ЕГЭ 2015 по русскому языку (Вариант 25)


ВАРИАНТ 25 ЕГЭ-2015


Часть 1


Ответами к заданиям 1- 24 являются число, слово, словосочетание или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите

в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки,  без  пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву и цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3.


(1)На определённом этапе развития цивилизации на Земле обмен информацией между людьми стал главным двигателем прогресса. (2)Со временем пришло понимание того, что важно не только чтобы послание дошло до адресата, но и чтобы это произошло возможно быстрее, и благодаря гению инженеров в распоряжение человечества поступают телеграф, телефон и радио. (3) И современное поколение стало свидетелем такого средства связи, как электронная почта, с помощью которой можно послать сообщение в любую точку земного шара, чтобы через считаные секунды адресат его получил.


1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Только телеграф, телефон и радио позволяют осуществлять обмен информацией между людьми.

2. Наиболее эффективным, по сравнению с телеграфом, телефоном и радио, современным способом обмена информацией между людьми, обеспечивающим скоростную доставку сообщения в любую точку земного шара, стала электронная почта.

3. Электронная почта – это наиболее эффективный современный способ обмена сообщениями.

4. Обмен информацией между людьми – главный двигатель прогресса.

5. Люди заинтересованы в том, чтобы информация дошла до адресата как можно скорее, поэтому инженерами были изобретены почта, телеграф, телефон и радио.

Ответ:_______________________________________


2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

даже только следовательно, не только точно

Ответ:_______________________________________


3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ГЕНИЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ГЕНИЙ, я, м.


1. Высшая творческая способность. Литературный г. Толстого.

2. Человек, обладающий такой способностью. Творения гениев. Непризнанный г. (о том, кто чересчур высоко оценивает свои способности; ирон.).

3. В древнеримской мифологии: дух покровитель человека, позже вообще олицетворение добрых или злых сил. Добрый г. (тот, кто помогает кому-н., оказывает на кого-н. благотворное влияние). Злой г.

Ответ:_______________________________________


4. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

брАла нАчатый углубИть шАрфы донЕльзя

Ответ:_______________________________________


5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

До выполнения ремонтных работ по замене повреждённых элементов необходимо в целях безопасности ОГОРОДИТЬ опасную зону.

Введение новых требований поставит разработчиков нового проекта в ЗАТРУДНЁННОЕ положение.

Необходимая принадлежность многих игр это ИГРАЛЬНЫЙ кубик.

Информационная служба городской телефонной сети опубликовала итоги перехода АБОНЕНТОВ на новые тарифные планы.

По окончании производственной практики каждый студент должен ПРЕДСТАВИТЬ отчёт о проведённой работе.

Ответ:_______________________________________


6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

МОКЛА под дождём косвенных ПАДЕЖОВ

ОБЕИХ сестёр ЧУДЕСНЕЙШИМ образом

здоровые ДЁСНЫ

Ответ:_______________________________________


7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Циолковский писал, что «основная цель моей жизнипродвинуть человечество хоть немного вперёд».

Б) У хорошего оратора, тщательно подготовившись к выступлению, речь образная, эмоциональная и в то же время логичная.

В) В городе создана специальная комиссия по градостроительству, координирующему работу всех строительных фирм.

Г) Борис Шергин – «писатель души, сердца», который как раскрыл идеи братства, взаимовыручки, так и красоты.

Д) В выходные и праздничные дни поезда будут следовать согласно расписания.

ОШИБКИ

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Устойчивые выражения"

Ответ:

А

Б

В

Г

Д







8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ут..пический ав..нтюра соприк..снувшись приг..рать компр..мисс

Ответ:_______________________________________


9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..успел, пр..плёл ра..жечь, бе..печный

пр..добрый, пр..кончил о..гадать, на..кусить

н..длом, н..езд

Ответ:_______________________________________


10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

солом..нка усидч..вый подчёрк..вать затм..вать отчётл..вый

Ответ:_______________________________________


11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

запиш..шь закручива..мый закле..вший наполн..нный накин..шь

Ответ:_______________________________________


12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)ЗАМЕЧЕННАЯ преследователем серая птичка выпорхнула из кустов.

(НЕ)ВДАЛЕКЕ от дома начинался лес.

(НЕ)РАСПРОДАННЫЕ в течение месяца игрушки уценили.

Дуня (НЕ)ЛИШЕНА обаяния.

(НЕ)НАЙДЯ у одноклассников поддержки, Алексей был вынужден выполнять требования руководителя кружка.

Ответ:_______________________________________


13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(И)ТАК, подытожим всё сказанное: лес – наш целитель, наше богатство и, (НА)КО-НЕЦ, лучший наряд земли.

Надо было дождаться Семёнова во ЧТО(БЫ) то ни стало, (ПО)ТОМУ что его приезд решал многое.

Небо хмурилось ТАК(ЖЕ), как и вчера, море штормило, (ПО)ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.

Николай (В)ТЕЧЕНИЕ всего спора молчал и только однажды В(ПОЛ)ГОЛОСА попросил Марину убрать самовар.

Лет сто назад (НА)ПРОТЯЖЕНИИ полувека на улице Московской в Курске располагалось (ДВУХ)ЭТАЖНОЕ здание, на фасаде которого красовалась вывеска «Кондитерская Н.П. Левашкевича».

Ответ:_______________________________________


14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём, и давно не глаже(4)ые штаны.

Ответ:_______________________________________


15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.

2) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.

3) Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность.

4) На земле жилось нелегко и поэтому я очень полюбил бездонное небо.

5) Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.

Ответ:_______________________________________


16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В числе чудаков (1) живших в Москве в грибоедовские времена (2) был человек (3) описанный в комедии «Горе от ума» под именем (4) Максима Петровича.

Ответ:_______________________________________


17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Даниил Чёрный (1) по мнению искусствоведов (2) был живописцем первой величины. Самая большая его заслуга (3) однако (4) в том, что он увидел одарённость Андрея Рублёва и повлиял на развитие индивидуальной манеры этого величайшего художника.

Ответ:_______________________________________


18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В садах романтического стиля (1) невозможно обойтись без дорожек из натурального камня (2) естественность (3) которых (4) подчёркивает поселившийся между камнями мох.

Ответ:_______________________________________


19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Рука его дрожала (1) и (2) когда Николай передавал лошадь коноводу (3) он чувствовал (4) как со стуком приливает кровь к сердцу.

Ответ:_______________________________________


Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.


(1)В первой редакции «Мастера и Маргариты» встреча московских литераторов с иностранным специалистом по белой и чёрной магии изображена не совсем так, как в том варианте, который мы привыкли читать. (2)Берлиоз объясняет молодому поэту Антоше Безродному (позже автор исправит на Ивана Бездомного), какую стихотворную подпись надо сочинить к уже готовому рисунку в журнале «Богоборец».(3)Поэт слушает своего наставника и при этом выводит прутиком на земле лик. (4)В этот самый момент в их разговор вмешивается загадочный иностранец. (5)Его приводит в горячий восторг воинствующий атеизм московских литераторов, но он желает удостовериться в прочности их безбожия. (6)Проверка на прочность исключает всякую двусмысленность: он предлагает молодому поэту растоптать ногами нарисованный на земле лик. (7)Слабо? (8)Поэт конфузится, ему кажется такое предложение нелепым: действительно, с какой радости он должен отплясывать под чужую дудочку?

(9)Но Воланд, шпион душ человеческих, знает, как подобрать ключик к этому нехитрому замочку: он хихикает над трусостью лжеатеистов, которые только на людях богохульствуют, а глубоко в душе припрятали веру в Бога! (10)Так, на всякий случай! (11)Иванушка начинает топтать рисунок, чтобы у иностранца не оставалось никаких сомнений в отваге и партийной принципиальности постоянного автора журнала «Богоборец».

(12)Позже Булгаков серьёзно переработал эту сцену, очевидно посчитав подобную провокацию представителя нечистой силы чрезмерно демонстративной, тенденциозной, почти фарсовой. (13)Но думается, что в черновом варианте очень явственно, чётко обнажена важная для Булгакова мысль: человека без веры легко обольстить, легко сбить с праведного пути, легко подчинить чужой воле. (14)Поэт, скорее всего, сам бы стёр свой механически начертанный рисунок, но Воланду важно было придать непроизвольным движениям глубоко нравственный, символико-ритуальный смысл. (15)Лёгкая насмешка, хохоток, щелчок по самолюбию – и Иванушка под беззвучный смешок беса исполняет свой обрядовый танец: подошва его сандалий удаляет с поверхности Земли очертания священного лика.

(16)Кажется, ничего особенного не случилось! (17)Ведь не икону бросили в огонь, ведь не крестик швырнули на тело убитой старухи, как это сделал Раскольников… (18)Что тут такого? (19)Созданное на пыли и вернулось в прах! (20)Но за внешней пустячностью происшедшего таится роковой смысл, неоглядную глубину которого не может прозреть человек. (21)Нет, Солнце по-прежнему восходит на востоке, по-прежнему Волга впадает в Каспийское море, по-прежнему время с той же постоянной скоростью стекает в вечность. (22)Но что-то изменилось в глубинных пластах человеческой истории. (23)На каком-то важном изгибе жизнь круто изломилась, и всё пошло не так, как должно было пойти.

(24)Понтий Пилат, отправивший на казнь безвинного человека, Иванушка Безродный, стёрший ногами скорбный лик… (25)Один совершил своё преступление под влиянием страха, другой поддался капризам умело раззадоренного самолюбия. (26)Если бы они могли знать, чем обернутся их действия! (27)Перед людьми, лишёнными веры, истина предстаёт как неизбежность, как необратимое последствие только тогда, когда уже поздно что-либо менять, когда утраченного уже не воротить. (28)Вера позволяет человеку видеть дальше собственного носа, вера даёт человеку силы жертвовать ради высокого и великого, вера даёт человеку духовность, приподнимающую его над обычным животным. (29)Только что теперь об этом говорить: трясущийся за свою жизнь Понтий Пилат уже утвердил приговор, поэт уже сплясал свой дикий танец… (30)Теперь поздно что- либо менять. (31)История свернула на тот смутный путь, куда её увлекло слепое и бездушное, как древний ящер, безверие.

(По В. Захарову*)


* Виктор Петрович Захаров (род. в 1939 г.) – современный публицист.


20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. В последней редакции романа М. Булгаков серьёзно переработал сцену встречи московских литераторов с иностранным специалистом по белой магии.

2. Автор романа очень ценит в Бездомном нравственную независимость, его нежелание плясать под чужую дудку.

3. М. Булгаков был убеждён, что человека без веры легко подчинить чужой воле.

4. Солнце по-прежнему восходит на востоке, и на фоне этой вечной повторяемости становится ясно, что от наших поступков мало что зависит.

5. Отсутствие твёрдых принципов делает человека игрушкой в руках тёмных сил.

Ответ:_______________________________________


21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1. В предложениях 3-4 содержится повествование.

2. В предложении 9 представлен вывод из содержания предложения 8.

3. В предложениях 12-13 представлено описание.

4. В предложениях 20-22 представлено рассуждение.

5. В предложении 25 заключена оценка литературных персонажей романа М. Булгакова.

Ответ:_______________________________________


22. Из предложений 12-14 выпишите контекстные синонимы (синонимическую пару).

Ответ:_______________________________________


23. Среди предложений 1-5 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи форм слова и контекстных синонимов. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_______________________________________


Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термин из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.


24. «Автор, раскрывая сложность взволновавшей его проблемы, сочетает в своём тексте контрастные стилевые потоки. Возвышенную эмоциональность придают тексту использованные автором средства языковой выразительности: троп – (А) _____ («дикий танец», «скорбный лик»), приём – (Б) _____ (предложения 21, 28), синтаксическое средство – (В) _____ (предложения 16, 26). Особое значение приобретают лексические средства, присущие разговорно-бытовой речи, среди которых особое место занимают (Г) _____ («отплясывать под чужую дудочку» в предложении 8, «видеть дальше собственного носа» в предложении 28)».


Список терминов:

1. риторические вопросы

2. диалектизмы

3. фразеологизмы

4. развернутые сравнения

5. лексический повтор

6. эпитет

7. литота

8. восклицательные предложения

9. слова высокого стиля

Ответ:

А

Б

В

Г








Часть 2


25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса «Именительный падеж имён существительных»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: