Внеклассное занятие «Посиделки»


Внеклассное занятие «Посиделки».

Цель: создание условий для формирования творческой активности через изучение народного творчества.

Задачи:

  • Способствовать развитию познавательного интереса к устному народному творчеству

  • Развивать смекалку, эрудицию и кругозор учащихся

  • Вовлечь всех учащихся класса в игровое взаимодействие и способствовать сплочению классного коллектива

  • Закреплять знания по декоративно-прикладному искусству

  • Развитие индивидуальных творческих способностей

Оборудование: магнитофон, записи русских народных песен, карточки с заданиями, карточки с росписями.

Оформление: классная комната оформлена в стиле русской избы, в центре столы для учащихся, на стенах изделия с различными росписями.

Ход занятия.

  1. Организационный момент

Звучит музыка «Коробейники».

-Здравствуйте, добры молодцы! Здравствуйте, красны девицы! (поклон)

Рада вас видеть вас на веселом занятии. Лица – открытые, глаза – блестящие, улыбки – в наличии! Значит, не залежится сегодня мой товар.

Эх, полным-полна моя коробушка,

И спою, и расскажу…

Подходи, душа – зазнобушка,

Все товары покажу!

Наше занятие необычное, и пройдет в русском народном стиле, а значит и наряды нам необходимы соответствующие. Выберите из короба только то, что есть в русском народном костюме.

Учащиеся подходят к расписному коробу и берут каждый свой товар, русская народная одежда.

  1. Основная часть.

Сегодня мы с вами собрались на завалинки на веселую игру. Вы будете соревноваться в знаниях устного народного творчества. Гости должны внимательно слушать, быть активными участниками.

А сейчас немного истории…

Волшебное царство народного творчества необъятно. Оно создавалось столетиями. Устная народная поэзия называется фольклором.

-Кто мне подскажет, что обозначает слово фольклор? /ответы учащихся/

Слово фольклор произошло от английских слов: folk –народ, lore – мудрость. Что значит народная мудрость.

— Почему мы называем фольклор устным народным творчеством?/ответы детей/. Он создавался народом и передавался из уст в уста. В произведениях устного народного творчества отражена народная мудрость – ум, знания всего народа.

— Назовите произведения, которые относятся к устному народному творчеству?

На доске вокруг слова фольклор выставляются слова – частушки, песни, пословицы, поговорки, загадки, считалки.

— Вот сейчас мы посоревнуемся, кто из вас лучше знает произведения народного творчества.

Работа в парах. За правильные ответы один жетон. Дополнительный ,за объяснение пословицы.

Приходили молодцы –

Обрубили все концы,

Нужно предложением

Сделать продолжением

Хорошенько подумать,

И конец придумать!

Задание №1 « Найди пару».

Рассыпались пословицы.

  • Не спеши языком – торопись делом.

  • Сам пропадай, а товарища выручай.

  • С кем поведёшься – от того и наберёшься.

  • Труд человека кормит, а лень портит.

  • Глаза боятся, а руки делают.

Конкурс «Продолжи пословицу».

  • Один пирог два раза не…(съешь)

  • Не вкусив горького, не узнаешь и …(сладкого)

  • Сам заварил кашу, сам и…(расхлебывай)

  • С кем хлеб-соль водишь, на того и …(походишь)

  • Кашу маслом не…( испортишь)

  • Ученье свет, а не ученье…(тьма)

  • Готовь сани летом, а телегу…(зимой)

  • Не красна изба углами, а красна…(пирогами)

— Ребята, посмотрите, в нашем классе выросла большая ромашка. Она не простая, а ромашка-скороговорка. Сейчас каждая группа возьмет по лепестку. На лепестке записана скороговорка, нужно хором произнести эту скороговорку 3 раза подряд.

1-2 минуты учащиеся готовятся, а затем показывают как сумели выполнить задание.

Задание №2. Конкурс скороговорок.

  • Прокоп украл укроп.

  • От топота копыт пыль по полю летит.

  • Наш Полкан попал в копкан.



Веселил нас много раз,

Русский танец – перепляс.

Сколько удали, задора,

Сколько радости во взоре!

Выходи скорее, друг,

Плясуны, вставайте в круг!

— Была на Руси традиция: по весне, к празднику Пасхи, дарить людям яйца расписанные. А можно было и поиграть.

Задание № 3. «Пляска в кругу».

Звучит музыка, играющие танцуют и передают по кругу яйцо. Музыка обрывается, игрок, у которого яйцо осталось в руках, загадывает загадку. Игра проводится 2-3 раза.



Отдохнули, поиграли, продолжаем наши соревнования в народной мудрости.

Задание №4. «Подумай и ответь».

Каждая группа выбирает лепесток из ромашки на нем задание передать смысл фразеологизма.

  • От горшка два вершка(маленький). Когда на горе рак свиснет(никогда).

  • Ни кола ни двора(бедный). Рыло в пуху(виноватый). После дождичка в четверг (неизвестно когда)

  • У черта на куличках (далеко). Семи пядей во лбу (умный). В голове ветер (глупый).

-Говорят, у девочек руки не простые.

-Говорят, у мальчиков руки золотые.

Поглядим внимательно, поглядим поближе.

Может быть, сейчас что-нибудь увидим.

— Пришла пора убедиться, что девицы и молодцы умеют не только веселиться и наряжаться, но и замечательно трудиться. Каждой группе приготовила задание, сейчас вы побудете в качестве народных умельцев. Народные умельцы изготавливали свои изделия из разных материалов. Попробуйте угадать.

Задание №5. Игра «Кот в мешке».

Каждой команде дается мешочек. Не открывая, определите материал и что из него изготавливали. В мешке: глина, дерево, ткань.

— Ценились на Руси мастера, которые умели делать посуду, игрушки своими руками. Материала кругом – сколько угодно, только поспевай делать. Тут талант нужен! Вот и вы сейчас будете украшать изделия различной росписью.

Выбор росписи, подбор элементов росписи, составление узоров. Дополнительные фишки, если расскажут об этом промысле.

Работа учащихся по украшению изделий. Звучит музыка.

Выставка работ. Дополнительно вывешиваются другие росписи. Гимнастика для глаз.

Вот и закончили мы свой рассказ о народных умельцах. Смотрю на ваши работы – налюбоваться не могу! Трудно выбрать, какие изделия лучше. Но пора подводить итоги. Подсчет фишек. Награждение участников раскрасками.

Народная мудрость говорит: «Где труд, там и счастья». А потрудились вы на славу.

Отдохнули все по праву?

Мастерам воздали славу?

Что ж теперь домой пойдем,

Что узнали, не забудем,

Долго-долго помнить будем.

После игры, все встают в круг. Педагог благодарит всех и предлагает ответить на следующие вопросы: «Было ли Вам интересно? Что понравилось больше всего?»

Свежие документы:  Сочинение "Зайчонок" 4 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: