ЕГЭ 2015 по русскому языку (Вариант 29)


ВАРИАНТ 29 ЕГЭ-2015


Часть 1


Ответами к заданиям 1- 24 являются число, слово, словосочетание или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите

в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки,  без  пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву и цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3.


(1)Наполеон очень любил читать, что было довольно необычно для военного. (2)В каждой резиденции у него имелась библиотека, составленная из одних и тех же книг, и поэтому император мог продолжать чтение любой книги, переехав с места на место. (3)Он пристрастился к чтению ещё в детстве, в военном училище: отношения со сверстниками у него не сложились, книги позволяли забыть об одиночестве и житейских неприятностях.


1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Наполеон часто проводил время за книгами в одной из своих резиденций.

2) В каждой резиденции у Наполеона имелась библиотека, составленная из разных книг.

3) Наполеон с детства пристрастился к чтению, заменявшему ему общение со сверстниками, поэтому в каждой резиденции император имел библиотеку, составленную из одних и тех же книг.

4) Наполеон любил читать одни и те же книги, из которых были составлены все его библиотеки.

5) Наличие в каждой резиденции Наполеона составленной из одних и тех же книг библиотеки было обусловлено его любовью к чтению, с детства заменявшей ему общение со сверстниками.

Ответ:_______________________________________


2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

хотя потому что а несмотря на то что благодаря чему

Ответ:_______________________________________


3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОТНОШЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОТНОШЕНИЕ, -я, ср.


1) Взаимная связь разных предметов, действий, явлений, касательство между кем-чем-н. Между двумя событиями обнаруживается определённое о. Не иметь отношения к чему-н. О. между двумя величинами.

2) В математике: частное, получаемое от деления одного числа на другое, а также запись соответствующего действия. Равенство двух отношений.

3) мн. Связь между кем-н., возникающая при общении, контактах. Отношения между людьми. Дружеские отношения. Деловые отношения. Международные отношения. Дипломатические отношения.

4) Официальная бумага, документ. О. из министерства. * В отношении каком – с точки зрения, в смысле. В этом отношении я согласен с ним. Во всех отношениях – со всех точек зрения, с любой стороны. Интересен во всех отношениях. В отношении кого-чего, предлог с род. п. – относительно, касательно, насчёт кого-чего-н. Справедлив в отношении подчинённых. В отношении к кому-чему, предлог с дат. п. – то же, что в отношении кого-чего-н. Строг в отношении к ученикам. По отношению к кому-чему, предлог с дат. п. – то же, что в отношении кого-чего-н. Добр по отношению к товарищам.

Ответ:_______________________________________


4. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

обострЁнный нАчав положИл досУг дозвОнишься

Ответ:_______________________________________


5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Инновационный технологический рынок в России в ближайшие три года может ОЖИДАТЬ волна неудач, вызванных цикличным характером его развития.

Стремясь ДОСТАВИТЬ неприятности другому, недобрый человек вредит прежде всего самому себе.

В течение последних лет опытные тренеры подготовили сильных игроков, которые в ближайшее время будут готовы ПОПОЛНИТЬ сборную России.

ДОВЕРЧИВАЯ беседа делает отношения в семье более глубокими и прочными, а самих членов семьи более счастливыми.

Свежие документы:  Конспект урока для 6 класса "Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами"

Ф.М. Достоевский писал, что ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ черта русского национального характера это чувство справедливости.

Ответ:_______________________________________


6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЛЯГТЕ ПЯТИСТАМИ метрами

почётные ТИТУЛЫ СЛАДЧАЙШИЙ душистого ШАМПУНЯ

Ответ:_______________________________________


7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Существуют три основные группы ка-честв человека, благодаря которых можно повысить уровень личного обаяния: ком-муникабельность, рефлексия, красноречие.

Б) Лингвист Ф.И. Буслаев часто говорил, что «я убеждён в необходимости основательного преподавания родного языка».

В) Те, кто думает, что хорошие манеры существуют в отрыве от реальной жизни, ошибается.

Г) Изображая любой предмет, для худож-ника важно его собственное мироощущение.

Д) Л. ван Бетховен продолжил общую линию как развития жанров симфонии, так и сонаты, квартета.

ОШИБКИ

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Ответ:

А

Б

В

Г

Д







8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

заг..релый к..рифей распол..житься прик..снуться одр..хлеть

Ответ:_______________________________________


9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..милый, пр..возмог бе..помощный, в..дох

пр..дедушка, с..зыв по..жечь, о..бросить пр..высил, пр..бой

Ответ:_______________________________________


10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

подмеш..вать погор..вать памятл..вый находч..вость подмиг..вать

Ответ:_______________________________________


11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

задерж..шься атаку..мый

всклокоч..нный перекормл..нный сфотографиру..шься

Ответ:_______________________________________


12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Райский считал себя отнюдь (НЕ)ОТСТАЛЫМ человеком.

В мечтах он открывал ещё (НЕ)ИССЛЕДОВАННЫЕ земли.

Старая усадьба стояла на (НЕ)ВЫСОКОМ холме.

Некоторые упражнения (НЕ)ВЫПОЛНЕНЫ.

В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке (НЕ)МЕНЕЕ девяноста этюдов, привезённых им из поездки на Восток.

Ответ:_______________________________________


13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(НЕ)СМОТРЯ на то что большинство стихотворений В.А. Жуковского являются переводными, в них мы ВСЁ(ТАКИ) видим русский пейзаж.

Я хочу поговорить с вами (НА)СЧЁТ квартиры, (В)СВЯЗИ с чем прошу вас уделить мне немного внимания.

Студент выбрал эту тему реферата, ЧТО(БЫ) лучше узнать историю музыки, и (В)ТЕЧЕНИЕ месяца изучал полученные в библиотеке книги.

Призвание поэта – творить для вечности, (ПО)СКОЛЬКУ лишь немногим современникам дано оценить его творения, (ПО)ЭТОМУ он «сам свой высший суд».

(НА)ПРОТЯЖЕНИИ всей жизни И.И. Шишкин постоянно приезжал в отчий край, в котором всё ТАК(ЖЕ) черпал творческие силы.

Ответ:_______________________________________


14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

На писа(1)ой маслом картине изображе(2)а девушка с точё(3)ой фигурой в дли(4)ом платье.

Ответ:_______________________________________


15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) И в дождь и в холодный ветер и в грозу радостно возвращаться домой с полной корзиной грибов.

2) Минералоги и ювелиры гранильщики и камнерезы должны учиться улавливать и понимать цветовые оттенки.

3) Этот край нехоженых троп и непуганых зверей и птиц обладает большой привлекательностью.

4) Каждая осина в лесу или на меже осенью кажется мне каким-то фантастическим растением.

5) Сюжеты для произведений декабристам подсказывали как актуальные проблемы современной жизни так и события национальной истории.

Ответ:_______________________________________


16. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Можно лишь преклоняться перед гением Марины Цветаевой (1) создавшей совершенно неповторимый поэтический мир (2) и (3) свято верившей (4) в свою музу.

Ответ:_______________________________________


17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Третьяковская галерея (1) как известно (2) называется по имени Павла Михайловича Третьякова – купца, своё богатство употребившего на пользу общества. Увлечённый живописью, он положил начало (3) поистине (4) замечательному собранию картин.

Ответ:_______________________________________


18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Отец Аркадия Кирсанова (1) сохранил юношескую любовь к поэзии Пушкина (2) стихами (3) которого (4) он искренне восхищается.

Ответ:_______________________________________


19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

На каменной террасе одного из самых красивых зданий города (1) находились двое (2) и (3) пока тени неуклонно удлинялись (4) они смотрели (5) как в окнах верхних этажей зажигалось ослепительное солнце.

Ответ:_______________________________________


Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.


(1)Говорят, что талантливый человек талантлив во всём. (2)Но главное качество такого человека – это любовь к людям и своему делу.

(3)В своей книге о С.Я. Маршаке, вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей», Марк Гейзер подробно рассказывает о приходе поэта в литературу, и мы узнаём, что начинал Маршак со стихов, которые вызвали восторженные отзывы Стасова, сразу же взявшего юного поэта под опеку, а также Горького, Шаляпина и других выдающихся мастеров. (4)Ахматова, например, позднее признавалась Самуилу Яковлевичу, что без его «Книги Руфи», вышедшей ещё в 1909 году, не было бы её «Лотовой жены» и некоторых других стихов.

(4)В жизни Маршака случалось такое, что ему угрожала реальная опасность.

(5)Вот хотя бы история с разгромом маршаковской редакции Детиздата, когда были арестованы многие её сотрудники и авторы. (7)Годы спустя в деле одного из репрессированных тогда детиздатовцев нашли ордер на арест самого Самуила Яковлевича. (8)Спасло его то, что он вовремя уехал из Ленинграда…

(9)Откуда же взялся детский классик Маршак, восхищавший таких больших и очень разных писателей, как М. Горький, В. Маяковский, М. Цветаева, К. Чуковский? (10)Все-мирно известный переводчик, выигрывавший творческие «дуэли» у самых выдающихся мастеров? (11)Замечательный педагог, воспитатель юных, да и не юных поэтов?

(12)Главное, наверное, было в его любви – к людям, к литературе и прежде всего к детям. (13)А знаменитые маршаковские беседы с чем-то заинтересовавшими его людьми (чаще всего с литераторами) – восторженными откликами о них полны воспоминания о Самуиле Яковлевиче?..

(14)Одну из самых сильных, впечатляющих страниц в творческой биографии Маршака приоткрыл Борис Полевой, в ту пору – главный редактор журнала «Юность». (15)Он уже слышал, что Маршак еле жив, что врачи борются даже не за дни, а за часы его жизни… (16)И вдруг звонок у него в редакции: «С вами хочет говорить Самуил Яковлевич». (17)Полевой сначала не поверил.

(18)«И тут я слышу то, – вспоминает он, – что сразу убеждает меня, что я говорю с настоящим Маршаком, с поэтом, находящимся при смерти:

(19)Голубчик мой, вы, наверное, слышали, я ослеп. (20)Ничего не вижу. (21)Но гранки мне прочли. (22)Поверьте, там есть серьёзные огрехи. (23)Нет-нет, не ваши, а мои огрехи… (24)Гранки перед вами? (25)Найдите страничку такую-то. (26)Нашли? (27)Возьмите карандашик, я вам продиктую поправку.

(28)Мне становится страшно.

(29)Самуил Яковлевич, я к вам заеду. (30)Журнал потерпит.

(31)Нет, нет, нет, это мы с вами можем потерпеть, а журнал терпеть не может. (32)У нас миллион читателей, им надо вовремя доставлять журнал. (33)Записывайте. – (34)Это звучит уже как приказ».

(36)Полевой решил, что худшее для Маршака уже позади. (36)Не может же человек на смертном одре держать корректуру!

(37)Но Маршак – мог! (38)И уже через день после этого разговора Полевой услышал, что Самуила Яковлевича нет в живых…

(По С. Сивоконю*)


* Сергей Иванович Сивоконь (род. в 1933 г.) – русский литературный критик и литературовед, специалист по детской литературе.


20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) В книге Марка Гейзера освещено много до этого неизвестных современным читателям фактов из жизни С.Я. Маршака.

2) В годы репрессий был выписан ордер на арест С.Я. Маршака.

3) В произведениях А.А. Ахматовой С.Я. Маршак находил темы для своих новых стихотворений.

4) С.Я. Маршак работал главным редактором журнала «Юность».

5) С.Я. Маршак обладал важным качеством: он любил людей и своё дело.

Ответ:_______________________________________


21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 6-8 подтверждают содержание предложения 5.

2) В предложениях 12-13 представлено рассуждение.

3) В предложениях 14-17 представлено описание.

4) Предложение 28 содержит описание состояния человека.

5) В предложениях 35-36 содержится повествование.

Ответ:_______________________________________


22. В каком из перечисленных предложений есть контекстные синонимы? Выпишите номер этого предложения.

3 9 12 14 31

Ответ:_______________________________________


23. Среди предложений 14-18 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения и форм слова. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_______________________________________


Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термин из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.


24. «Стремясь создать у читателя представление о выдающейся личности С.Я. Маршака, автор использует приём – (А) _____ (предложения 18-34). О разных гранях таланта Маршака автор напоминает, используя лексическое средство – (Б) _____ («детский классик Маршак – всемирно известный переводчик – замечательный педагог – воспитатель поэтов» в предложениях 9-11), а о глубинных основах этого таланта – с помощью такого синтаксического средства, как (В) _____ (предложение 12). Невозможно переоценить самоотверженную преданность Маршака читателю, и это подчёркивает синтаксическое средство – (Г) ______ (предложение 37)».


Список терминов:

1) ирония

2) термины

3) контекстные синонимы

4) цитирование

5) восклицательное предложение

6) олицетворение

7) литота

8) ряд однородных членов

9) риторический вопрос

Ответ:

А

Б

В

Г








Часть 2


25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.










































Свежие документы:  Конспект урока для 8 класса "Способы выражения подлежащего"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: