Урок на тему «Применение информационно-коммуникационной технологии в рамках урока в начальной школе»


Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области»









Проект

«Применение информационно-коммуникацонной технологии в рамках урока в начальной школе»





Автор Речкалова Марина Геннадьевна, учитель начальных классов МОУ «Варгашинская средняя общеобразовательная школа №1»



Научный руководитель Костюк Наталья Юрьевна, доцент кафедры педагогики













г. Курган, 2009

Содержание



Актуальность темы 3

Цели, задачи 5

Гипотеза 6

Теоретико – методологическая основа проекта 7

Критерии 8

Ожидаемые результаты 9

Механизм выполнения проекта 10

Перспективный комплекс мероприятий 10

Результат 12

Литература 13

Приложения































Актуальность темы

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком информационно-коммуникационных технологий.

Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные, игровые, самостоятельные потребности обучающихся для развития познавательных процессов индивидуальных качеств.

21 век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Изменяется роль учителя в информационной культуре, он становится координатором информационного потока. Формировать информационную культуру необходимо с начальной школы, так как начальная школа – это фундамент образования. От того, каким будет этот фундамент, зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире. Выпускник должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. Одной из наиболее действенных технологий является информационно-коммуникационная технология ( далее ИКТ).

Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся. Использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала, повышает объем выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза, обеспечивает высокую степень дифференциации обучения. Применение ИКТ расширяет возможность самостоятельной деятельности, формирует навык исследовательской деятельности, обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам, учит навыкам контроля и самоконтроля, в совокупности — способствует повышению качества образования.

Формированию учебно-информационных умений обучающихся способствует применение информационно-коммуникационной технологии.

Данный проект составлен на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования. Программа предназначена для обучающихся начальной школы по системе «Школа России».

Здесь мы видим два основных преимущества – качественные и количественные.

Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесное описание с аудиовизуальным представлением.

Количественные выражаются в том что мультимедиа среда много выше по информационной плотности. Действительно, одну страницу текста преподаватель произносит примерно в течение 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит больший объём информации. Вот почему: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: понятийный аппарат и фотографии (репродукции) электронной энциклопедии «Кирилла и Мефодия», видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания, развивающего характера, работа с интерактивной доской.

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Имена опаленные войной"
















































Цель данного проекта:

Активизация познавательного интереса и самостоятельной деятельности обучения средствами информационно-коммуникационных технологий в условиях урока.

Задачи:

  1. Приобщать к самостоятельной деятельности, творческому процессу, формированию интереса к познанию окружающего мира.

  2. Формировать информационно-коммуникативные умения: самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию в соответствующей литературе, преобразовывать,

сохранять и передавать ее, пользоваться справочником, энциклопедиями, Интернетом; воспитание бережного отношения к техническим средствам.

  1. Развивать первоначальные способности ориентироваться в в информационных потоках окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни.



Руководитель проекта: учитель

Рабочая группа: учитель, психолог, медицинский работник, библиотекарь

Проект рассчитан на 2 года:

1 год – подготовительный;

2 год – внедренческий.

Объект исследования: учебный процесс.

Предметом является познавательная и самостоятельная деятельность младших школьников в учебном процессе.

Субъект: участники проекта.

Формы организации учебного процесса:

  • Комбинированный урок с применением ИКТ;

  • Творческие работы;

  • Обучающие тренинги;

  • Работа в группах, в парах;

  • Работа кружка «С компьютером на «ты».



Формы контроля:

  • Проверочные работы;

  • Тесты;

  • Карточки;

  • Творческие работы.

Условия функционирования проекта: обучающиеся начальных классов общеобразовательной школы. Наличие программы дополнительного образования «С компьютером на «ты». Кабинет, оснащённый мультимедийным оборудованием, интерактивной доской. Интернет-ресурсы, электронные энциклопедии и пособия , видеоролики, мелодии, тематические презентации, мультимедийные курсы.



Гипотеза

Развитие познавательной активности и самостоятельной деятельности младших школьников в учебной деятельности будет возможно, если будут созданы условия для их реализации:

— свободная атмосфера в классе;

— доверие и уважение к ученикам со стороны учителя;

— внимание учителя к учебной мотивации ученика;

— особое отношение педагога к интересам, способностям, поддержке индивидуальности каждого ученика;

— использование в процессе обучения нестандартных методов и приемов, рассчитанных на высокую активность ученика и его самостоятельность.












































Теоретико – методологическая основа проекта

Ведущими педагогическими концепциями (теориями), определяющими методологию данного проекта являются:

— теория личностно-ориентированного обучения (И. С. Якименская, В. В. Сурикова);

— концепция воспитания (Н. Е. Щуркова, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова);

— теория инновационной деятельности в образовании (В. Я. Ляудис, Т. Г. Новикова);

— теория действий и взаимодействия субъектов деятельности (П. Я. Гальперин, Л. С. Выгодский, Б. Г. Ананьев).






































Критерии

  1. Высокий уровень интереса к учебной деятельности.

  2. Открытие для себя новых знаний, способов действий.

  3. Проявление радостных эмоций в процессе работы.

  4. Способность переживать ситуацию успеха, наслаждение процессом творчества.

  5. Стремление к оригинальности, воображению.

  6. Проявление самостоятельности в работе.

  7. Умение преодолевать трудности.

  8. Критерии оценки образовательного мероприятия с применением ИКТ.

  9. Способность выполнять творческие работы.









































































Ожидаемые результаты



  1. Мотивация к творческому самовыражению;

  2. Гибкость и оригинальность мышления;

  3. Совместная творческая деятельность педагога и ученического коллектива;

  4. Эмоциональное восприятие.



Устойчивость воспроизведения полученных результатов 

 Технология, рассматриваемая в проекте, является достаточно универсальной, поэтому её можно очень широко использовать:



·        при изучении материала, как нетрадиционную форму организации учебного процесса;

·        для индивидуальной творческой работы с учащимися;

·        на факультативных занятиях;

·        с обучающимися на дому

·        при проведение предметных олимпиад

·        в процессе создаются информационные продукты, которые впоследствии можно использовать для проведения уроков, изучения материала; отслеживания результативности УВП.



Данная технология будет интересна педагогам, так как:

·   Позволяет активизировать познавательный интерес к изучаемому материалу;

·        Позволяет разнообразить формы урока;

·        Позволяет совершенствовать основные приемы работы на компьютере;

·        Позволяет развивать самостоятельность, навыки планирования работы, учебные умения по обработке и представлению информации;

·        Расширяет базу наглядности и способы представления информации (через включение в пособия иллюстраций, схем, таблиц, карт, графиков, диаграмм);

·        Позволяет формировать основные понятия темы, используя анимационные возможности программ.





































Механизм выполнения проекта

  • Организация взаимодействия педагога с другими участниками проекта (совещания, круглые столы);

  • согласование курсовых мероприятий с ИПК и ПРО о повышении квалификации педагогических работников по теме инновационного проекта;

  • составление перспективного плана работы на текущий год;

  • организация взаимодействия с родителями;

  • организация и проведение мониторинга эффективности реализации инновационного проекта.





План – график реализации проекта





Цель



Наименование мероприятия



Сроки



Ответственный




Подготовить условия для формирования системы работы по внедрению ИКТ.



Подготовить программное обеспечение.

  1. Этап создания проекта через систему мероприятий

2009-2010

Речкалова М. Г.

1.

Изучение потребности, актуальности темы инновационного проекта «Применение информационно — коммуникацонной технологии в рамках урока в начальной школе» с помощью:

-опроса;

-наблюдения;

-беседы;

-сравнительного анализа работ



август

сентябрь

Психолог

2.

Разработка и согласование плана курсовых мероприятий по повышению квалификации совместно с ИПК и ПРО

июнь

ноябрь


3.

Исследование инновационных технических возможностей образовательного учреждения по данной теме

уч. год


4.

Подбор материалов для вовлечение обучающихся в инновационный образовательный процесс по теме проекта (дидактический и наглядный материал, электронные пособия и т.п.)

уч. год

учитель

библиотекарь

5.

Разработка программы дополнительного образования «С компьютером на «ты»


учитель

6.

Проведение информационной работы педагога и родителей по теме проекта

3-я чет.

учитель

психолог

мед. работник

7.

Проведение диагностики и выявление представлений о творческой деятельности родителей, анализ ее результатов

4-я чет.

учитель

психолог

8.

Создание методических рекомендаций по теме проекта

апрель

учитель

психолог

мед. работник

9.

Создание системы поощрений для обучающихся Составление плана работы для обучающихся

апрель

учитель

10.

Промежуточный отчет о выполнении плана 1 этапа инновационного проекта по теме на ШМО

июнь

учитель






Переход системы работы в режим внедрения



  1. Этап внедрения проекта

2010-2011

Речкалова М. Г.

1.

Реализация плана работы с обучающимися по теме инновационного проекта:

1). Исследование состояния здоровья обучающихся на начало этапа по внедрению инновационного проекта по данной теме

2). Апробация подобранных материалов инновационного проекта на уроках

3). Проведение уроков с использованием SMART Board технологий

4). Консультации для родителей и об-ся при подготовке к урокам

5). Наработка дидактического и наглядного материалов для уроков

6). Исследование состояния здоровья обучающихся на конец этапа по внедрению инновационного проекта по данной теме

7). Итоги мониторинга на заключительном этапе проекта по теме

8). Подведение итогов

9). Отчет о ходе реализации проекта на совещании при руководителе образовательного учреждения





сентябрь





уч. год







уч. год



уч. год



март



апрель

май





мед. работник





учитель







учитель

психолог

учитель



мед. работник





учитель

психолог

учитель

2.

3.

4.

5.

6.




Отслеживание результатов

  1. Заключительный этап

Июнь

2011

Речкалова М. Г.

1.

Система наглядных и дидактических материалов по инновационному проекту (сформировать единую базу данных начальной школы, электронный портфель педагога)



2.

Подготовка отчета по теме проекта и выступление на ШМО, РМО

По договор.








































В результате:

Педагоги:

  • Получат возможность взаимного обогащения опытом с обучающимися;

  • Повысят свою профессиональную компетентность в освоении всего спектра ИКТ;

  • Получат доступ к информационному образовательному ресурсу.

Обучающиеся:

  • Разовьют познавательную и самостоятельную деятельность;

  • Станут активными консультантами педагогов по использованию компьютерной техники при подготовке уроков, презентаций, проектов;

  • Получат возможность дистанционного обучения;

  • Повысят свою конкурентоспособность;

  • Получат возможность социальной адаптации к изменяющимся условиям жизни.

Родители:

  • Войдут в образовательное пространство школы ( в том числе- через сеть Интернет);

  • Получат возможность иметь информацию о процессе обучения и развития своего ребенка через электронную почту (в будущем – через электронный журнал).























































Литература



Нормативно-правовые документы

  1. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года

  2. Федеральный стандарт начального общего образования

  3. Федеральный Закон РФ «Об образовании»



  1. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.

  2. Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления младших школьников. – Библиотека сообщества учителей начальных классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2006.

3. Варченко В. И. Способы проведения занятий с использованием ПМК «Радуга в компьютере». Материалы XI Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». Троицк:»Байтик», 2000.

  1. Иванова Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. //Начальная школа.-2004г.-№ 2.-с. 96—101.

  2. Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб.пособие.- 3-е изд. испр. —  М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2004.-368 с.

  3. Конышева Н. М. О проблеме проектной деятельности школьников. //Начальная школа.- 2002г.-№ 12.-с. 35—39.

  4. Минеева Т. Ф. Информатика в начальной школе. //Начальная школа.- 2004г.- № 11.-с. 87-92.

  5. Павлова С. А., Трофимова Р. Я. Информационно-технические средства обучения в начальной школе. //Начальная школа.-№ 4.-с. 110—112.

  6. Попова Н. Г. Информатизация учебного процесса. // Начальная школа.-2002г. № 11.-с. 71—74.

  7. https://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=5430&tmpl=lib

  8. Дружинин, В. И. организация инновационной деятельности в образовательных учреждениях./ В. И. Дружинин, Н. А. Криволапова; ИПК и ПРО Курганской области – Курган, 2008.-85 с.

  9. Бурункин, Д. А. Инновационные проекты муниципальной системы образования / Д. А. Бурункин, Л. В. Шмелькова; ИПК и ПРО Курганской области. – Курган, 2005.-102 с.



Свежие документы:  Конспект урока по письму развитию речи во 2 классе "Умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: