ЗДОРОВЬЕБРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ.
«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто», — говорил древнегреческий философ Сократ в далеком прошлом, но его слова очень актуальны и в XXI веке.
В современном информационном мире мы добились новых достижений в науке и технике, начавшийся технологический переворот ведет нас к новой, научно-технологической цивилизации. Но, помимо положительных результатов, такая революция приводит и к отрицательным явлениям.
Повсеместно наблюдается ослабление здоровья человека. И, конечно, самыми уязвимыми, становятся дети. В настоящее время средства массовой информации открыто освещают эту проблему. Уровень общей заболеваемости российских детей увеличивается. Растет потребление наркотиков и психотропных веществ, причем наиболее значительный рост наблюдается среди детей из групп социального риска. Эпидемическим становится распространение ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов, болезней опорно-двигательной, эндокринной, сердечно-сосудистой системы. Остается серьезной проблемой заболеваемость туберкулезом. Выявлено нарушение осанки, различные по степени сколиозы, деформации грудной клетки, снижение мышечного тонуса. Значительное количество детей имеют выраженные нарушения психического и психологического статуса. Это выражается в нарушении поведения: реакции ухода, тревога, агрессия, правонарушения. У детей раннего возраста наблюдается социально-педагогическая запущенность, умственная отсталость, неврозоподобные и психопатические расстройства. Очень высок травматизм в быту и на дорогах.
Каковы причины ухудшения здоровья детей?
Интенсификация обучения учащихся;
объем учебных программ, их информационное насыщение часто не соразмерны с возрастными и функциональными возможностями учащихся;
до 80% учащихся постоянно или частично испытывают учебный стресс, который снижает иммунную систему и способствует заболеваемости детей;
существенное увеличение учебной нагрузки и приготовление домашнего задания достигает в основной школе до 10 — 12 часов, в старшей до 13 — 15 часов в сутки, в связи с этим наблюдается большая утомляемость, особенно к концу недели.
Ухудшение питания (быстрое питание, чипсы и т.д.)
Факторы социального риска:
ежегодно около 500 тысяч детей из-за распада семей лишаются одного из родителей.
Факторы экологического риска.
Низкий уровень психического и физического здоровья предопределяет внедрение здоровьесберегающих технологий, под которыми понимается система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающих важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения ее воздействия на учащихся.
Основными критериями здоровьесберегающих свойств педагогической технологии являются:
успешность учения (уровень развития мыслительных операций, темп развития познавательных процессов: памяти, внимания, восприятия и мышления).
показатели здоровья (частота заболеваний, уровень физической культуры).
социальная адаптивность (динамика самооценки, сформированность социальных установок, степень социальной адаптации, уровень развития коммуникативных качеств).
В нашей школе обучаются 10 учащихся инвалидов (см. таблицу).
— имеют 1 группу здоровья,
— 2 группа здоровья,
— 3 группа здоровья.
В наше школе программа «Здоровье» осуществляется с 2007 года
Программа «Здоровье»
Целью этого проекта является:
поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижения успеха.
Задачи:
Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.
Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.
Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах, предотвращению роста заболеваемости учащихся школы.
Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Общая программа оздоровительной работы с детьми
Периодичность | |
Прогулки и экскурсии | Ежедневно |
Туристические походы | 1 раз в год |
Оформление интерьера спален, игровых комнат | Постоянно |
Утренняя гимнастика | Ежедневно |
Физкультурные занятия | По расписанию |
Музыкотерапия | Ежедневно |
Дыхательная гимнастика | Ежедневно |
Гимнастика для глаз | Ежедневно |
Спортивные праздники | 1 раза в год |
Спортивные досуги и развлечения | 2 раза в месяц |
Подвижные игры | Ежедневно |
Народные игры | 1 раз в неделю |
Спортивные игры | По расписанию |
Динамические часы, паузы | Ежедневно |
Кружки и студии | По расписанию |
Занятия по биологии | По расписанию |
Контроль за соблюдением режима дня и санитарно-гигиенических требований | Ежедневно |
В нашей школе проводятся мероприятий по оздоровлению и сохранению здоровья учащихся и работников школы: 2 (1 большой спортивный зал,1 малый (интернат) и рекреация для занятия физкультурой начальных классов) спортивных зала, оборудованная спортивная площадка, игровая площадка для детей, полоса препятствий (туризм и военная подготовка), медицинский кабинет, приобретены 2 тренажера для старшего и начальной школы, 2 теннисных стола. Приобрели новую мебель для классов в начальной школы.
Коридоры школы предназначены для отдыха детей. «Зеленый зал» в рекреации у кабинета психолога (оформлена видами Астраханской области) имеются цветы и скамейки, что создает положительный психоэмоциональный фон у учащихся и сотрудников школы. Второй зал – зал боевой славы. Для удобства каждая рекреация и школьные коридоры оснащены скамейками. Первый этаж для детей начального звена оснащена шведской стенкой для развития детей.
В учебных кабинетах много зелени, позволяющей поддерживать естественный микроклимат внутри классных комнат. Обучение гигиене бессмысленно, если нет адекватных средств обслуживания очистки воды.
Результатом реализации проекта должно стать обретение учащимися умений и навыков:
умение и желание проектировать и строить свою жизнь на основе духовных ценностей;
умение и желание сохранить здоровье, осознание необходимости развиваться физически;
пропаганда ЗОЖ среди сверстников.