Интерес к учению появляется только тогда,
когда есть вдохновение, рождающееся от успеха…
В. А. Сухомлинский.
Оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:
— познавательные задачи должны строиться на междисциплинарной, интегрированной основе и способствовать развитию психических свойств личности, мышления, воображения;
— задачи должны подбираться с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично – поисковым, ориентированном на овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон;
— система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать гипотезы.
В соответствии с особенностями и целями применения различного рода задач – занятие включает в себя четыре последовательных этапа:1) разминку, 2) развитие творческих механизмов, 3) выполнение развивающих, частично поисковых задач.
Задания даются всему классу. При их выполнении оценивается только успех. Задания носят не оценочный, а обучающий развивающий характер. Занятие идёт в достаточно высоком темпе, дети отвечают с места, не поднимая рук. Такая работа создаёт дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.
Предлагаю разработку занятия по развитию творческих способностей для учащихся первого класса.
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ ЧАС “ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ”.
Тема: ”Зима”.
Задание 1. Буквенный диктант.
— с – глухой согласный. Запиши парный звонкий (з).
— жи – ши пиши с буквой …(и).
— Хорошо известно всем,
Где метро, там буква …(м).
— Вторая буква в слове пальто (а).
Задание 2. Интеллектуальная разминка.
— Из всех он будет первым,
Из всех идёт последним,
Извещает он народ,
Что уходит старый год. (Декабрь.)
— Зимние осадки. (Снег.)
— Снег в куче. (Сугроб.)
— Если он зимой ударит,
Спрятать всех носы заставит. (Мороз.)
— Деревенская дублёнка. (Тулуп.)
— Старец, навещающий нас под Новый год. (Мороз.)
— Время года перед зимой. (Осень.)
— Овощ, который используется при лепке снежной бабы. (Морковь.)
— Морозная картина на окне. (Узор.)
Задание 3. Логическо – поисковое.
На доске написано: Декабрь, Январь, Февраль. Что общего в этих словах?
Ответы учащихся:
— Названия месяцев.
— Все зимние месяцы.
— В конце мягкий знак.
— Второй слог ударный.
Чем отличаются?
Ответы учащихся:
— Порядком следования.
— Начинаются с согласной и гласной.
— Количеством букв.
Задание 4. Гибкость мышления. (Записать цифрами.)
— Сколько сторон у треугольника? (3).
— Сколько хвостов у курицы? (1).
— Цифра, похожая на букву з (3).
— От количества пальцев на одной руке отнять 4. Сколько останется? (1).
— На столе стояли два стакана с вишней. Костя съел один стакан вишни. Сколько стаканов осталось? (2).
— Количество сторон у квадрата увеличить на 5. (9).
Из записанных цифр (цифры берутся по порядку) составить двузначные числа. (31, 31, 29). Как эти числа связаны с нашей темой? (В декабре и январе по 31 дню, в феврале – 29 дней.)
В феврале сколько ещё бывает дней? (28). Когда в феврале 29 дней, то этот год – високосный. Какой сейчас год? (2012). Кто может написать это число на доске?
Задание 5.
— Какого цвета зима? (Ответить одним словом). Обозначить цвета.
— Иней, который лёг на провода. (Синий.)
— Козлёнок, живущий у бабушки. (Серый.)
— Кузнечик, сидящий в траве. (Зелёный.)
— Вагон, который бежит, качается. (Голубой.)
— Бим, у которого чёрное ухо. (Белый.)
Что мы раскрасим на зимней картине этими цветами?
Задание 6. Творческое задание: нарисовать эмблему января или декабря.
Выставка рисунков – эмблем.
Задание 7 .Внимание, быстрота реакции.
Как можно быстрее запишите слова, которые кроются под следующими числами:
Б | В | Д | Е | И | К | Л | М | О | С | Ь | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
2 5 8 7 1 8 6 11 1 9 5 4 3
5 4 12
(белка) (лиса) (медведь)
Что общего в этих словах?
Ответы учащихся:
— Обозначают предметы.
— Отвечают на вопрос: кто?
— Звери леса.
— Первая буква согласная.
Что различного?
Ответы учащихся:
— Количество букв и звуков.
— В конце слов разные буквы (гласные, согласные).
Кто лишний? Почему? (Зимой медведь спит в берлоге).
Задание 8. Развитие речи. Поговорки, пословицы.
— Время готовить телегу. (Зимой.)
Вспомни пословицу. (Готовь сани летом, а телегу зимой.)
— То, без чего не вынешь и рыбку из пруда. (Труд.)
Пословица о труде. (Без труда не вынешь и рыбку из пруда.)
— У жадины его невозможно выпросить даже зимой. (Снег.)
— Не воробей. (Слово.)
Пословица о слове. (Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.)
Задание 9. Прочитай, что записано:
8 | 3 | 1 |
| е | и | л | В |
13 | 7 | 11 | 15 | м | н | з | ! |
9 | 12 | 14 | 10 | ц | и | а | а |
2 | 6 | 4 |
| о | б | ш |
|
Задание 10. Вставь пропущенные слова.
— … жаркое, а зима … (Лето жаркое, а зима холодная.)
— … золотая, а зима … (Осень золотая, а зима белоснежная.)
Как называются слова, имеющие противоположные значения? ( Антонимы.)
Прочитай антонимы. (Лето – зима, жаркое – холодное.)
Задание 11. Расскажите, нравится ли вам зима. Как вы относитесь к этому времени года? (На столе у детей подсказки.)
— Я доволен.
— Я благодарен.
— Я восхищаюсь.
— Мне приятно.
— Меня удивляет.
— Мне нравится.
Это задание является итогом занятия.
.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Сухомлинский В. А. ”Сердце отдаю детям”. М. 1985.
2. Бухвалов В. А. “Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества” . Педагогический поиск. 2000.
3. Винокурова “Лучшие тесты на развитие творческих способностей”. М., АСТ – Пресс. 1999.