Урок на тему «Осуществление преемственности в музыкальном воспитании, образовании и творческом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 129 г. Челябинска







Статья



«Осуществление преемственности в музыкальном воспитании, образовании и творческом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста»



подготовила учитель музыки

высшей категории

Клиновицкая Марина Викторовна

















Челябинск

2012



Осуществление преемственности в музыкальном воспитании, образовании и творческом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста


Проблема преемственности давно существует как в музыкальном воспитании и образовании подрастающего поколения, так и во всей (общей) системе обучения. Чаще всего взаимосвязь между ступенями образования по-прежнему остается лишь «декларацией, закрывающей реальную брешь в непрерывности педагогического процесса».

Прежде всего, это относится к разрыву между дошкольным и начальным школьным образованием, хотя по признанию ученых и практиков, именно этот возрастной период является наиболее важным для общего развития, формирования личностных качеств, необходимых в течение всей последующей жизни и служащих фундаментом для приобретения специальных знаний и навыков.

Маленькие дети готовы и рады тратить время на приобретение музыкальных навыков. Однако на следующем этапе они уже проявляют желание использовать полученные навыки для дальнейшего знакомства с музыкой. И если музыкальное воспитание, которое получает ребенок в детском саду, остается невостребованным начальной школой в полной мере, происходит постепенный разрыв между «хочу» и «могу». Ребенок теряет веру в свои силы, теряет интерес к собственным занятиям музыкальным искусством, происходит «затухание творческих способностей» у детей по мере их взросления, в то время как все дело в том, когда, чему и как следует обучать ребенка.

Чтобы избежать таких негативных процессов в формировании музыкальной культуры ребенка, вся система занятий должна иметь стержень, определяемый их конечной целью и ее постепенной, последовательной реализацией от музыкальных занятий в детском саду к урокам музыки в начальной школе и т.д. Иначе говоря, конкретный материал, применяемые методы, приемы работы могут быть бесконечно разнообразны, но все они должны вести к единой цели. Нельзя допускать несбалансированности учебно-воспитательной работы. Только такой подход к содержанию музыкального воспитания и образования поможет решить проблему преемственности, придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер; только тогда две начальные ступени будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие ребенка, получаемое в дошкольном учреждении.

По философскому определению, взятому из «Философского словаря», преемственность – объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Где более высокая форма развития, будучи преемственно связана с более низкой, не отменяет ее, а включает в себя и подчиняет себе, сохраняя и дальше развивая то прогрессивное и рациональное, что было достигнуто на предыдущих ступенях.

Сегодня технология обучения достигала такого уровня, что любое знание может быть дано ребенку независимо от его возраста. Это породило искусственную акселерацию, форсированное обучение, торопливое проскакивание отдельных стадий детского развития.

Следует признать, что такое противоречие усугубляется общественным мнением. Многие стороны взаимодействия дошкольного и младшего школьного периода складываются не под влиянием педагогической целесообразности, а под давлением родителей, средств информации, непрофессионалов, которые занимаются дошкольным воспитанием. Поэтому вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка.

Три года назад в нашем учреждении открыли дошкольное отделение для детей, занимающихся хоккеем. Я хочу поделиться своим опытом и предложить направления в работе по осуществлению преемственности в музыкальном воспитании, образовании и творческом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста, являясь одновременно учителем музыки в спортивных классах и музыкальным руководителем в группах дошкольного отделения.

Опираясь на 25летний педагогический стаж и соответствующую литературу по этой проблеме, я выделила 5 направлений в работе по осуществлению преемственности это:

  1. Образовательная деятельность;

  2. Диагностика;

  3. Предметно-развивающая среда;

  4. Формы совместной деятельности детей детского сада и начальной

школы;

  1. Стиль взаимоотношений детей и взрослых.

Образовательная деятельность. В нее входят подбор программ, разработка единой тематической линии НРК, обогащение образовательного содержания уроков музыки игровыми элементами и введение в образовательный процесс разных видов детского творчества.

Первым шагом к решению проблемы преемственности является согласованность в содержании обучения, выборе программ и учебных пособий, которые естественным образом переходили бы от дошкольника к младшему школьнику. Изучив наиболее распространенные программы по музыкальному воспитанию дошкольников, я остановила свой выбор на программе О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Так как по своему содержанию, принципам и используемым методам она не противоречит программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной «Музыка 1-4» классы по которой занимаются спортсмены, и поможет осуществить преемственность в целях, задачах и содержании программ по предмету «Музыка» в начальной школе.

В центре программы О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры» – развитие «слышания» музыки, которое побуждает детей к различным проявлениям творчества. Главной содержательной установкой программы является художественная ценность рекомендуемого репертуара мировой музыкальной классики и народных искусств. Так же как и в программе Критской «Музыкальные шедевры» Радыновой построены наследующих принципах:

тематический принцип (наличие 6 тем, которые изучаются в течение 1-2 месяцев и повторяются на новом материале в каждой возрастной группе). Этот принцип позволяет раскрыть специфику языка музыки и связи искусства с жизнью. Он систематизирует знания, полученные детьми, способствует поддержанию интереса к занятиям.

концентрический или принцип цикличности (повторяемость тем во всех возрастных группах). Концентрический принцип программы дает возможность применить усвоенное и познать новое на следующем «витке» музыкального развития.

Одним из основных принципов является принцип контрастного сопоставления репертуара. Использование контрастных произведений с одинаковыми или близкими названиями помогает детям более ясно представлять, определять характер произведения.

Принцип адаптированности программы предполагает гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей, в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка.

Принцип синкретизма предполагает взаимосвязь разных видов, музыкальной и художественно-эстетической деятельности при объединяющей роли восприятия «творческого слушания музыки».

НРК: Определившись с программами, я разработала сквозные линии НРК, начиная с младшей группы и заканчивая 4 классом по 4 направлениям: Фольклор; Родина-Россия; Уральские композиторы; Природа и сказки Урала.

Материал располагается от более простого содержания к более сложному содержанию. Например, в младшей группе «Ложки-подружки», в средней группе «Матрешка», в старшей группе «В гости к хозяюшке», в подготовительной группе «Русские потешки». 1 класс — «Детский музыкальный фольклор», 2 класс — «Музыкальный фольклор народов Урала», 3 класс — «Музыкальный фольклор народов Урала и России. Интонационная природа», 4 класс — «Музыкальный фольклор народов мира».

Обогащение образовательного содержания уроков музыки игровыми элементами. Переход ребенка в школу означает вступление в новый возрастной этап – младшего школьного возраста и в новую ведущую деятельность – учебную, но это не означает, что ведущая деятельность дошкольного возраста (игровая) перестает быть для него желанной. Поэтому чтобы первоклассники как можно быстрее адаптировались в школе нужно обогащать уроки музыки игровыми элементами:

  • Пластическое интонирование;

  • Музыкально-ритмические движения;

  • Свободное дирижирование;

  • Игра на элементарных музыкальных инструментах;

  • Разыгрывание и инсценирование стихов и музыки;

  • Пальчиковые игры, игры со звуком по системе К. Орфа

Введение в воспитательно-образовательный процесс разных видов детского творчества. Для установления преемственности в музыкальном воспитании, образовании и творческом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста необходимо ведение в педагогический процесс разных видов детского творчества. Это музыкальные, танцевальные и ритмические импровизации, экспериментирования, составления цветных и графических партитур, театрализованная деятельность и т.д., так как главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Более того, некоторые исследователи, такие как Б.В. Асафьев, А.А. Никитин указывают на необходимость органичной связи обучения и творчества, при этом творчество они рассматривают как один из методов освоения учебного материала.

Диагностика развития музыкальных способностей. Осуществлять преемственность в музыкальном воспитании, образовании и развитии творчества детей дошкольного и младшего школьного возраста не возможно без диагностики комплекса музыкальных способностей каждого ребенка, что помогает учителю проследить динамику развития на каждом возрастном этапе. Скорректировать свою работу по отношению к каждому ребенку. Для фиксации диагностических исследований я пользуюсь следующими таблицами: 1. Социально-физиологическая характеристика

Для более полной оценки возможностей ребенка составляется совместно с классным руководителям и воспитателем и медиком и психологом.

П/П

Ф.И.

Дата рожде-ния

Тип нервной системы

Координация

движений

Диапазон

Информ.

о

заболева-ниях

Сведения о родителях

1

полуг.

2

полуг.

1

полуг

2

полуг

1

Баландин

Роман

05.08.

2007

Холерик

Н/С

С

Ре-фа

Ре-

соль

Аллергия

Баландина

Галина Ивановна

Учитель

————-

2. Оценка музыкального развития детей: «музыкальности»

П/П

Ф.И.

Эмоциональ-ность

Музыкальное мышление

Музыкальные способности

Общ

оценка

муз-

ти

Репродук

Продук

Ладов.

чувств.

Чувст.

ритма

Музык.

слухов.

предст.

1

Баландин Роман



В

В/С

В/С

С

В/С

В/С

3. Оценка уровня развития в видах музыкальной деятельности

п/п

Ф.И.

Воспр.

музы-

ки

Пение

Ритм.

движ.

Элемен.

музицир.

Песен.

творч.

Танцев.

творчес.

Им-про-

виза-ция

Муз.

игр.

твор-

чест-во


Общ.

оцен.

1

Бадандин

Роман

В

В/С

С

В/С

С

С

Н/С

В/С

В/С

Предметно-развивающая среда.

Обязательным условием в осуществлении преемственности является создание предметно-развивающей среды. Чтобы ребенок общался с миром музыки не только на уроках и занятиях, а и в свободной деятельности, что обеспечивает самостоятельное приобретение практического музыкального опыта. Дети используют в своей игре многие виды музыкальной деятельности, — с которыми познакомились на занятиях: это игра на элементарных и шумовых инструментах, что позволяет развивать чувство ритма, и пение любимых песенок по специальному альбому с картинками, что способствует развитию музыкально-слуховых способностей. Имея перед глазами портреты композиторов, рисунки с изображением инструментов ребенок вольно или невольно запоминает их. Наличие дидактических музыкальных игр учит анализировать. Сопоставлять, давать оценку, формировать новый вид деятельности – учебный.

Совместно с воспитателями и детьми созданы музыкальные уголки в каждой группе, где находятся и доступны детям: альбом «Песенки в картинках», иллюстрации музыкальных инструментов, шумовые и элементарные музыкальные инструменты, дидактические игры типа: «Музыкальный магазин», «Телефон», «Музыкальное лото» и т.д. В старшей и средней группе висит портрет композитора с иллюстрацией и названием произведения, которое прослушивается на музыкальных занятиях. В подготовительной группе и 1 классе, имеется фланелеграф с нотным станом и скрипичным ключам с набором нот, чтобы дети в непроизвольной форме усваивали расположение нот. Есть альбомы с портретами композиторов.

Таким образом, все это способствует музыкальному развитию детей и помогает осуществить преемственность в музыкальном воспитании, образовании и творческом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Формы совместной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Еще одним важным моментом в осуществлении преемственности является нахождение форм совместной деятельности детей детского сада и начальной школы. Л.В. Занков в статье «Проблемы начальной школы» отмечает: «Доказано, что абсолютных и непереходимых границ между возрастами нет». Поэтому детям дошкольного возраста и школьникам необходимо общение, они как бы «черпают силы» друг в друге: «маленькие» учатся у «больших», а «большим» легче учиться, видя интерес младших к их учебной деятельности. В своей работе я использую следующие виды совместной деятельности:

  1. Совместные досуги и праздники;

  2. Совместные ансамбли по возрастным категориям и

семейной принадлежности;

  1. Проведение музыкальных занятий в детском саду с участием

младших школьников;

  1. «Музыкальные гостиные» для дошкольников, где ведущими

этого мероприятия и артистами являются школьники;

  1. Посещение уроков музыки дошкольниками;

  2. Проведение урока музыки в 1 классе совместно с детьми

подготовительной группы;

  1. Проведение ко «Дню учителя» дня самоуправления, где ученики 4- х классов дают с помощью учителя урок в 1 классе и занятие в подготовительной группе. Это способствует развитию у детей интереса и уважения к профессии учителя, дает возможность общения в необычной, увлекательной форме.

Работа с родителями. Важную роль в обеспечение преемственности играет работа с родителями, детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о руге, что приведет их к взаимодействию и разработке совместных рекомендации. Именно родители являются «живыми носителями» преемственности, так как у многих дети посещают сразу детский сад и школу. Жизнь показала, что полноценное всестороннее и музыкальное развитие в частности невозможно без участия самых близких ребенку людей – его родителей. Автор использует следующие формы работы с родителями:

  1. Выступление на родительских собраниях на темы музыкального

воспитания;

  1. Вовлечение через авторитет родителей детей в музыкальные

кружки, концертную деятельность;

  1. Личные беседы;

  2. Совместные с родителями праздники к 8 марта и 23 февраля, где

родители являются не только зрителями, но и участниками;

  1. Помощь родителей в изготовлении костюмов и атрибутов к

спектаклям;

  1. Проведение конкурса «Мама, папа, я – музыкальная семья» – где участвуют семьи, у которых дети примерно одного возраста, посещают детский сад и школу, что является лучшим наглядным примером осуществления преемственности в музыкальном воспитании дошкольников и младших школьников.

Роль учителя. И последним важным моментом осуществления преемственности является роль учителя и музыкального работника. Учитель музыки должен быть не только музыкантом-профессионалом, знать психолого-физиологические особенности каждого ученика или воспитанника, быть в состоянии увлечь его своим предметом и знать методику музыкального воспитания, но и иметь «духовную связь» – любовь к детям. Ребенок, уходя из дома в школу или детский сад, не должен быть потерянным и одиноким. А, следовательно, педагог не должен быть для него чужим и безразличным человеком!

Именно учитель музыки постоянно воспитывает детей своим отношением к искусству, делу, к окружающим, учит не только пониманию своего предмета, но и чему-то более важному, что незримо стоит за конкретными видами, — человечному в человеке.

Результаты работы. За проработанные три года над проблемой осуществления преемственности у детей появился устойчивый интерес к занятиям музыкой, накопился определенный багаж знаний (хотя пришлось начинать практически с ноля). Исходя из результатов диагностических исследований, повысилась успеваемость по предмету «Музыка», практически во всех классах поднялся уровень музыкального развития учащихся. Многие учащиеся с удовольствием занимаются в вокальной студии «Соловушка», участвуют с выступлениями во всех школьных внеклассных мероприятиях, а также музыкальных конкурсах района и города. Если в 2009-2010 учебном году вокальную студию «Соловушка» посещало 20 детей, то в 2011-2012 учебном году количество учащихся возросло до 45человек, что еще раз доказывает интерес учащихся к занятиям музыкой.

В процессе учебной деятельности и педагогически организованных досуговых занятий у учащихся наблюдается качественное и количественное развитие художественных запросов, расширился кругозор, повысился общекультурный уровень, возросла активность в общественно-полезной деятельности в школе и семье, сократились попытки асоциального поведения, появился интерес к коллективной досуговой деятельности.

Достижения в работе вокальной студии «Соловушка»:

2010г – Диплом I степени на городском этапе детского творчества «Хрустальная Капель»;

2011г – Диплом I степени на городском этапе детского творчества «Хрустальная Капель»;

2012г – «Гран-при» на городском этапе детского творчества «Хрустальная Капель»;














Библиография

  1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л., 1973.

  2. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1978.

  3. Виноградова Н.Ф., Журова Л.Е. Беседы с учителем. 1 класс 4-хлетней начальной школы. – М.: Венетана-Граф, 1998.

  4. Едунов С.М., Праслова Г.А. Программы по музыке в контексте ведущих тенденций развития отечественного музыкального образования: история и современность. – СПб, 2001.

  5. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т. С. «Музыка 1-4» классы, М.: Просвещение 2010.

  6. Мерзлякова С.И. Ежедневник музыкального руководителя. – М.: Астриль АСТ, 2001.

  7. Осенева М.С. Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Академия, 2001.

  8. Радынова О.П. Слушаем музыку. – М.: Просвещение, 2008.

  9. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. – М., 2009.

  10. Сугоняева Е.Г. Музыкальные занятия с младшими. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

  11. Статьи о музыкальном воспитании и преемственности между детским садом и начальной школе в следующих журналах: «Искусство в школе», «Дошкольное воспитание», «Начальная школа», за 2008-2012 годы.

  12. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М, 1947

Свежие документы:  Игра- путешествие по математике «В цирке»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: