Внеклассное занятие «На лесной полянке»


Государственное казённое образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья с. Ковалёвского Краснодарского края.















Внеклассное занятие

«На лесной полянке»

(сказка о грибах)









подготовила

Авраменко Елена Петровна, воспитатель





2012 год

Внеклассное занятие по ознакомлению детей с окружающим миром.

Тема: «На лесной полянке» (сказка о грибах)

Цели:

Образовательная:

— уточнять представления детей о предметах и явлениях окружающего мира (о грибах, месте их произрастания);

— развивать умение по внешнему виду узнавать и называть грибы: боровик, подосиновик, лисички, мухомор, подберезовик, лисички, мухомор, подберезовик, выделять и называть части гриба: ножка, шляпка;

— продолжить работу по активизации и уточнению словаря детей.

Слова – антонимы: съедобный — ядовитый, полезный – вредный.

Коррекционная:

— коррекция диалогической и монологической речи;

— коррекция образного восприятия и представления;

— коррекция мышления, памяти, внимания.

Воспитательная:

— воспитывать у детей нравственные нормы поведения;

— прививать интерес к природе;

— формировать стремление беречь и защищать её.

Предварительная работа:

-работа по активизации словаря детей, словообразованию.

— чтение художественной литературы по теме;

— отгадывание загадок;

— работа с дидактическими картинками по теме «Грибы»



Оборудование:

Туристическое снаряжение: компас, рюкзак, спички, веревка, фотоаппарат, шест, мостик, ребристая доска, муляжи грибов, гнездо птицы, паук на паутине, карта. Фонограмма: звуки леса, пение птиц, журчание деревьев, шум листвы, картинки разрезанные, грибы, клубочек, картинки: осина, береза.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Упражнение на внимание.

/ Перед детьми предметы туристического снаряжения. Предметы, относящиеся к другим группам: котелок, компас, веревка, шест, нож, лукошко, спички, кепка, рюкзак, фотоаппарат, магнитофон и т.п. Ведущий

— Ребята, из предметов, которые лежат на столе, выберите те, которые пригодятся нам в лесу по грибы.

/ дети обосновывают свой выбор, классифицируют; воспитатель одобрят правильность выполнения задания/.

  1. Основная часть.

Сообщение темы, целей занятия.

Ведущий

Смотрите, ребята,

На улице светлым – светло!

Взяли с вами по лукошку-

И скорее в путь-дорожку!



Сегодня мы отправимся в туристический поход в лес. Вы выбрали туристическое снаряжение. Мы не просто дети, ребята. Мы…

— Туристы.

— В лес мы пойдем по грибы. А чтобы нам было, потом о чем рассказать другим, мы должны присматриваться, чтобы увидеть интересное, прислушиваться, чтобы услышать звуки леса. И, конечно, вовремя пути рассказывать о том, что увидим, услышим.

Вы готовы?

Дети под музыку в колонне по одному идут вдоль зала.

— Ребята, смотрите, впереди небольшой ручей. Как же нам пройти через него?

— По мостику.

— А вот и извилистая, узкая дорожка.

— Кто знает, как называется эта дорожка?

— Узкая, извилистая дорожка называется тропинка.

— Идем тропинкой узкою

Потом свернем мы в лес

Туда, где сосны рослые

Касаются небес

Где сказки шепчут ели,

Березы и дубы,

Где ягоды поспели

И выросли грибы.

Дети выходят на лесную полянку.

— Ребята, посмотрите вокруг,

Там речка, там зеленый луг.

Мы пришли в гости к природе. А зачем?

— Чтобы услышать пение лесных птиц, насладится свежим воздухом, набрать в лукошко ягод, грибов.

— Правильно. Но давайте не забывать, что мы в чужом доме, в котором много своих жильцов и правил. Выполняйте их. Что же это за правила? Давайте вспомним, что нельзя делать в лесу.

— Нельзя шуметь, кричать, бегать, ломать ветки, рубить деревья, разорять муравейники, гнезда птиц, рвать цветы, загрязнять луга и полянки.

— А как надо вести себя в лесу?

— Можно тихо передвигаться, отдыхать без шума, слушать звуки леса, наблюдать, собирать грибы и ягоды. Можно развести костер на кострище, но перед уходом обязательно его потушить.

— Теперь, вспомнили правила поведения, мы устроили отдых на полянке, т.е. привал. Нина, а что называется привалом?

— Отдых после пути.

— Ребята, располагайтесь. Вот здесь мы будем искать лесные загадки. Интересно собирать ягоды и грибы, а загадки еще интересней.

Дети идут искать грибы, ягоды. Находят гнездо, муравейник, паука на паутине. Действие происходит на фоне пения птиц, шума листвы (звучит фонограмма).

Обо всем дети рассказывают, делают выводы с помощью воспитателя. Кто-то из ребят около пня находит гриб-боровик.(2-3шт)

Под старою сосною

Где склонился пень-старик

Окружен своей семьею

Первый найден…боровик.



— Кто помнит другое название боровика?

— Его называют белый гриб.

— А еще его называют царем грибов. Потому, что он самый крупный, крепкий, красивый.

— Кто знает стихотворение о боровике?



— Важный, толстый боровик

Вырос у дорожки.

К уважению привык

Гриб на крепкой ножке.

Срежь ты бережно его,

Не порань грибницу,

В этом месте через год

Новый гриб родится.


— Ребята, объясните, почему нельзя выдергивать грибы из земли, а нужно аккуратно срезать ножиком.

— Грибы вырастают из грибницы, которая живет несколько лет. На одном и том же месте через некоторое время могут появиться новые грибы. А если мы гриб вырвем из земли, то повредим грибницу, к которой он прикреплен.

— Растут грибы боровики дружной семейкой в дубовых и березовых лесах.

Вспомните, этот гриб съедобный или ядовитый, несъедобный.

— Гриб боровик съедобный.

— Съедобные грибы мы будем складывать в лукошко, а ядовитые оставим в лесу.

— Нина, какой гриб ты нашла?

— Я нашла подберезовик.

— А где он вырос?

— Подберезовик врос в роще, среди берез.

-Ребята, как мы назовем эту рощу?

— Березовая роща.

— Кто знает загадку о подберезовике?

— Коричневой шляпкой приветствует вас

Скромный грибок безо всяких прикрас

Под белой березкой нашел он приют

Скажите-ка дети, как его зовут?

(Слово приют – смысл объяснить в предварительной работе)



— Подберезовик возьмем с собой в лукошко или оставим?

— Возьмем в лукошко.

— Почему?

— Это съедобный гриб.

— Карим, какой гриб ты нашел?

— Подосиновик.

— Как ты думаешь, почему подосиновик так назван?

— Потому что он растет под осиной?

— (Воспитатель) Грибы подосиновик и подберезовик получили свои названия от названий деревьев, около которых они растут. Подберезовики растут около…

— берез,

— а подосиновики под…

— осинами.

— Давайте сравним грибы подосиновик и подберезовик. Чем они похожи?

— У подосиновика и подберезовика одинаковая тонкая, прямая ножка, одинаковая форма шляпки.

— Чем они отличаются?

— Цветом шляпок. У подберезовика – шляпка коричневая, у подосиновика – шляпка красная.

— Кладем их в лукошко. Они съедобные.

— Ребята, у всех грибов съедобных и несъедобных есть что?

— Ножка, шляпка, грибница (показывают)

— Ребята, мы с вами еще не спросили у Валеры и Гриши, какие грибы они нашли.

— Мы нашли лисички.

— Как вы думаете, почему лисички так названы?

— Они рыжего цвета, как шерсть у лисы.

— Ребята, как называют людей, которые собирают грибы?

— Грибники.

— А летний дождь?

— Грибной.

— А корешок у гриба?

— Грибница.

— Молодцы! Вот сколько новых слов появилось в вашей речи. Постарайся их запомнить. А почему про свой гриб ничего не рассказывает Виталик? Какой грибок ты срезал?

— Повезло, так повезло —

Я набрал опят ведро-

Облепили целый пень,

Собирай, кому не лень!

— Действительно, опята всегда растут большой группой около пней.

— Опенок съедобный гриб. Мы берем его в лукошко.

— Ребята, почему же вот эти грибы вы не срезали?

Это ядовитые грибы. Они называются бледная поганка.

— Да, бледная поганка – самый ядовитый гриб. Человека, съевшего бледную поганку, спасти от смерти очень трудно. Опасный для жизни яд может быть и в старых грибах.

Собирая грибы, помни: незнакомые грибы не собирай, не бери и старые грибы.

О том, что среди грибов есть ядовитые, знает даже еж.

Женя:

— Вот растет поганка бледная,

Ее обходит даже еж,

Для здоровья очень вредная-

Лучше ты ее не трожь!

— Вспомните, какие еще гриб мы не положили в корзинку?

— Ложные опята, мухомор.

Воспитатель «срезает мухомор, показывает его детям:

— Высокий, статный мухомор

Угрюмый, нелюдимый.

Вокруг народу – полон лес,

А все проходят мимо.

Красная шляпка, на шляпке горошки,

Короткая юбка на беленькой ножке

Красивый грибок.

Появляется ребенок в костюме «Мухомора».

Мухомор: — да, это я-

Красавец – мухомор!

Всех в лесу заметней я

(горделиво ходит, подбоченясь)

Я красавец – хоть куда!

Воспитатель: — Кто знает тебя – трогать не станет

Всем людям известно уже с давних пор

Что ядом наполнен гриб…

Дети: — Мухомор!

Мухомор: — Носами крутят грибники:

Им подавай боровики!

Да будет вам известно:

Я, красный мухомор, служу лекарством для лосей.

Воспитатель: — Мы тебя, мухомор, в лукошко не положили. Оставайся в лесу. А нам нужно идти дальше. Как бы нам не заблудиться.

В путь – дорожку мы пойдем

Полное лукошко грибочков несем.

Дети идут по тропинке. Впереди встречается «топкое болото».

Ребята, нам понадобится шест, чтобы пройти через болото. Я буду «ощупывать» дно, вы идите по следу, наступая вот на эти «кочки».

Дети идут друг за другом. В это время раздается звук колокольчика. Появляется ребенок – «Лесовичок».

Дети: — Кто вы?

— Я – лесовичок. Начальник над всеми грибами и ягодами. А вы кто?

— Мы – туристы, грибники. Мы заблудились. Укажи нам дорогу домой.

— Я вам помогу, но сначала выполните мои задания.

Первое — отгадайте загадки:

  1. Дети, мамы, папы

Носят только шляпы (грибы)

  1. Нет грибов дружней, чем эти-

Знают взрослые и дети

На пеньках растут в лесу

Как веснушки на носу (опята)

  1. Что за гриб стоит на кочке

В красном бархатном платочке (подосиновик)

4)лета первая примета:

Под березкой в холодке-

Гриб коричневого цвета

На пятнистом корешке (подберезовик)



— Это задание называется «Собери картинку и назови гриб».

(каждому ребенку – разрезанная картинка: подберезовик, подосиновик, опята, мухомор, бледная поганка, лисички, боровик).

— Назовите сначала съедобные грибы.

-А теперь несъедобные.

Молодцы! Вот вам от меня и лесных жителей гостинец.

(дает детям лукошко, в котором лежат лесные орешки, ягоды).

— Спасибо, лесовичок.

— А еще клубочек. Куда он покатится, там и тропинка из леса.



Воспитатель:

Вот и закончился наш поход.

— Понравился ли он вам?

— Что запомнилось?

Скажите, ребята, название каких съедобных грибов вы запомнили? (лисички, боровики, опята)

А какие ядовитые грибы вы теперь знаете?

(мухомор, бледная поганка)



Воспитатель: я хочу прочесть вам стихотворение «Удивительный лес».

— Лес не только для нашей забавы

Он – богатство нашей страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Каждый куст берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой.

А уж, сколько орехов и ягод!

Так, пожалуй, считай – не сочтешь!

Сердцу любо, коль знаешь, что за год

В сосняке разрослась молодёжь.

































Используемая литература:

  1. «Все обо всем. Растения». Перевод с английского Ю.Соколова; М.: «Планета детства», «Издательство Астрель», АСТ, 2000.

  2. Николаус Ленц «1000 вопросов обо всем на свете», Москва, «Олимп», Издательство АСТ, 2001.

Свежие документы:  Исследовательский проект в начальной школе «Русская матрешка» 4 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: