Функции обращения в лицейской лирике А.С. Пушкина





«Функции обращений в лирике А.С. Пушкина лицейского периода»






:

Чекусова Алла Семеновна

Учитель русского языка и литературы,

МБУ СОШ №89






Тольятти 2014 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1 История изучения обращений………………………………………..4

Структура обращений…………………………………………………4

Позиции обращений………………………………………………….6

Стилистические функции обращения……………………………….8

Заключение……………………………………………………………………. 9

Введение

Актуальность

Пушкин актуален всегда. Не иссякает поток исследователей его творчества, видимо, в надежде раскрыть секрет его гения. Нас же заинтересовало частое использование Пушкиным функции обращения, которое мы пытаемся изучить в данной работе. В трудах по синтаксису русского языка вопрос об обращении в стихотворной речи вообще не ставился. Мы не нашли ни одного научного труда, где бы рассматривалось последовательное описание этой стилистико-грамматической категории. Между тем, такое описание имело бы большое значение во многих отношениях. Оно позволило бы:

  • Установить, какие типы обращений характерны для стихотворной речи.

  • Выявить индивидуальные особенности в употреблении различных типов обращений в языке того или иного поэта.

Целью нашей работы является определение функций обращений в лирике А.С. Пушкина лицейского периода.


Задачами данной работы являлись:

  • Наблюдение над стилистическими функциями обращений в поэзии данного автора.

  • Выявление способов выражения обращений в лирике А.С. Пушкина лицейского периода.


Объектом исследования стали формулы обращений в лирике Александра Сергеевича Пушкина 1813 – 1817 гг.


Из 50 поэтических текстов выявлено и проанализировано свыше 50 обращений.

Предмет исследования – функции обращений в лирике поэта лицейского периода.

В процессе анализа нами использовались:

  • Метод сплошной выборки при сборе материала.

  • Описательный метод при обработке фактического материала.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов на уроках риторики, факультативных занятиях по русскому языку, при изучении творчества Александра Сергеевича Пушкина лицейского периода.

Практический материал проведенного исследования представлен в виде 50 карточек с фрагментами лирических текстов поэта.



Глава I. История изучения обращений

Впервые термин «обращение» появляется в «Исторической грамматике русского языка» Буслаева. До появления этой работы в грамматических трудах шла речь о звательном падеже и служил в древнерусском языке морфологическим средством выражения синтаксической функции господствующего слова того члена предложения, который в грамматике Буслаева получил название «обращение».

М.И. Ломоносов в «Российской грамматике» так определял функции звательного падежа: «… когда к вещи речь обращается: о ты, рука сильная, о ты, победа громкая».

Академик А.А. Шахматов, рассматривая обращение, пишет: обращение – это слова или словосочетание, соответствующее названию 2-го лица, к которому обращена речь говорящего. Оно стоит вне предложения и не является потом членом предложения.

Согласно традиции, которая сложилась в школьной практике, обращением принято называть слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращена речь. Обращение принято относить к явлениям, осложняющим простое предложение.


Основная функция обращения – побудить собеседника слушать, привлечь внимание к сообщению, поэтому в качестве обращения часто употребляются имена и фамилии. В художественных произведениях в функции обращений могут выступать названия птиц, животных и неодушевленных предметов. В современном русском языке обращения выражаются формой именительного падежа существительного или субстантивированной частью речи. Обращение не только называет лицо, но передает различные сопровождающие это название оттенки: упрек, испуг, радость, то есть передает субъективную модальность. Предложения-обращения особенно богаты интонационными оттенками.


Структура обращений

По структуре обращения могут быть распространенными и нераспространенными. В поэзии А.С. Пушкина лицейского периода распространенные обращения составляют примерно 60%. Обращения, осложненные с частицей О 20%. Нераспространенные – 20%. Таким образом, в лицейской поэзии А.С. Пушкина встречаются и распространенные и нераспространенные обращения.

Являясь регулятором отношений между говорящим, пишущим, слушающим, читающим, обращения выполняют 2 синтаксические функции: собственно-звательную и модально-оценочную. В языке поэзии эти функции обогащаются. Л.Ю. Максимов выделяет 4 основные функции обращений в поэтическом тексте: собственно-звательную, фиктивно-звательную, условно-звательную, координационно-звательную, условно-звательную, координационно-звательную. Фиктивно-звательная функция лежит в области лирической поэзии и связана с приёмом олицетворения. Сюда относят обращения к предметам и явлениям, не способным воспринимать речь и входить в контакт с адресатом. Количество обращений в этой функции достигает 30% , что свидетельствует о живой связи поэзии А.С. Пушкина лицейского периода с окружающим миром. Первые обращения к природным объектам и явлениям. Их в поэзии лицейского периода немного.

Будь же скромен, о ручей,

Мрачнее тмись за тучами, луна,

Зачем из облака выходишь, уединенная луна,

Зачем ты, месяц, укатился,

Поля, холмы, знакомые дубравы! Хранитель священной тишины

Вторые обращения, содержащие временные представления:

Умчались вы, дни радости моей,

Почто, минуты, вы летели тогда столь быстрой чередой,

Третьи обращения к неодушевленным или сказочным предметам:

И ты со мной, о лира, приуныла,

О дружество! Предай меня забвенью,

Люблю тебя, о юбка дорогая,

Обращения, выполняющие условно-звательную функцию, наиболее частотны в поэзии А.С. Пушкина. Эти обращения служат для того, чтобы выразить отношение автора к лирическим адресатам:

Но я, любезный Горчаков, не просыпаюсь с петухами,

Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь? Проснись, ленивец сонный!,

Вильгельм, прочти свои стихи, чтоб мне заснуть скорее,

О Вальтер! О муж единственный,

Любезный именинник, О Пущин дорогой!

О Галич, верный друг бокала и жирных утренних пиров,

О Пущин, ветреный мудрец! Прими с моей глубокой чашей увядший миртовый венец!

Забудь, любезный мой Каверин, минутной резвости нескромные стихи,

Координационно-звательная функция служит для установления контакта между поэтом и читателем:

И, может быть, читатели, как знать? И ваша кровь с стремленьем страсти льется,

Ты хочешь, друг бесценный, чтоб я, поэт младой, беседовал с тобой,

Друзья! Вам сердце оставляю и память прошлых красных дней,

Но знаешь ли, о мой гонитель, как я беседую с тобой?

А вы, друзья моей прелестной музы, которыми любви забыты узы, которые владычеству земли, конечно, сон спокойный предпочли,

Друзья! Немного снисхожденья оставьте красный мне колпак.


Позиции обращений

Обращения возможны в начале (препозитивные), в середине (интерпозитивные) и в конце (постпозитивные) предложения.

Позиция обращений в предложении в лирике А.С. Пушкина, наверное, связана с выделением главного слова.

Распространенные обращения чаще находятся в препозитивном расположении или в постпозитивном расположении:

О юный ратник!- рек Тоскар, с каким врагом тебе сражаться?,

Любезная сестра? Чем сердце занимаешь вечернею порой?,

Слушай, юноша любезный, Вот тебе совет полезный,

Товарищ милый, друг прямой, тряхнем рукою руку.

Ты ли это, царь наш батюшка?,

Края Москвы, края родные, где на заре цветущих лет часы беспечности я тратил золотые.

Нераспространенные обращения у Пушкина занимают, как правило, интерпозиционное место:

Приди, Одульф, уж роща побледнела,

Выть, коханочка, скорее, напои коня,

Ты спишь, дитя, мое мученье не знаешь горести моей.


Но в лицейской лирике поэта много нераспространенных обращений в препозитивном расположении:

О Лила! Вянут розы минутные любви,

О Лида, если б умирали с блаженства неги и любви,

О дружество! Предай меня забвенью.

Способы выражения обращения

1. Распространенные обращения в основном выражены согласованными прилагательными и притяжательными местоимениями (мой), субстантивированными прилагательными, причастиями.

а) «Не так, любезный друг, писатели богаты;

Судьбой им не даны ни мраморные платы,

Ни чистым золотом набиты сундуки…»


б) «Источник быстрый Каломны,

Бегущий к дальным берегам,

Я зрю, твои возмущенны волны…»


в) «Вещай, сын шумного потока,

О храбрых поздним временам!»


г) «Увижусь я, мой друг, с тобою

Укромной хаты в тишине….»


д) «Спи, милый! Горькие печали

Не тронут детства тихих дней!»


2. Распространенные обращения служат качественной характеристикой лица.

а) «Страшись, о рать иноплеменных!

России двинулись сыны…»


б) «Прости мне, милый друг,

Двухлетнее молчанье…»


в) «Ты здесь, лентяй беспечный,

Мудрец простосердечный,

Ванюша Лафонтен!»


г) «Нет, добрый Галич мой!

Поклону ты не сроден.»



3. Нераспространенные обращения выражены формами именительного падежа имени существительного, некоторые из их употреблены с оттенком дружеского или фамильярного отношения.


а) «Ах, сударь! мне сказали,

Вы пишите стишки»


б) «Оставь, гусар…ох! сердцу больно

Ты, знать, не горевал»


в) «Благослови, поэт! В тиши парнасской сени

Я с трепетом склонил пред музами колени.»


г) « Счастливец! – молвил я с тоскою, —

Тебя веселье жжет одно.»

Стилистические функции обращения


В поэзии А.С. Пушкина функция обращения заключается не столько в назывании адресата речи, сколько в его характеристике, выражении отношения к нему, общем повышении выразительности речи, в результате чего мы видим различные стилистические разновидности обращений.


обращения-метонимии

«Но, лира, стой! Далеко занесло уж меня противу рясок рвенье»

«О верная, грусти, грусти со мной» («Разлука»)

обращения-перифразы

« Иты стыдись, Печерской лавры житель, сердец и душ смиренный повелитель» («Монах»)

«Приближься, милый наш певец, любимый Апполоном» (О Н.Корсакове из «Пирующих студентов»)

«О скальд России вдохновенный воспевший ратных грозный строй, в кругу товарищей, с душой воспламененной!» (О В. Жуковском из «Воспоминаний в царском селе»)

обращения-иронии

« Ты здесь, лентяй беспечный, мудрец простосердечный, Ванюша»

«Больны вы, дядюшка? Нет мочи, как беспокоюсь я!»

«Но, милый, сжалься надо мною, не требуй от меня стишков»

«Остряк любезный, по рукам» («Пир студентов»)

«Где ты ленивец мой? Любовник наслажденья

«Ах, сударь! Мне сказали, Вы пишите стишки?» ( К Дельвигу)

обращения-повторения

« Старик, старик, не слушай ты Молока» («Монах»)

«Мечты, мечты, где ваша сладость?» («Пробуждение»)

«О Маша, Маша, поспеши – и за четыре мне куплета мою награду напиши»

(«К Маше»)

«О Галич, Галич! Поспешит!»

5 обращения риторические

«Что было бы со мною, богиня, без тебя?! («К сестре»)

«О вы, в моей пустыне любимые творцы» («Городок»)

«Друзья, скажите, — кто не плачеи, заранее радуясь душой?» («Вода и Вино»)

Заключение


На раннем этапе творческой деятельности (а именно в лицейский период) А.С. Пушкиным активно используются обращения в фиктивно-звательной функции, которая переходит в определенный литературный прием. Многие обращения в лирике поэта несут постоянный лирический заряд. Количественное соотношение обращений в этой функции и в других функциях служит одним из объективных признаков индивидуального поэтического языка. В лицейский период большинство обращений служат для установления контакта между поэтом и читателем, и эти обращения превратились в поэтический канон.


Список литературы

1. М.В. Ломоносов. Указ. соч. с. 411

2. А.А. Шахматов. Синтаксис русского языка 2-е изд. Л., 1941 год, с. 261

3. Д.Э. Розенталь «Практическая стилистика русского языка», «Высшая школа», 1970 год

4. Д.Э. Розенталь «Справочник по русскому языку. Орфоэпия и пунктуация», «Мир и образование» 2008 год

5. А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова «Русский язык», «Учебник-практикум для старших классов»

6. Грамматика русского языка «Издательство академий наук», 1980 год

7. А.С. Пушкин. Сочинения в трех томах. Том первый. «Художественная литература», 1985 год

8. Толковый словарь русского языка по редакцией С.И Ожегова, 2000, Просвящение, Москва





Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Буквы Г г, обозначающие согласные звуки [г][г‘]"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: