебя», заголовок не называется)


2.

Сказка «Я – птица».

На прекрасной солнечной поляне, покрытой густой травой, родился Цветочек. Он очень долго и старательно тянулся вверх. И вот, наконец, в один из дней он раскрыл свои фиолетовые лепестки навстречу солнечным лучам. Когда он увидел прекрасный мир, который его окружал, он ахнул от восторга и почувствовал себя по-настоящему счастливым. Травы и чудные цветы источали тонкие запахи и ароматы. Деревья приветливо качали ветвями, будто приветствовали весь мир и всё живое в нём. А каким прекрасным было небо с неповторимыми причудливыми облаками! Но больше всего Цветочек любил встречать солнце, когда рано утром на заре небо раскрашивалось самыми нежными и чудесными цветами, а потом торжественно и величественно вставало солнце. Казалось, что вся природа замирала в ожидании первых лучей. В эту самую минуту Цветочек тоже замирал, а от переполнявшей его радости ему хотелось петь и взлететь птицей в небо.

— Что может быть лучше солнца и неба?! – думал Цветочек. – Как хорошо птицам, ведь они могут летать высоко в небе рядом с солнышком, петь ему свои звонкие песни и купаться в облаках. Ах, если бы я мог взмахнуть своими листьями и взлететь!..

Однажды к Цветочку подлетела маленькая Птичка. Она опустилась рядом с ним и залюбовалась его лепестками.

— Как ты красив, как нежен и приятен твой аромат, как восхитителен цвет твоих лепестков, — сказала Птичка Цветку. – Можно мне теперь прилететь к тебе каждый день?

Цветочек согласно покачал своими лепестками, и с этой встречи началась их дружба. Они теперь вместе любовались восходом солнца, Птичка часто пела песни для Цветочка, а в жаркую сухую погоду приносила в клюве воды, чтобы напоить ею своего друга. Им было хорошо вместе, и они были счастливы.

Но лето кончилось, и Птичке нужно было улетать в жаркие страны. Она много рассказывала Цветочку о тех дальних краях. Они говорили о разлуке, о новой встрече весной. Сердце Цветочка разрывалось от горя, но он решил дождаться своего друга. Он успокаивал Птичку, уверял, что следующей весной он будет ждать её, что они обязательно встретятся.

Наступил день отлёта, и Птичка взмыла в небо, покружилась над Цветочком. Он смотрел на неё, а душа его рвалась за ней в небо.

… Вдруг из-за тучи вынырнул чёрный ястреб и бросился на птичку. Цветочек понял, что теряет друга. Сердце его закричало: « Я спасу тебя» !


-Как вы думаете, что произойдёт дальше?

( Чтение учителем текста до слов «Ястреб выискивал….»)

Он закрыл свой цветок, взмахнул листочками, с нестерпимой болью оторвался от корней и полетел наперерез.

Ястреб увидел необычную птичку, ринулся за ней, когти его вцепились в нежные крылышки-листочки, а клюв растрепал лепестки.

— Как прекрасна Земля! Как упоителен полёт! Какое счастье, что моя птичка жива, — думал Цветочек. А в воздухе кружились прекрасные фиолетовые лепестки цветка — птицы.

— Я – птицa! — пел каждый лепесток.

— Конечно же, птица,- сказало Солнце.

Птица, — улыбнулись Земля, цветы, деревья, и озёра.


Что подсказывает вам ваше сердце: чем закончится эта сказка?

— Ну а теперь, хотите узнать, чем же закончилась эта история про ЦВЕТОЧЕК и ПТИЧКУ?

(Дочитывает сказку до конца, выдерживает паузу).


Ястреб выискивал взглядом Птичку, но, не заметив её, взмыл вверх и скрылся. На земле остались живая плачущая Птичка и сломанный Цветочек.

3.

Вдруг Солнце направило свой яркий луч прямо на лежащий на земле Цветочек, и он услышал ласковый голос, обратившийся к нему:

— За то, что ты самоотверженно, не щадя себя, помог своему другу, я попросило у небес, чтобы ты родился птицей и небеса решили осуществить твою давнюю заветную мечту. Ты скоро вновь родишься, но теперь уже птицей. Ты будешь расти в гнезде Птички, которую ты спас, и она обязательно научит тебя летать в небе.

Через два месяца после этого случая у Птички появились птенцы. Они все были похожи друг на друга, и только у одного из них одно пёрышко на голове было удивительного фиолетового оттенка.


— Какая мечта была у маленького цветочка? Осуществилась ли она?

— Как удалось цветочку осуществить свою мечту?

— За что Солнце попросило небеса осуществить мечту Цветка, чтобы он стал Птицей?

-Какой поступок совершил Цветок? Можно ли сказать, что Цветочек совершил настоящий геройский поступок?

— Вам понравилась та самоотверженность, с которой Цветочек, не щадя себя, бросился на помощь?


V. Слова-подарки.

1) –А теперь давайте на несколько минут станем мудрецами, поработаем со словами-подарками и узнаем, какие качества помогли цветочку совершить самоотверженный геройский поступок.

(слова – подарки на слайде)

ДОБРОТА

ДРУЖБА

МУДРОСТЬ

КРАСОТА

ЛЮБОВЬ

СОСТРАДАНИЕ

ЧЕСТНОСТЬ

СМЕЛОСТЬ

РАДОСТЬ

Прочитайте внимательно эти слова-подарки у себя на листочках, а я буду читать их у себя. Я буду вас спрашивать, а вы подтвердите, есть ли такие слова у вас или нет. Хорошо?


-Четвёртое слово сверху «КРАСОТА»?

-Второе слово снизу есть «МУДРОСТЬ»?

-А какое там слово? («СМЕЛОСТЬ»)

-А есть ли слово «МУДРОСТЬ»?

-А на каком месте сверху? (3)

-Я думаю, в этом столбике нет слова «СОСТРАДАНИЕ»?

-А между какими словами оно стоит?

(«ЛЮБОВЬ», «ЧЕСТНОСТЬ»)

-Я не вижу что за слово в столбике последнее? (РАДОСТЬ)

-Какие слова я ещё не назвала? («ДРУЖБА», «ДОБРОТА»)


-Я хочу вам эти слова раздать в подарок. Пусть каждый выберет по 2 слова, которые ему по душе. Выбрали? Повторите их шёпотом.

-Я дарю их вам; не потеряйте!



4.

2)-А теперь довершим мудрости. Найдите некоторым словам-подаркам свои дома

-Прикусите язычок и думайте, кто найдёт словам «дома» поднимет руку и шепнёт мне на ушко.


а) КРАСОТА сердца дороже красоты лица.

б) Кто творит ДОБРО, тому платят признанием.

г) Не бросай ДРУГА в несчастье.


— Какие из этих мудростей подходят к нашему рассказу?


— Побудьте ещё немного мудрецами и закончите следующую мудрость: « Сердце должно гореть _______,________, ________ и ________ к другому, тогда он может совершить геройский поступок ради других.» (добротой, состраданием, смелостью и любовью)

— Скажите, а для кого мы открываем эти мудрости?

— Вы должны измениться, стать более чуткими, добрыми, милосердными.

— Эти странички ваши.


VI. Итог урока.

— А как вы думаете, почему я назвала наш сегодняшний урок «Цветущая мечта»?

— А как вы считаете: получит ли человек в далёком будущем вознаграждение за свои красивые поступки?

— Ребята, с какими новыми словами-подарками мы сегодня познакомились?

— Они вам нравятся?

— Возьмём их в свою копилку слов-подарков?

-Опустите головы, закройте глазки. Урок заканчивается. Мне было очень приятно сегодня с вами работать. Я многому у вас научилась. И когда вы уйдёте с урока, то скажите самому себе «каким я буду».

(учитель благодарит отдельных ребят)


Ш. Д/задание: Рисование.


— Нарисуйте картины, где родился Цветочек и что он видел вокруг себя, чему радовался. Вложите в свою работу всё своё доброе красивое сердце.

















5.

Список использованной литературы


  1. Амонашвили Ш.A. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2001.

  2. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония.- М.:МЦР, 2002.


3. Андрианов М.А. Философия для детей в сказках и рассказах: Пособие по воспитанию детей в семье и школе. — Мн.: ООО «Соврем.слово», 2003.








































6.

Свежие документы:  Конспект внеклассного мероприятия "Мой любимый город"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: