Урок на тему «Умники и умницы»


Игра «Умники и умницы»


Я рада приветствовать всех присутствующих на нашей игре. Тема сегодняшней игры «Умники и умницы»:

«Все о сказках А.С. Пушкина». Это значит, что все вопросы будут посвящены содержанию ваших любимых книг. Позвольте представить участников игры — агонистов.

Греческое слово «агон» означает «соревнование». Сегодня соревноваться предстоит … (назвать участников агона). Если агонисты не смогут дать ответы на вопрос, это право предоставляется другим ребятам, которых мы назовем «теоретиками». Это слово произошло от слова «цеория» — праздник, зрелище. За верный ответ теоретик получает орден умника.

А судьи станут слушать, оценивать ответы агонистов, наблюдать, кто из теоретиков первым поднял руку. Представляю наших судей: главный судья (?), присяжные (?), заседатели (?). Все участники, прошедшие испытания, получат призы.

Итак, вызываю участников первого агона! (5 человек).


Первый агон

Перед началом конкурса мы разыграем дорожки. Каждый из участников должен показать свое домашнее задание — защита костюмов. Есть возможность проявить свои артистические способности.

1. Разыграть с товарищами сцену из любой сказки А.С. Пушкина:

а) «Сказка о попе и о работнике его Балде».

б) «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

в) «Сказка о рыбаке и рыбке».

г) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

д) «Сказка о золотом петушке».

е) Незаконченная сказка «О медведихе».

Судьи подведут итоги, чей показ удачнее, тот и получит право выбора дорожки.

Прежде чем выбрать дорожки, напомню вам их свойства:

а) Красная дорожка — самая короткая, но на ней нельзя ошибаться.

(2 кубика).

б) На желтой дорожке можно ошибаться один раз. (3 кубика).

в) Зеленая (4 кубика) — самая длинная, по ней можно ошибаться два раза.


Выбор дорожек.

Агон заканчивается, как только один участник пересечет свою дорожку. После каждого вопроса вам дается 1 минута на раздумье. По истечении времени судья напомнит вам ударом гонга.


Итак … 1 этап (словесность)

1. Каждому участнику задается по 2 вопроса.

а) Разминка:

Сколько сказок написал А.С. Пушкин? Перечислить по очереди.

б) Вопросы ученого кота (это один из самых мудрых пушкинских персонажей — ученый кот).

1) Как называется остров, лежащий на пути в царство славного Салтана?

(о. Буян)

2) Кто был наказан за то, что не выполнил обещание, данное мудрецу?
(Царь Дадон)

Свежие документы:  Конспект урока по Географии "Движение земной коры. Землетрясения. Вулканизм"
  1. Как звали бабушку князя Гвидона? (Бабариха)

  2. За какую плату нанял поп работника? (В год за три щелчка попу по лбу)

5) Какая природная сила знала ответ на вопрос королевича Елисея? (Ветер)


Вопросы теоретикам (вопросы залу):

  1. Назовите любимую песню белочки из сказки о царе Салтане. (Во саду ли, в огороде)

  2. Назовите кличку собаки семи богатырей? (Соколко)

  3. В кого превращался князь Гвидон? (В муху, комара, шмеля)


2. Там на неведомых дорожках:

Если бы мы попали в сказку вдруг и встретились с героями, смогли бы вы их узнать?

Ну, попробуй отгадать,

Как героя сказки звать.


Чуть опасность, где видна,

Верный сторож, как во сне,

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется.

(Золотой петушок «Сказка о золотом петушке»)


Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает.

(ЦаревнаЛебедь «Сказка о царе Салтане… »)


Белолица, черноброва,

Нраву краткого такого.

(Царевна «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)


Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

(Старуха «Сказка о рыбаке и рыбке»)


Живет он в поповском доме,
Спит себе на соломе,

Ест за четверых

Работает за семерых.

(Балда «Сказка о попе и о работнике его Балде»)


Теоретикам:

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица

Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла.

(Мачеха «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

Слово судье.


Второй агон

  1. Литература. Чудесные приметы.

Порой, чтобы заполучить какой-то чудесный предмет героям сказок приходилось разгадывать сложные загадки. В следующем конкурсе вам придется задавать вопросы, чтобы узнать, что же находится в шкатулке. Я буду отвечать «да», «нет».

В ящике находится предмет, имеющий отношение к сказкам А.С. Пушкина.

Шкатулка: рыбка, орех, яблоко, зеркальце, белка, золотой петушок, клубок ниток.


  1. Свет мой, зеркальце, скажи.

С такими словами обращалась царица к волшебному зеркалу. И оно говорило ей правду о ее внешности. Перед вами лежат карандаши и листы бумаги. Нарисуйте потрет того, кто сидит напротив вас. (2 минуты)

Жюри — судьи оценивают, насколько оригинально схож с портретом.

Слово присяжным заседателям.


Третий агон

1.География. За морем житье не худо.

За морем житье не худо:

В свете ж вот какое чудо.

— Именно так начинали свой рассказ купцы, приплывшие к царю Салтану. Далее шло описание «заморских чудес». Что это? Как не хорошая реклама?

В этом конкурсе придумайте свой вариант рекламы «чуда», приведенного из-за моря (2 минуты).

Теоретики выполняют это же задание.

2. Математика.

а) Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря до встречи
с рыбкой?
(Тридцать лет и три года)

б) Сколько раз старик виделся с рыбкой? (6 раз)

в) Сколько просьб старика выполнила рыбка? (Четыре корыта, изба,
дворянка, царица)

г) Сколько богатырей было с Черномором? (Тридцать три богатыря)

д) Сколько богатырей-красавцев, румяных усачей жили в тереме? (Семь)



Теоретикам задание:

а) Балда за сколько человек ест, пьет, работает? (Ест за 4, работает за 7)

б) Сколько караваев поп стал экономить ежедневно? (3 каравая)
Слово судьям.



Четвертый агон

1. Литература. Так все начиналось.

У всякой сказки есть свое начало, сможете ли вы начать сказку:

а) 9 класс — «Сказка о золотом петушке».

(Негде, в тридевятом царстве, В тридевятом государстве, Жил-был славный царь Дадон, Смолоду был грозен он)


б) 6 класс — «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

(Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Стала ждать его одна)


в) 8 класс — «Сказка о попе и о работнике его Балде».

(Жил-был поп

Толоконный лоб

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару)


г) 5 класс — «Сказка о царе Салтане».

ри девицы под окном Пряли поздно вечерком)


д) 7 класс — «Сказка о рыбаке и рыбке».

(Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года)


Теоретикам вопросы:

Какими словами заканчивается «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

(И никто с начала мира

Не видал такого пира,

Я там был, мед, пиво пил

Да усы лишь обмочил)

2. Словесность.

а) Объясни смысл высказывания: «Что ты, баба, белены объелась?»
(Белена — ядовитое растение, «белены объелась» — значит «потерял рассудок,
сошел с ума»).

б) 8 класс — «Вот неделя, другая проходит.

Еще пуще старуха вздурилась.

Опять к рыбке старика посылает.

Воротись, поклонися рыбке.

Не хочу быть столбовою дворянкой,

А хочу быть вольною царицей.

Испугался старик, взмолился:

«Что ты, баба, белены объелась?»

Не ступить, не молвить не умеешь,

Насмешишь ты целое царство»


в) 9 класс — «Воротился старик ко старухе

Что же он видит? Высокий терем,

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке.

Парчовая на маковке кичка».

(Пояснила: парчовая сделанная из ценного материала парчи, на «маковке» — на макушке головы, кичка старинный женский головной убор.)


в) 6 класс — Расставить знаки препинания.

Живет Балда в поповском доме Спит себе на соломе

Ест за четверых

Работает за семерых



г) 5 класс — Воротился старик ко старухе

Рассказал ей великое чудо

д) 7 класс — Жемчуга огрузили шею,

На руках золотые перстни.


Теоретикам вопрос:

И царевна налетела на Чернавку:

«Как ты смела. Обмануть меня? И в чем?»

Та призналася во всем: Так и так.

Царица злая ей рогаткой угрожая

Положила иль не жить, иль царевну погубить».


Что это была за рогатка, которой грозила царица служанкам?

(Рогаткой, в старину назывался ошейник с длинными остриями, которые надевали на шею заключенный каторжникам, т.е. Царица угрожаю Чернавке каторгой, тюрьмой)


Для подведения итогов слово заседателям, судьям. Заседатели:

«Сказка — ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам — (урок).

Пауза

Каждый из вас из сказок научился

(чему-то).


— И мир вокруг нас станет добрее! Творите добро!

Благодарю вас всех за участие.






-6

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: