Занятие по внеурочной деятельности «Мимика и жесты»


Занятие по внеурочной деятельности «В мире слов».


Тема: Мимика и жесты.


Планируемые результаты: обучаемый научится:

правильно использовать в своей речи мимику и жесты;

развивать умение самостоятельно строить и применять новые знания;

расширить понятийную базу.


Метапредметные:


Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;


Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя;


Коммуникативные: задавать вопросы;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

формулировать собственное мнение и позицию;


Личностные: сформированность социальных мотивов – стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;

воспитывать заботливое отношение к окружающим.


Характеристика деятельности учащихся: побывать в роли исследователя;

классифицировать мимику и жесты на уместные и неуместные в речи.


Система оценки: самооценка;

оценить деятельность обучающихся.


Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, рисунки-иллюстрации, учебник «Детская риторика в рассказах и рисунках», фотоаппарат.











Ход:

  1. Организационный момент.

У: — Ребята, у нас сегодня гости. Давайте создадим на нашем занятии хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне, гостям и друг другу.


  1. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний.

У:- Начинаем наше занятие.

Д:На таких занятиях мы

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо.

Ясно, чётко говорим,

Потому что не спешим,

У нас во рту живёт язык.

К словам знакомым он привык.

У:— Какое занятие мы начинаем? ( Слайд 1)

  1. Речевая разминка.

А) Дыхательная гимнастика.

У:— Как всегда подготовим наши органы, участвующих в речи к работе. Проведём дыхательную гимнастику. Выполним упражнение «Согреем стёклышко». ( Слайд 2)

Мороз. Утром вы захотели посмотреть в окно, а оно всё в морозных узорах. Давайте разогреем своим дыханием кусочек стекла. Глубоко вдохнули через нос и медленно через рот выдыхаем, отогреваем стёклышко. ( 3 раза)

— Выполним упражнение «Воздушный шар» ( Слайд 3)

— Представьте себе, что вы воздушный шарик и вас надувают: медленно вдох носом, руки вверх, задержать дыхание и быстро выдохнуть, руки опустить. ( 3 раза)

Б) Артикуляционные упражнения.

У:— А теперь подготовим к работе язычок. Я знаю, что вы любите сказки. Я подготовила для вас продолжение нашей сказки о язычке. Ну, чтобы она получилась интересной, помогите мне, пожалуйста. Возьмите в руки зеркальце, сядьте правильно.

  1. Рано утром высунулся из окошка-ротика широкий-широкий язычок.

(положить широкий язык на нижнюю губу, расслабить его, следить чтобы он не дрожал)

  1. Посмотрел язычок на небо. Есть ли на нём солнышко.

(высунуть язык, стараться дотянуться до кончика носа)

  1. Посмотрел язычок на асфальт, нет ли луж после вчерашнего дождя?

( высунуть язык, стараться коснуться подбородка)

  1. Тогда весёлый и радостный, оттого что на улице солнечная погода, язычок пошёл чистить свои зубки. Верхние он чистил сверху вниз (медленно водить язычком по зубам сверху вниз)

А нижние он чистил снизу вверх ( медленно водить язычком по зубам снизу вверх)

5) Почистил язычок зубки, вышел на улицу, сел на качели и начал кататься.

(быстро водить язычком из правого угла рта в левый и обратно)

В) Массирование горла.

У: —А теперь давайте разогреем горлышко. Ведь ему тоже придётся работать (поглаживание руками горлышко)

Г) Артикуляционная гимнастика.

У:- Чтобы наша речь была правильной, чёткой надо как можно чаще произносить что?

Д: Чистоговорки, скороговорки.

У:— И сегодня я подготовила для вас новые чистоговорки. Сели правильно и повторяйте за мной.

Бубу-бу- посмотрите на трубу.

Ра-ра-ра-ждёт подарков детвора.

Ла-ло-ли- сами торт мы испекли.

  1. Постановка проблемы и формулирование темы.

У: Сегодня на занятии вы узнаете что-то новое об устной речи. А что именно, об этом догадаетесь сами.

— Ребята, а для чего человеку нужны руки?

— Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать?

Д: — Они тёплые, нежные, ласковые, добрые.

У:- Можно ли обидеть человека, если у него такие тёплые, добрые руки?

Д:- Если у человека такие руки, то обидеть он не может.

У:- А какие руки бывают, когда они злые?

Д:- Они бывают холодные, вредные, колючие.

У:- Могут ли руки помочь подружиться?

Д:- Руки могут помочь подружиться.

У:- Ну, а можно с помощью рук общаться?

Д:- Да, с помощью рук можно общаться.

У:- Сейчас попробуем общаться с помощью рук, без слов. Я вам покажу движение руками, а вы постарайтесь понять его и выполнить то, что я прошу.

(показать руками «встать», «сесть»)

У:- Ребята, сейчас вы сделали верно всё, о чём я вас просила. Но как вы меня поняли, ведь я не произнесла ни слова?

Д:- Вы показали руками, головой.

У:- Ребята, а может кто-то знает, как называется такое общение с помощью рук, пальцев, головы, других частей тела?

Д:- Общение с помощью рук называется жестами.

У:- Что же ещё помогает нам общаться, понимать друг друга. Для этого мы проведём эксперимент. Мне надо двое желающих. Вам предстоит рассказать что-нибудь интересное. При разговоре надо стоять, повернувшись, друг к другу спиной.

(Дети выполняют задание)

У:- Получилось ли у вас общение?

Д:- Нет.

У:- Почему?

Д:- Не было видно товарища, его лица, глаз.

У:- А если повернуться лицом и повторить?

( Дети выполняют задание)

У:- Кто ответит, что нам сейчас помогло в общении?

Д:- В общении нам помогла мимика.

У:- А теперь вы догадались, о каких новых способах общения в устной речи мы будем говорить на нашем занятии?

Д:- Мы будем говорить о мимике и жестах.

У:- Кто сформулирует мне тему занятия?

Д:- Мимика и жесты. ( Слайд 4)

3.Открытие нового знания.

У:- Ребята, давайте выясним, что же такое мимика и жесты.

— Посмотрите и скажите: нравится ли вам такой учитель?

(Показывается учитель с мимикой, показывающей грусть, печаль) (Слайд 5)

А сейчас?

(появляется учитель с улыбкой) (Слайд 6)

-Какой учитель вам по душе?

-Что помогло учителю показать его внутреннее состояние?

Д:- Выражение лица, мимика.

  1. Работа по учебнику «Мимика»

У:- Откройте свои учебники на с.42. Рассмотрите рисунки-символы и скажите, чем они похожи?

Д:- У них у всех есть глазки, бровки, носик, ротик)

У:- А чем они отличаются?

Д:- Ротик и глазки разной формы, бровки в разном положении)

У:- Какое настроение на первом рисунке-символе? (Слайд 7)

Д:- Радость.

У:- Когда мы радуемся, что происходит у нас на лице?

Д:- Уголки рта поднимаются вверх, глазки прищуриваются.

У:- Представьте, что вам поставили пятёрку. Покажите посредством мимики ваше выражение лица. Это радость.

— Рассмотрите второй рисунок-символ. Что вы замечаете? (Слайд 7)

Д:- Ротик уголками вниз, бровки приподняты вверх.

У:- Это грусть. Представьте, ваша любимая игрушка сломалась. Покажите, как вы грустите.

— На третьей картинке, что мы видим? (Слайд 7)

Д:- Брови высоко приподняты, глаза большие, рот открыт.

У:- Это удивление. Представьте, вам в окно влетел попугай. Покажите ваше удивление.

— Четвёртый рисунок-символ. Опишите его. (Слайд 7)

Д:- Рот приоткрыт, глаза большие, брови приподняты.

У:- Это страх. Представьте, что к нам в класс вошёл огромный лев! Он идёт прямо к вам! Покажите, как вы на это реагируете, только с помощью мимики. А сейчас выполним задание в учебнике.

  1. Выполнение задания самостоятельно и взаимопроверка.

У:- Помните историю о Чебурашке, которую нам рассказал Э.Успенский? Рассмотрите рисунки, определите по мимике героев их настроение. Обозначьте простым карандашом рисунками-символами в кружочках настроение героев.

(Дети выполняют работу самостоятельно)

У:- А теперь поменяйтесь и проверьте работу своего соседа. Если работа выполнена верно, то поставьте «+», если неверно, то поставьте «?».

(Идёт взаимопроверка) (Слайд 8)

У:- Итак, сделаем вывод, что же такое мимика?

Д:- Мимика-это движение мышц лица, выражающее внутреннее душевное состояние.

  1. Физминутка «Чунга-чанга». (Слайд 9-10)

(Музыкальное сопровождение)

  1. Работа по учебнику «Жесты».

У:- Посмотрите на с.43. Мы видим рисунки-символы, обозначающие те же чувства, настроение, эмоции, но уже что-то здесь добавлено?

Д:- Добавлены руки, жесты.

У:- Нам художник показал, что настроение можно выразить не только с помощью мимики, но и мимики плюс жесты. Посмотрите, как мы можем выразить свою радость? Покажите. (Высоко поднять руки) Кто из героев показывает радость?

— А как грусть? Покажите. (Рука придерживает голову) Кого мы видим грустным?

— А когда мы удивляемся, что мы делаем? (Разводим руки в стороны) Покажите. А кто из героев удивляется?

— Когда мы сильно боимся, что делаем? (Хватаемся за голову). Покажите. Кто испытал страх?

У:- Итак, кто же может сказать, что такое жест?

Д:- Жест- это движение рукой или другие телодвижения, что-то обозначающие или сопровождающие речь.

У:- Ребята, скажите, а пользуемся мы жестами в школе, на уроках?

Д:- Да, на уроках обучения грамоте, математики.

У:- Покажите мне с помощью жестов звонкие согласные, глухие, твёрдые, мягкие.

У:- Общение с помощью жестов происходит не только на уроках, но и в повседневной жизни.

-Ребята, а где в жизни мы встречаем такое общение, когда мимика и жесты заменяют слова?

Д:- В балете, при общении глухонемых людей, актёры.

У:- Сейчас я вам покажу жесты, а вы постарайтесь их прочитать.

(Показываю жесты «до свидания», «иди ко мне», «согласен», «не согласен).

У:- Ребята, а сейчас рассмотрите рисунки и определите: о чём говорят эти жесты?

1. Мальчик поднёс палец к губам. (Слайд 11)

2. Мама ругает дочку. (Слайд 11)

3. Мальчики приветствуют друг друга. (Слайд 11)

  1. Риторические задачи. Работа в парах.

У:- Я предлагаю вам выполнить такое задание:

1 ряд: Вы в парах подумайте, посоветуйтесь и покажите, как вы поприветствуете друг друга, используя мимику и жесты.

(Взмах руки, рукопожатие, похлопывание по плечу, крепкие объятия друг друга)

2 ряд: Ваше задание. Вы на стадионе. Ваша любимая команда забила наконец-то долгожданный гол. Покажите ваш восторг и радость мимикой и жестами.

(Высоко поднятые руки, хлопки в ладоши, объятия)

3 ряд: Вы прощаетесь с другом. Какие жесты и мимика вам помогут?

(помахивание рукой, воздушный поцелуй, объятия).

У:- Ребята, а всегда ли мы правильно понимаем жесты?

Д:- Нет.

У:- У разных народов один и тот же жест может иметь разные значения.

— Так, например, поднятый вверх большой палец, что означает у нас?

Д:- Здорово. (Слайд 12)

У:- А в США этот жест используется при попытке остановить попутную машину.

— У нас кивок головой что означает?

Д:- Да.

У:- А в Болгарии – «нет». Поэтому, какой вы можете сделать вывод?

Д:- Чтобы общаться с помощью жестов, нужно знать, что означает определённый жест в той или иной местности.

4.Включение в систему знаний и повторение.

1) Работа со сказкой «Цыплёнок».

У:- Ребята, в начале урока вы мне сказали, что любите сказки. Я хочу познакомить вас с одним маленьким цыплёнком из сказки К.И.Чуковского. (Слайд 13)

(Читаю начало сказки без мимики и жестов)

Сказка «Цыплёнок».

Жил на свете цыплёнок. Он был крошечный. Вот такой. (Слайд 14)

Но он думал, что он очень большой, и когда гулял по двору, то важничал и задирал голову. Вот так. (Слайд 15)

И была у него мама, которую звали Пеструшка. Мама была вот такая

(Слайд 16)

Как-то раз налетел на Пеструшку злой кот и погнал её к самому озеру. А был этот кот вот такой. (Слайд 17)

У:- Смогли вы ярко, точно, выразительно представить себе цыплёнка. Его маму, злого кота?

Д:- Нет, мы не увидели, какой был цыплёнок, мама, кот.

У:- Кто догадался, почему вы не увидели?

Д:- Потому что читали без мимики и жестов.

У:- Кто нам прочитает или расскажет эту сказку, используя новые способы общения: мимику и жесты?

(Рассказывает ученица)

У:- Ребята, а вы хотите услышать продолжение сказки?

-Тогда внимательно слушайте и постарайтесь использовать мимику и жесты.

(Рассказывает ученица)


Цыплёнок остался у забора один. Вдруг он видит: взлетел на забор большой красивый петух, вытянул шею вот так и во всё горло закричал: «Ку-ка-ре-ку!» (Слайд 18)

И важно посмотрел по сторонам: «Я ли не удалец? Я ли не молодец?» Цыплёнку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею. Вот так.

И что было силы запищал: (Слайд 19)

«Пи-пи-пи-пи! Я тоже удалец! Я тоже молодец!» Но споткнулся и шлёпнулся в лужу. Вот так. В луже сидела лягушка. (Слайд 20)

Она увидела его и засмеялась: «Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Далеко тебе до петуха!» А была лягушка вот такая.

Тут к цыплёнку подбежала мама. Она пожалела и приласкала его. Вот так. (Слайд 21)


У:- Ребята, мы рассмотрели с вами полезные жесты, но есть и такие жесты, которые мешают понять речь говорящего. (Слайд 22)

Вы, наверное, наблюдали за своими товарищами, когда, отвечая урок, некоторые постоянно что-то вертят в руках, крутят пуговицу, что-то поправляют. Ненужные жесты мешают слушать. Очень важно умело использовать мимику и жесты.

5. Рефлексия учебной деятельности.

У:- Наше занятие подходит к концу. Какие новые способы общения, кроме слов вы узнали?

Д:- Мимика и жесты.

У:- Чему научились?

Д:- Правильно использовать мимику и жесты.

У:- Что на ваш взгляд было самым сложным? А интересным? А занятие давайте закончим картинкой настроения. Выберем из рисунков-символов ту, которая выражает ваше настроение, вызванное занятием. По картине настроения видно, что занятие вам понравилось. Я очень рада. Спасибо! (Слайд 23)

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Ты знаешь, сердце, что такое друг?»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: