Внеклассное мероприятие в 5 классе «Хлеб – всему голова»


Ветрова Елена Петровна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 1

Тамбовская область, Сосновский р-н, п. Сосновка



Внеклассное мероприятие в 5 классе.

Устный журнал

«Хлеб – всему голова»

(слайд)

Цель: Воспитание бережного отношения к хлебу.

Оборудование:

  • Книжная выставка «Хлеб – всему голова»

  • Выставка детских рисунков «Хлеб – имя существительное»

  • Выставка сочинений учащихся «Что я знаю о хлебе»

  • Плакаты с высказыванием:

«Слава хлебу и рукам, что его растили»

«Слава миру на земле, слава хлебу на столе»

  • Запись песен Я. Френкеля «Русское поле», М. Фрадкина «Баллада о спасенном хлебе»

  • Выставка хлебных изделий

  • Проектор, компьютер, экран.



1. Хлеб моей России,

хлеб моей Отчизны.

(слайд)


Слово учителя:

Народная мудрость гласит: нет лучшего цветка, чем пшеничный колос, нет лучшего сада, чем пшеничное поле, нет лучшего аромата, чем запах свежего хлеба.

Есть на земле великое диво – хлеб, вешняя зелень озими и тяжелое литье колосьев, солнечный прибой зерна и душистый каравай на вышитом рушнике.

Хлеб был во все времена клятвой и праздником, величальной песней на свадьбе. Во все времена, у всех народов по – своему, но одинаково священен и уважаем.

Русь начиналась с зерна, брошенного в землю. Крепла и становилась могучей державой силой землепашца, сеятеля, хлебороба.

Наша родословная – от земли. Каждое новое молодое поколение должно помнить об этом!

Каждый взрослеет по-своему. Кому-то требуются на это годы, а кому-то достаточно мига. Но есть истины, открыв которые, словно сделаешь зарубки на память. Одна из них – в понимании того, что стоит за словом хлеб.


1 ученик: (слайд)

Не о звездах на небе,

А о хлебе,

О хлебе,

О родном, неразлучном

Все о том, о насущном,

Что в поте лица …

Хлеб целинный

Глубинный

Хлеб предгорный

Долинный

Хлеб тамбовский,

Кубанский

Хлеб, рабоче – крестьянский

Хлеб державного плана

Хлеб степей Казахстана

Хлеб орловский

Елецкий …

Хлеб отменный с Алтая

Хлеб – стена золотая.

Ты стоишь, словно войско,

Каждый колос геройский.


Музыкальное сопровождение.


2 ученик

Юный друг!

Каждый раз, когда ты берешь в руки кусок хлеба – проникнись глубоким уважением к труженикам полей. Это их напряженной работой, их заботами, не знающими устали руками выращено зерно, которое старанием людей на мукомольных комбинатах, хлебозаводах пришло к тебе душистым румяным хлебом.

Как бы далеко ни ушло человечество, какие бы ни появились новые слова – никогда не увянет, не утратит свежести и святости русское слово «хлебороб».


3 ученик:

Перед этой пашнею

Шапку скинь, сынок.

Видишь: пробивается

Хлебный стебелек.

Сколько в это зернышко

Вложено труда,

Знает только солнышко,

Ветер и вода.


4 ученик:

Посеяли хлеб хлеборобы весною

Созрел он и встал золотою стеною

И слышит страна:

За уборку пора!

Для хлеба комбайны нужны, трактора.


Отвечают в цехах металлисты:

Для хлеба машины мы сделаем быстро

Но только нам нужен металл непременно.


Отвечают немедля мартены:

Нам только руду подавайте сюда.

Для хлеба с рудою спешат поезда.

Для хлеба!

Проложены рельсы дорог

Для хлеба!

Нефтяники нефть достают

Для хлеба!

Плотины на реках встают

Для хлеба!

И краны, и вышки до самого неба.


Когда за столом, вы, ребята, сидите

То помните, кто для вас хлеб создает:

Колхозник,

Рабочий,

Нефтяник,

Строитель,

Шахтер,

Машинист.

Народ!


5 ученик:

Вот он хлебушко душистый,

Теплый, золотистый,

В каждый дом

На каждый стол

Он пожаловал – пришел.


6 ученик:

В нем здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

В нем – земли родимой соки

Солнца свет веселый в нем,

Уплетай за обе щеки

Вырастай богатырем.


7 ученик:

Славится он первым на Земле, славится он первым на столе – так говорит о хлебе народная мудрость. Эти слова тем мальчишкам, которые безмятежно играют в хоккей, гоняя вместо шайбы черствый бублик и тем девчонкам, которые бросают в мусорный ящик недоеденную булочку.


8 ученик:

Хлеб под столом, хлеб под столом!

Брошенный прямо в пыль.

Кто же это совесть свою на слом

Бросил, как утиль?

Если бы увидел его, никогда б

Не подал ему руки.

Будто не знал он, сколько труда

Вложено в эти куски!




2. Хлеб войны

(слайд)


1 ученик:

Не знают теперешние мальчишки и девчонки, как дорог был кусок ржаного хлеба трудного 1919 года. Для того, чтобы у всех на столе ежедневно был кусок хлеба, жили и боролись с эксплуататорами смелые мужественные люди. Никогда не забывали о хлебе революции.


2 ученик:

Весна 1943 года, угрюмая, напряженная весна. В нашей стране идет полуголодная жизнь. У людей, не отходящих от заводских станков, одно стремление, одна цель – выстоять против врагов и победить.

Эвакуированный в Сибирь из западных областей народ, большей частью женщины, дети и старики, копаются в перепаханных полях – ищут мерзлую картошку. Дети с сумками через плечо ходят по мокрым полям – собирают колоски. Всюду: на заборах, в вокзалах – плакаты, объясняющие, что зерно, перезимовавшее под снегом, ядовито. Но молчаливые дети все равно бредут и бредут по полям, кланяясь земле, собирая синими холодными руками мокрые, полуосыпавшиеся колоски, а поздним вечером вернувшиеся с работы матери то толкут зерно в ступах, замешивают его с мерзлыми картошками, пекут так называемые «драники» и утешают себя и детей: «Ничего, ничего – в Ленинграде тяжелее люди живут и еще воюют».


3 ученик:

Был хлеб всегда в почете на Руси –

Ее просторов главное богатство.

Его ты хочешь знать? –

Спроси.

Тебе ответить могут ленинградцы.


Они припомнят город без огней

Когда враги стояли на пороге,

И долгих 900 блокадных дней …

Снарядов свист …

Воздушные тревоги …


Мела метель колючая, мела …

За нею голод шел в дома по следу …

И не было ни хлеба, ни тепла …

Была лишь вера твердая в победу!


Слово учителя:

1.Хлеб блокадного Ленинграда. (слайд)

2.Блокада Ленинграда. Голод. История Тани Савичевой. (слайд)

3.Дорога жизни. (слайд)


4 ученик:

Поэт – комсомолец Григорий Люшнин пережил голод и ужасы фашистского лагеря смерти Бухенвальда. Когда лагерь освободили наши войны и вынесли его на руках из барака – в нем было 26 кг веса. Вот что такое голод! Он написал стихотворение о хлебе, тайком от фашистов в лагере.


5 ученик:

Крошка хлеба на землю упала,

Меньше хлеба на крошку стало.

Где-то в поле неубранном нашем

Сколько зерен лежит у пашен!


Вот собрать бы их вместе – да в кучу!

Хлеб бы выпекли белый, пахучий,

Мы б окрепли и сильными стали,

Мы б тюремные стены сломали,

Снова вышли бы в бой, под бомбежку!

Да, жалеть надо хлебную крошку.

Г. Люшнин


Выступления гостей (приглашенные бабушки, дедушки делятся собственными жизненными воспоминаниями о хлебе войны)




3. Целина

(слайд)


1 ученик:

1945 год. Весна. Гудели вокзалы, шли и шли эшелоны на восток в Казахстан, в Сибирь, на Урал, в Поволжье. Начиналась великая битва за хлеб, начиналось наступление на целинные и залежные земли.

350 тысяч юношей и девушек с комсомольскими путевками стали целинниками. (слайд)


Вступление гостей, участников целинной эпохи.


2 ученик:

Выбирали сами себе долю.

Не беда, что трудная она!

А кругом, как в сказке,

чисто поле-

Без конца, без края целина.

Сколько в ней гектаров?

Миллионы? Здесь не праздник,

а почетный труд.

И грохочут снова эшелоны

Молодежь задорную везут.

Надо честно, хорошо трудиться

Все богатства взять у целины,

Чтобы горы солнечной пшеницы

Отовсюду были бы видны.





4. Хлеб – наше богатство.

(слайд)


1 ученик:

Ты держишь в руках сокровище – хлеб. Не топчи хлеб, не бросай его, не пренебрегай им. И не хвастайся, что ты сыт, что хлеба у тебя вдоволь. То, что у тебя и у других есть сегодня хлеб – не твоя личная заслуга, а результат усилий всего государства, всего народа, всех, кто жил на Земле когда – то и живет сейчас.


2 ученик:

Хлеб в России пекли с куполами,

Чтоб хватило, как неба, на всех.

За широкими в доме столами

Крошку бросить считали за грех.

В суеверных веках, между прочим,

И примета жила недобра:

Если ты не доел хоть кусочек,

Значит, силы своей не добрал.

И хлеб – соль – этот русский обычай,

Словно символ людской доброты,

И наш герб без колосьев пшеничных

Не имел бы такой красоты.

А. Коршун.


3 ученик:

«Хлеб»

На свете я видела хлеба не мало –

Крестьянка его из печи вынимала.

И клала на стол, осеняя крестом,

И он отдыхал, накрытый холстом.

В горнице пахло сильно и сладко,

Хлеб грозным казался, как имя отца.

За трапезой ели его без остатка –

Ни корки, ни крошки, ломоть до конца.

Е. Блашнина


4 ученик:

На свете я видела немного,

Его отмеряли так скудно, так строго,

Его запивали крутым кипятком,

Его называли не хлебом – пайком,

С соломой, с мякиной, с трухой и со жмыхом,

Он все же казался желанней всего!


5 ученик:

На свете я видела хлеба – разливы:

Мешки, бункера, элеваторы, нивы.

Он золотом лился, волною бежал,

Герой на токах деревенских лежал!

И если примечу кусок в небреженьи –

В грязи придорожной, в подножной пыли,

То самое первое сердца движенье –

Поднять и спасти это чудо земли.



6 ученик:

Хлеб дороже золота. Золото – металл, а хлеб – это жизнь.


7 ученик:

Нужны нам и мясо и фрукты

Однако, коль строго судить,

Жить можно без многих продуктов –

Без хлеба вовек не прожить.


Всему голова и основа,

В нем труд хлеборобов и пот.

И хлебушком – ласковым словом –

Зовет его часто народ.


Какое без хлеба застолье?

Еще с незапамятных дней

Не зря на Руси хлебом – солью

Встречают желанных гостей.


8 ученик:

Идешь ли ты с работы жарким летом

Морозной ли и вьюжною зимой

Заходишь обязательно за хлебом

И бережно несешь его домой.

Вдохни его. Он пахнет утром ранним.

В нем рук тепло, забота строгих глаз.

Он в дом пришел сквозь годы испытаний

Не зачерствев, как кто – нибудь из нас.

Священен хлеб, в себя вобравший солнце.

В себя вместивший хлебороба жизнь

Ты сердцем чистым до него дотронься

И чистыми руками прикоснись!



5. Краеведческая

(слайд)


Тамбовские поэты о хлебе.

1 ученик:

«Баллада о хлебе»

У прохожих под ногами

Кем – то брошенный, в пыли,

затвердевший, словно камень,

хлеб – священный дар земли.

Протестующее чувство

не смирить и не унять:

это больше, чем кощунство,-

хлеб ногами попирать!

В том ломте – и пот, и слезы,

и свершенье всех судеб …

…Помню: детство, луг, березы,

свежевыпеченный хлеб …

Мать из печки доставала

каравай – ржаную плоть –

и, сияя, отрезала

хлеба теплого ломоть.

Помню дух его дразнящий,

дух медвяный, дух земли,

словно в корочке хрустящей

степь и солнце запекли.

А потом я с мамой в поле

шел, обветренный, полоть …

Оттого сейчас так больно

видеть брошенный ломоть.

Двести граммов, полгорбушки …

Сколько стоит хлеб страны –

хлеба черствая осьмушка,

хлеб блокады, хлеб войны?

Он поистине бесценен

и на стол пришел не вдруг:

он дыханием овеян

и теплом крестьянских рук.

Хлебу трудный путь достался –

от зерна до колоска:

он под ветрами сгибался,

он без влаги задыхался,

так, что нас брала тоска …

Вызов пламени бросая

(скорби, нет, не побороть!),

Кузнецов сгорел, спасая

хлеб России, тот ломоть …

Почему он под ногами,

почему лежит в пыли,

затвердевший, словно камень,

хлеб – священный дар земли?

Протестующее чувство

не смирить и не унять:

это больше, чем кощунство, —

хлеб ногами попирать!

Семен Милосердов


Стихотворение В. Т. Дорожкина.


Заключительное слово учителя:

Отношение к хлебу должно быть святым, как к матери или Родине!

(слайд)

2 ученик:

«Хлеб»

«Хлеб – всему голова»

Вечно живут слова.

Вянет листва, трава –

Хлеб – всему голова.

В бурях эпох, имен

Тихо живет, права,

Истина всех времен:

Хлеб – всему голова.

В дальнем краю село,

В сердце страны – Москва,

Всюду нам с ним светло:

Хлеб – всему голова.

Правда у нас в дому

Будет всегда жива:

Мир – это хлеб всему.

Хлеб – всему голова.


Свежие документы:  Рабочий стол. Управление мышью, 5 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: