Занятие по нравственно-этическому воспитанию «От улыбки хмурый день светлей»


Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение школа-интернат с. Ванновского Тбилисского района

Краснодарского края

Конспект занятия в 4 классе


«От улыбки хмурый день светлей»









Подготовила воспитатель

Масюкова Наталья Александровна


с. Ванновское

2010 год




Цель: расширить знания учащихся о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях.

Закрепить в памяти учащихся пословицы и поговорки о доброте. Воспитывать доброту, сострадание, уважение и теплые отношения к окружающим.

Оформление: на доске карта страны Добра, плакаты с пословицами, воздушные шары.

Предварительная подготовка: карта страны Добра со следующими городами:

  • Народная мудрость.

  • Волшебные слова.

  • Веселые вопросы.

  • Музыкальная пауза.

  • Не попади впросак.

  • Наш маленький театр.

  • Ежели вы вежливы.

Звучит фонозапись «Если добрый ты».

Ведущий. Ребята, сегодня мы с вами еще раз поговорим о таких человеческих качествах, как доброта и вежливость — ведь они неразлучны. Добрый человек всегда вежливо говорить со своим собеседником. Если у друга удача — добрый человек поздравит его, а если беда — добрые слова помогут утешить его и успокоить.

Чтобы лучше запомнить слова доброты и вежливости, а также ситуации, в которых надо употреблять то или иное слово.

Давайте представим себе, что мы отправляемся в путешествие. Вы любите,

путешествовать?

Ученики. Конечно!

Ведущий. Вот мы и посетим с вами необычную страну — страну Добра. Смотрите, вот перед вами карта этой страны. Прочитайте, какие необычные города в ней есть -Народная мудрость.

В гостях у Незнайки. Не попади впросак.

Ежели вы вежливы.

В каждом городе нас будут ждать приключения, а кое-где и испытания. Думаю, что жители какого-нибудь города захотят проверить, на сколько хорошо вы знаете добрые слова. Эта страна носит такое название потому, что все ее жители желают друг другу добра и счастья, пользуются специальными словами, которые называются волшебными. Вспомните, ведь мы тоже читали с вами такой рассказ.




  • Как он называется? («Волшебное слово»),

  • Кто написал этот рассказ? (Валентина Осеева).

  • Как звали главного героя этого рассказа? (Павлик).

  • Назовите мне волшебное слово, которое старичок сказал Павлику? («Пожалуйста»).

  • В каких случаях волшебное слово помогло Павлику? {Перечисляют).

Ведущий. В народе всегда относились к доброте по особому. Есть такая пословица — «Доброе слово и кошке приятно».

Это означает, что не только каждому из нас нравится, когда к нему относятся с добротой. Доброту принимают даже животные.

Поэтому мы начинаем наше путешествие с первой отправной точки карты — города «Народная мудрость».

На прошлом занятии мы с вами познакомились с пословицами и поговорками о доброте. Расскажите нам их, о чем они говорят.

Про доброе дело говори смело.

Злой плачет от зависти, а добрый — от радости.

Жизнь дана на добрые дела.

Доброе слово — что дождь в засуху.

В ком добра нет, в том и правды мало.

Худо жить без ласкового слова.

Ласковое слово лучше мягкого пирога.

Не мудрен привет, а сердце покоряет.

Ведущий. Ребята, а какие вы знаете народные сказки, где говорилось бы о том, что добро побеждает зло и добрый человек становится счастливее, чем тот, кто хотел достичь своей цели злым способом? {«Морозко», «Кощей Бессмертный», «Василиса Прекрасная», «Аленький цветочек»). Ведущий. Следующая наша остановка — это город «Волшебные слова». Давайте, вернемся опять к рассказу Валентины Осеевой «Волшебное слово». Ведь старичок назвал Павлику только одно такое слово — пожалуйста. А какие еще волшебные слова вы знаете? {Спасибо. Будьте добры. Здравствуйте. Доброе утро. Пожалуйста. Добрый вечер. Извините. Будьте любезны. Благодарю. Добрый день. До свидания. Спокойной ночи.) Ведущий. А теперь, давайте вспомним стихи о вежливых словах.

Ученики.

«Добрый день».

  • Добрый день! — тебе сказали.

  • Добрый день! — ответил ты.

  • Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.


«Здравствуйте»

Здравствуйте!-ты скажешь человеку. — Здравствуй! — улыбнется он в ответ. И наверно, не пойдет в аптеку, И здоровым будет много лет.

«Спасибо»

За что говорим «Спасибо»?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы

Кому сказали, сколько раз.

«Доброго пути»

Нам желают «Доброго пути!»

Будет легче ехать и идти.

Приведет, конечно, добрый путь

Только к доброму чему-нибудь.


«Пожалуйста»

Отменить, что ли слово «Пожалуйста»?

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без «Пожалуйста»

Нам становится неуютно.


«Простите»

Простите, я больше не буду Нечаянно бить посуду.

И взрослых перебивать. И что обещал — забывать. Но если я все забуду — Простите, я больше не буду.

«Добрые слова»

Эти слова всем известны давно. Видишь, они просты и не новы,

Но я еще повторю все равно:

Добрые люди, будьте здоровы!


Ведущий. Следующая наша остановка будет в городе «Веселые вопросы». Если вопрос, который я прочитаю, учит добру и вежливости, то в ответ на него надо всем вместе хором сказать «Это я, это я, это все мои друзья». Слушайте вопросы очень внимательно.

Кто из вас, проснувшись бодро, «С добрым утром!» скажет твердо?


Кто из вас скажите, братцы, забывает умываться? У кого из вас в порядке сумка, книжки и тетрадки? Кто из вас в автобусе тесном уступает старшим место? Кто из вас молчит как рыба вместо доброго «спасибо»? Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?

Ведущий. Молодцы, ребята, справились с заданием. А теперь наш вагончик переезжает на территорию «Музыкальной паузы». Давайте вспомним веселую народную песенку «Два веселых гуся». Помните, там, по ходу содержания гуси сначала спрятались от своей хозяйки, а потом вышли и стали ей кланяться — просить прощения. Мы постараемся не просто исполнить эту песню, а сделаем из нее забавную инсценировку по куплетам. В каждом куплете у нас будут свои ритмические движения. Встанем прямо, ноги — на ширине ступни, руки вытяните вдоль туловища — это будут крылья, а пальцы растопырьте — это будут перышки.


%

Ведущий. Музыкальная пауза закончена, усаживайтесь на свои места, наше путешествие продолжается. И следующая наша остановка в городе, который называется «Не попади впросак».

Ребята, к нам в гости пришел Буратино. Он принес с собой письмо с советами. Давайте их прочитаем и определим, чему же они учат.

Ученики, (ребята вслух читают советы и находят ошибки).

  1. й СОВЕТ:

Если ты пришел к знакомым не здоровайся ни с кем. Слов «Пожалуйста», «Спасибо» никому не говори. Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай. И тогда, никто не скажет про тебя, что ты болтун.

  1. й СОВЕТ:

Если друг на день рожденья пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома — пригодится самому.

Сесть старайся рядом с тортом, в разговоры не вступай.

Ты во время разговора вдвое меньше съешь конфет.


  1. й СОВЕТ:

Девчонок надо никогда нигде незамечать.

И не давать прохода им нигде и никогда.

Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла.

  1. й СОВЕТ:


Если к папе или к маме тетя взрослая пришла,

И ведет какой-то важный и серьезный разговор,

Нужно сзади незаметно к ней подкрасться, прямо в ухо: «Стой! Сдавайся! Руки вверх!»


Ведущий. Ребята, это советы из книги детского писателя Григория Остера и называются они «Вредными» потому, что так поступать нельзя. А наше путешествие продолжается, и мы отправимся в город под названием «Наш маленький театр». Здесь мы с вами сядем в волшебный трамвай, где увидим не очень приятную ситуацию, которую описал Сергей Михалков.

Шел трамвай десятый номер, по бульварному кольцу, В нем стояло и сидело сто пятнадцать человек. Люди входят и выходят, продвигаются вперед. И парнишке Николаю… ехать очень хорошо. Он сидит на лучшем месте, возле самого окна. У него коньки под мышкой, он собрался на каток. Вдруг на пятой остановке, опираясь на клюку, Еле бабушка влезает в переполненный вагон.

Люди входят и выходят, продвигаются вперед, Николай сидит, скучает, рядом бабушка стоит. Вот трамвай остановился возле самого катка. Из трамвайного вагона вылезает паренек.

На свободное местечко бабушка хотела сесть, Оглянуться не успела… место занято другим. Паренёчку Алексею ехать очень хорошо,

Он сидит на лучшем месте возвращается с катка. Люди входят и выходят, продвигаются вперед,

Алесей сидит, скучает, рядом бабушка стоит.

Этот случай про старушку можно дальше продолжать, Но давайте скажем хором: «Старость надо уважать!».

(Входит Незнайка)

Ведущий. Здравствуйте Незнайка.

Незнайка. Здравствуйте. Я вижу у вас здесь весело, можно я тоже буду с вами веселиться?

Ведущий. Конечно, можно. Но ведь мы здесь не только веселимся, мы учимся словам вежливости и добра.

Незнайка. Да я и без вас знаю все эти волшебные слова.

Ведущий. Ребята, давайте проверим, всегда ли Незнайка правильно себя ведет?

Итак, Незнайка, представь, что ты школьник и тебе надо вставать с утра пораньше, чтобы не опоздать на урок. Утром мама разбудила тебя, и что ты должен ей сказать?

Незнайка. Ой, мама, давай скорее завтракать, а то в школу опоздаю!

Ведущий. А еще раньше ты что говоришь?

Незнайка. Мам, а где мои носки? Я забыл, куда я их вчера вечером бросил. Ведущий. А еще раньше, что надо сказать?

Незнайка. Еще раньше? Ой, мам, чего ты меня будешь? Ведь еще так рано! Ведущий. Да нет, ты забыл, что надо сказать маме в первую очередь, когда утром только раскрыл глаза и потянулся. Помогите, ребята!

Ученики. С добрым утром!

Незнайка. Ах. С добрым утром! Понятно.

Ведущий. Продолжаем. Вот ты позавтракал, и что ты маме скажешь? СгиХ- Незнайка. Спокойной ночи, что ли?

Ведущий. Ребята, опять нужна ваша помощь!

Ученики. Спасибо!

Ведущий. А перед уходом в школу, что надо сказать на прощанье? До…

Незнайка. Ой, мамочка, чуть не забыл. Дай на мороженое!

Ведущий. Опять ты все перепутал. Ребята, помогите!

Ученики. До свидания!

Ведущий. Ну а дальше. Вышел ты из дома сел в автобус, рядом старушка, что надо сказать?

Люди входят и выходят, продвигаются вперед, Николай сидит, скучает, рядом бабушка стоит. Вот трамвай остановился возле самого катка. Из трамвайного вагона вылезает паренек.

На свободное местечко бабушка хотела сесть, Оглянуться не успела… место занято другим. Паренёчку Алексею ехать очень хорошо,

Он сидит на лучшем месте возвращается с катка. Люди входят и выходят, продвигаются вперед, Алесей сидит, скучает, рядом бабушка стоит. Этот случай про старушку можно дальше продолжать, Но давайте скажем хором: «Старость надо уважать!».

(Входит Незнайка)

Ведущий. Здравствуйте Незнайка.

Незнайка. Здравствуйте. Я вижу у вас здесь весело, можно я тоже буду с вами веселиться?

Ведущий. Конечно, можно. Но ведь мы здесь не только веселимся, мы учимся словам вежливости и добра.

Незнайка. Да я и без вас знаю все эти волшебные слова.

Ведущий. Ребята, давайте проверим, всегда ли Незнайка правильно себя ведет?

Итак, Незнайка, представь, что ты школьник и тебе надо вставать с утра пораньше, чтобы не опоздать на урок. Утром мама разбудила тебя, и что ты должен ей сказать?

Незнайка. Ой, мама, давай скорее завтракать, а то в школу опоздаю!

Ведущий. А еще раньше ты что говоришь?

Незнайка. Мам, а где мои носки? Я забыл, куда я их вчера вечером бросил. Ведущий. А еще раньше, что надо сказать?

Незнайка. Еще раньше? Ой, мам, чего ты меня будешь? Ведь еще так рано! Ведущий. Да нет, ты забыл, что надо сказать маме в первую очередь, когда утром только раскрыл глаза и потянулся. Помогите, ребята!

Ученики. С добрым утром!

Незнайка. Ах. С добрым утром! Понятно.

Ведущий. Продолжаем. Вот ты позавтракал, и что ты маме скажешь? СгиХ- Незнайка. Спокойной ночи, что ли?

Ведущий. Ребята, опять нужна ваша помощь!

Ученики. Спасибо!

Ведущий. А перед уходом в школу, что надо сказать на прощанье? До… Незнайка. Ой, мамочка, чуть не забыл. Дай на мороженое!

Ведущий. Опять ты все перепутал. Ребята, помогите!

Ученики. До свидания!

Ведущий. Ну а дальше. Вышел ты из дома сел в автобус, рядом старушка, что надо сказать?

Незнайка. Бабушка, передай на билетик.

Ведущий. Эх, Незнайка, и это называется, что ты все знаешь? Сделать то что надо?

Незнайка. А что?

Ведущий. Ребята, помогите!

Ученики. Встать и уступить место.

Незнайка. А, это я всегда делаю. Садись бабушка, мне всего одну остановку ехать.

Ведущий. Незнайка, ведь взрослым всегда надо место уступать, а не только, когда тебе пора выходить. Ясно?

Незнайка. Ясно!, я давно все понял. Утром — поздороваться, уходя — попрощаться и место уступать. Слушайте, а так скоро про меня будут говорить: «Вон пошел самый вежливый человек, гордость нашей школы». Это очень приятно — быть вежливым, этим можно гордиться.

Ведущий. Ну, раз ты все понял, нам осталось завершить наше путешествие в последнем его пункте — «Ежели вы вежливы». Об этом нам напомнят ребята и поэт Самуил Яковлевич Маршак.

  1. чтец. Ежели вы вежливы в душе, а не для виду. В автобус вы поможете взобраться инвалиду.

  2. чтец. И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке, Не будете с товарищем трещать, как две сороки.

  3. чтец. И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей И с бабушкой, и с дедушкой вы их не перебьете.

  4. чтец. И ежели вы вежливы, то в библиотеке Некрасова и Гоголя возьмете не навеки.

  5. чтец. И ежели вы вежливы, то книжечку вернете В опрятном, не измазанном и целом переплете.

  6. чтец. И ежели вы вежливы, поможете вы маме

И и помощь ей предложите без просьбы — то есть сами.

  1. чтец. И ежели вы вежливы тому, кто послабее

  2. Вы будете защитником, пред сильным не робея.

Незнайка. Тогда и я хочу сказать вам на прощанье.

Перед тем, как нам расстаться

И уйти всем по делам,

Хочется мне попрощаться,

Пожелать при этом вам,

Что бы добрыми вы были,

Слов волшебных не забыли.

Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями.

Ведущий. Прекрасно! Остается надеяться, что все ребята и ты, Незнайка, вместе с ними, будете вести себя так, как мы сегодня учились.

Расстаемся мы сейчас!

В добрый путь вам!

В добрый час!

Ведущий. Давайте закончим наше путешествие песней про доброту. Звучит

песня «От улыбки хмурый день светлей».




Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. «Праздник в школе» М. Давыдова, И. Агапова., Москва 2002 г.

  2. www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=4260

  3. www.bard.ru/cgi-bin/listprint.cgi?id=115.261

  4. heretics.wapper.ru/tavern/vredsov.htm


Свежие документы:  Сценарий шоу «Оранжевое настроение»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: