Выступление на тему «Формирование речевой деятельности младших школьников»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №65

с углубленным изучением отдельных предметов»

Московского района города Казани














Выступление на тему

«Формирование речевой деятельности младших школьников»


















подготовила

учительница начальных классов

Самаркина Надежда Владимировна






г.Казань- 2012

Меня зовут Самаркина Надежда Владимировна. Я — учитель начальных классов в школе № 65.

Говорят: Родина начинается с матери. Да дозволено будет сказать нам: и с учителя. Есть в его миссии нечто такое, что сближает её с великой миссией, которую сообщила природа матери. Педагогический труд – это постоянное размышление, обдумывание, диалог, спор, наблюдение и анализ. Это выработка идеи, своего видения волшебного, таинственного мира детской души.

Всё начинается с любви: с любви к профессии, к детям, с любви к родному краю, родному языку.

Слайд 1.

Вот и моя методическая тема: «Формирование речевой деятельности младших школьников». Ещё Ушинский говорил: если ученик или ученица плохо владеет языком, то для них гораздо труднее учиться.

Слайд 2.

Одно из главных направлений в моей работе — систематизация большого словарного материала, накопленного в ходе практической деятельности. В своей работе я использую учебники русского языка Натальи Фёдоровны Виноградовой, тетради «Пишем грамотно» и «Учусь писать без ошибок», которые имеют богатый материал для организации речевой деятельности. Курс «Русский язык» состоит из трёх взаимосвязанных, но самостоятельных блоков: «Как устроен наш язык», «Правописание», «Развитие речи». Основная задача — это развитие речи учащихся.

Слайд 3.

Оно осуществляется на каждом уроке и ведётся в нескольких направлениях:

-работа над предложением и словосочетаниями в плане развития речи,

-словарная работа (обогащение, уточнение и активизация словарного запаса),

-развитие связной речи (сочинения, изложения, работа по картинам),

-работа над звуковой стороной речи,

-богатство и культура речи

Слайд 4.

К чему же должны стремиться учитель и ученик?

Какие требования мы должны предъявлять к речи наших учеников? Речь должна быть:

-Правильной

-Ясной

-Чистой

-Точной

-Выразительной

-Богатой

Слайд 5.

Перед собой я ставлю две задачи:

-необходимость исправления недостатков речевого развития детей;

-использование возможностей урока для развития речи.

Слайд 6. Первая задача включает:

1.Воспитание звуковой культуры речи

2.Уточнение словарного запаса.

3.Выявление уровня сформированности фразовой речи.

4.Совершенствование речевого общения

Слайд 7 Использование возможностей урока для развития речи:

-Обязательное введение новых слов и лексическое их значение;

-Введение в урок пословиц и поговорок, крылатых фраз и выражений, потешек, стихов.

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Домашняя игротека»

-Организация диалога, т.к. монологическая речь формируется на основе речевого общения.

-Проведение дидактических игр

Рассмотрим варианты заданий.

Слайд 8

Задание. Прочитайте предложения. Составьте из них два рассказа. Подберите к ним заглавия. Рассказы напишите. Раскройте скобки. Подчеркните предлоги.

(Под) вечер мы увидели чудесных птиц.(На) её ветках появились игрушки.(У) них были длинные гибкие шеи.(От) лебедей нельзя было отвести глаз.(К) пушистой красавице прибежали дети. (В) комнату внесли ёлку.

Слайд 9

Задание. Прочитайте. Найдите пословицы, которые имеют одинаковый смысл.

Старый друг лучше новых двух.

Чтобы рыбку съест…, надо (в) воду лезть.

Слайд 10

Орфографические пятиминутки. Рифмовки, способствующие совершенствованию речевой культуры учащихся. Рифма привлекает детей забавной игрой слов и созвучиями их формы.

Из,к,в,

у,за,с,около,

для,под.

Из леса,к лугу,на поляну,

у кустика, с тропинки в яму,

от речки,около дороги-

Пиши отдельно все предлоги.

Слайд 11

Подберите выражения, противоположные по значению

В час по чайной ложке.Одним махом.

Жить в душа в душу.Как кошка с собакой.

Продолжите пословицу

С кем поведёшься…(от того и наберёшься).

Семь раз отмерь…(один раз отрежь).

Слайд 12

В этом году я работаю в 4 классе. Для развития речи на уроках используются такие упражнения:

-учимся писать дружественные, официально-деловые письма;

-анализируем ту или иную ситуацию общения;

-редактируем тексты;

-проводим поэтапную подготовительную работу для написания изложения и сочинения.

Слайд 13

Сочинение ученицы 4 класса по теме «Таинственная красота» является одним из примеров описательного рассказа по портрету.

Я смотрю на картину и вижу, что это портрет. На нем изображена молодая женщина не в полный рост. Она похожа на ангела, который спустился с небес. Это реальный мир. На ней одето пышное белое платье, похожее на легкое нежное облако, в котором она поедет на бал. Одна рука куда- то спрятана, а с другой свисает браслет, который переливается на солнце. На плечи накинут легкий палантин. Она позирует художнику на фоне природы. Похоже, что это конец лета, так как художник выбрал желто-зеленые краски. Женщина очень красива. Я думаю, что автор нарисовал этот портрет, чтобы показать женскую красоту.

Я бы назвала эту картину «Таинственная красота».

Слайд 14,15.

Такая работа с текстом даёт хорошие результаты. Это видно по диагностике результативности умений проведения анализа текста. Первая диагностика отражает общую картину по классу, вторая – индивидуально по каждому ученику.

Слайд 16.

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса «Декоративные фоторамки для детской комнаты»

Проводя разнообразные упражнения по развитию речи моих учеников, я стараюсь создавать ситуацию новизны, удивления и атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и настоящего сотрудничества, которая прослеживается также и во внеклассной работе.

Сколько себя помнит человек, он всегда задумывался над словом, собственной речью, родным языком. Всегда остро стоял вопрос: «Как правильно говорить?».

Возможно, то, что я предлагаю, не ново, но в моей работе это приносит хорошие результаты.

Приведу слова психолога Жинкина, который является и моим педагогическим девизом: «Речь- это канал развития интеллекта…Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания».

В заключении воспользуюсь чудесным сказочным образом Мориса Метерлинка из пьесы «Синяя птица». Тильтиль в поиске синей птицы оказался в Царстве Будущего. Здесь живут дети, которым предстоит родиться. Они упорно трудятся над своими будущими открытиями. Каждый объясняет Тильтилю, над чем он работает, что он принесет людям на землю.

«Тильтиль. А тот рыжий мальчуган, который ходит так, как будто он не видит, -он что, слепой?

Ребёнок. Пока еще нет, но потом ослепнет. Приглядись к нему повнимательнее…кажется, он должен победить смерть…

Тильтиль. Что это значит?

Ребёнок. Толком не знаю, но говорят, что это очень важно…

Тильтиль. А те, что спят,- ой, сколько их!- они ничего не изобретут!

Ребёнок. Они думают.

Тильтиль. О чем?

Ребёнок. Они сами этого пока ещё не знают, но они непременно должны с чем-нибудь прийти на Землю-с пустыми руками туда не пускают…»

Итак, на Землю с пустыми руками не пускают. Я надеюсь, что мои ученики придут в мир взрослых людей не только с хорошими знаниями, но и с добрыми, открытыми сердцами.





















Список использованной литературы

1. Учебник русского языка. 4 класс.С.В.Иванов.-М.:Вентана-Граф,2010.

2. Развивающее обучение в начальной школе. Г.В.Шакина.-Учитель, 2009.

3. Приглашаем на урок. Я.Г.Семёнова и др.-Учитель, 2009.





скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: