Урок внеклассного чтения во 2 классе по теме: «Чудесный мир мордовских сказок»


   

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ялгинская средняя общеобразовательная школа»

Городского округа Саранск

Республики Мордовия






урок внеклассного чтения во 2 классе


УМК « Планета Знаний»



«Чудесный мир мордовских

сказок»











Подготовила учитель начальных классов


Силякова Светлана Николаевна















Г. о. Саранск 2014

Цели: совершенствовать навыки чтения; познакомить с устным народным творчеством мордовского народа; с картой, гимном, гербом Мордовии.

Воспитание дружбы, взаимопомощи, доброты, милосердия на примере героев сказок; привить любовь к родному краю.

Ход урока:

Посмотрели. Улыбнулись!

В сказке дивной очутиться

Каждый хочет, ты поверь!

В книге сказок приоткрыться

Может сказочная дверь.

Если сказки кто читает,

Туда, бывает, попадает.

Про всех сказочных героев

Всё он там узнает.

Язык, на котором мы говорим, красив и богат. На русском языке говорят не только русские. Он понятен каждому человеку, живущему в нашей стране. Во всех школах в нашей стране дети учатся на родном языке: татары – на татарском, грузины – на грузинском, мордва – на мордовском, но все они изучают русский язык. Каждый язык по-своему очень красив и мелодичен. К. Паустовский говорил: «Многие слова сами по себе изучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный свет». Теплотой и радостью веет от близких нам с детства слов: ручей, роща, поляна, тропинка. Торжественно, с душевным трепетом мы произносим слова мир, счастье, родина. У каждого человека есть большая Родина, это страна, где ты живёшь. И у каждого из нас есть маленькая родина – это город, посёлок, село, где ты родился и живёшь. •Как называется страна, где мы живём? •Назовите столицу России? •В каком городе мы живём? (по карте). •Какой праздник отмечала совсем недавно наша республика? (1000 летие воссоединения Мордовии с Россией ). У каждого человека есть большая Родина и малая родина. Нашей малой родиной является Мордовия, место, где мы с вами проживаем. В Мордовии проживают люди разных национальностей. Дети в наших школах изучают русский, иностранные языки, а также и мордовский язык.


Слайд 1-4

Учитель: У нашей Республики есть свой герб, флаг, гимн. Очень разнообразна природа Мордовии. Красивы её луга, где растут различные растения и живут животные.
     А знаете ли вы животных, которые водятся в лесах Мордовии, мы сейчас узнаем. Разгадайте кроссворд, отгадайте загадки.

1. Меньше тигра он немножко,

Больше крупной рыжей кошки.

Свежие документы:  Классный час в 4 классе "Доброта спасет мир"

На суку она обычно, притаившись, ждёт добычу.

Не робей, но берегись

В том лесу, где бродит…(рысь).


2. Возле дуба острым рылом

Деловито землю рыл он.

Видно жёлуди искал

Я пугать его не стал.

Не спугнул и мой Палкан

Очень грозен был…(кабан).


3. Рыжая плутовка всех кур посчитала

И с собой унесла. (Лиса).

4. Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный?  (Волк).

5. Комочек пуха, длинное ухо.
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц).

6. Идёт, иглы на себе несёт.
Чуть кто – то подойдёт
Свернётся в клубок –
Ни головы, ни ног. (Ёжик).

Прочитайте слово, которое получилось.
Любите ли вы сказки?
Сегодня мы поговорим о мордовских народных сказках. Мордовский народ издавна складывает свои сказки. Они передавались устно, из поколения в поколение. И часто случалось, что новый рассказчик добавлял что-то своё к тому, что слышал. Так рождались разные варианты сказок.

  Какие сказки бывают по жанру?  (Бытовые, волшебные, о животных).
Сегодня мы будем читать сказки о животных?
В далеком прошлом сказка выполняла магическую функцию. На охоту приглашался сказочник, который в зимнее время в избушке, летом у костра рассказывал сказки в целях привлечения внимания хозяйки леса Вирявы, которая слушала сказки и засыпала забывая о зверях. В это время охотники уверенные шли на промысел. Сегодня мы поговорим о народных сказках. Мордовский народ издавна складывает свои сказки. Они передавались устно, из поколения в поколение. И часто случалось, что новый рассказчик добавлял что-то своё к тому, что слышал. Так рождались разные варианты сказок.

— Вам, наверное, интересно узнать какие сказки есть у мордвы?
   — Какие животные встречаются в мордовских сказках?
Кого высмеивает народ в этих сказках?
А вот и герой сказок «Пугливая мышь».

3.    Инсценировка сказки «Пугливая мышь».
•    Почему эти животные попали в яму?
•    Что можем про них сказать?
•    Как понимаем пословицу «Страх глаза застит и разум туманит»?
•    Чему учит эта сказка?

4.    А сейчас давайте прочитаем сказку «Петушок и кошечка» по ролям.
•    Кто же виноват, что кошечка осталась без глаза?
•    Как это случилось?
Вывод: надо быть внимательным и никогда никого не обижать, не сваливать свою вину на других, признать свою вину.

5.    физкультминутка (танцевальные движения под музыку).

6.   Прослушивание сказки «Как собака друга искала» в аудио — записи. Чтение по «цепочке» сказки «Как собака друга искала».

•    С кем хотела подружиться собака?
•    Что вышло из этой дружбы?
•    Кто же оказался настоящим другом?
•    Почему человек не ругает собаку, когда она ночью лает?
•    Собака – самый верный друг. Она никогда не предаст своего хозяина.
Вывод: Если хотите завести собаку, хорошо подумайте, сможете ли вы за ней ухаживать, не надоест ли она вам, чтобы потом она не оказалась на улице.
•    Какие ещё мордовские сказки вы читали?
•    Чему учат нас сказки?
Вывод: Сказка – ложь, да в ней намёк –
             Добрым молодцам урок.


Свежие документы:  Конспект урока для 8 класса "на Осеннем бале"

Исполнение мордовской народной песни.

7.    У мордовского народа, кроме замечательных сказок есть пословицы, поговорки, прибаутки.
«До ялгат мушендат, скретнель эздовок тят туменда».
«Новых друзей наживай, а старых не забывай».
«Стака тепафнемс, теждя эрямс».
«Тяжелей учиться, легко жить».

8.    А сейчас послушайте мордовские прибаутки.
-Тон ков якать?
-Якать тов, коста Саян.
-Ты куда ходил?
-Ходил туда, откуда иду.
-Кода эрят ялгай?
-Кода тинь, стане – минь.
-А мзярда пелен азват.
-Мзярда тинь, снярда и минь.
-Как живёте, друг?
-Как вы, так и мы.
-Когда ко мне зайдёшь?
-Когда вы, тогда и мы.

9.    Стихи о Мордовии.

1.Край Мордовский – родина моя!
Край Мордовский – дружная семья.
В ней народ живёт, как друг и брат
А при встрече говорят: «Шумбрат!».

2.Семь десятков вместе мы живём
Вместе строим, учимся, поём.
Отдыхаем и детей растим,
А при встрече «Здравствуй» говорим.

3.Земля моя, Мордовия родная!
Здесь родились мы, здесь живём
Твой день рождения, всюду прославляя
О красоте Мордовской мы поём.

4.Здесь, в Мордовии, поля без края
До небес богатые леса.
70-ведь это срок немалый
Расцвела мордовская земля.

5.Солнце светит ласково в зените.
Отливают золотом поля
И трудом и дружбой знаменита
На Руси мордовская земля.

10. Исполнение мордовской народной песни.

Мордовская народная песня «Авкай молян мон вирев».
11. Итог урока.
•    Что нового вы узнали о Мордовском крае?
•    Что ещё хотели бы узнать о своём родном крае?
Я вас призываю, чтобы вы любили свой родной край. А чтобы любить, надо знать его культуру, традиции, обряды. Мы ещё узнаем о Мордовии много нового и интересного.


Список литературы:

1. Вихляев В. Древняя мордва, или что нашли археологи. Саранск, 2007.
2.. Легенды и предания древней мордвы: собраны Т.Барговой и Л.Седовой. Саранск, 2008.
5. Мифы и герои мордовского народа. Саранск, 2009.
6. Мокшин Н. Боги и сказания мордвы. Саранск, 2007.
7. Мордовские народные сказки. Саранск, 2006.
8. Русские народные сказки. Москва, 2010

9. Интернет-ресурсы: www.mordva.ru .




скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: