Муниципальное образовательное учреждение
открытая (сменная) общеобразовательная школа № 94
г. Ярославль
Использование алгоритмов и инструкций при изучении некоторых тем русского языка
учитель русского языка и литературы
подготовила Левина Елена Дмитриевна
Ярославль, 2013
Существует большая группа обучающихся, которые испытывают трудности освоения программы по русскому языку. Им требуется адаптация учебного материала, алгоритмизация действий. Предлагаемые ниже материалы позволяют обучающимся при использовании алгоритмов рассуждения осваивать программный материал. Предлагаемый материал также способствует формированию у обучающихся навыков учебной деятельности.
Причины школьной неуспешности различны:
проблемы в развитии психических познавательных процессов (внимания, памяти, словесно-логического мышления);
нарушения письменной и устной речи (элементы разных видов дисграфии и дислексии, дизорфография);
нарушения регулятивных функций, несформированность самоконтроля, волевых процессов;
отсутствие учебной мотивации;
несформированность навыков и приемов учебной деятельности, целеполагания, этапности деятельности;
несформированность УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных).
большие пробелы в знаниях.
В общеобразовательных школах обучение ведется по общеобразовательным программам. Обучающиеся должны освоить стандарт основного общего образования, в т.ч. по русскому языку. Условием получения аттестата об основном общем образовании является сдача ГИА по обязательным предметам: русскому языку и математике. Обучающиеся, имеющие вышеперечисленные проблемы, осваивающие общеобразовательные программы испытывают значительные трудности в освоении стандарта и поэтому требуют особого педагогического подхода. Исходя из этого, работу по формированию и коррекции базовых знаний по русскому языку в основной школе необходимо построить с учетом психологических особенностей обучающихся. Для коррекции и формирования базовых знаний по русскому языку, общеучебных умений и навыков необходимо использовать методы и приемы, наиболее соответствующие психолого-педагогическим особенностям обучающихся, специфике протекания психических процессов: особенностям мышления, памяти, внимания, восприятия и переработки информации.
Особенности работы с обучающимися основной школы, имеющими трудности в обучении:
начинать коррекцию необходимо с того уровня, где произошло «западание»;
обучающимся требуется особая подача и структурирование учебного материала:
Разбивка материала на «порции»
Упрощение и адаптация учебного материала
Повторение связанного базового материала
Укрупнение и объединение дидактических единиц
Показ лингвистических закономерностей
Использование опорных схем, алгоритмов, инструкций
Напоминание способов действия
Формулировка выводов
Включение дополнительных разъясняющих моментов
Снижение темпа
Использование на уроках разные видов деятельности
В связи с этим при изучении некоторых тем русского языка целесообразно использовать алгоритмы. Кроме орфографических навыков они помогают формировать регулятивные универсальные учебные действия..
Алгоритм — правило, предписывающее последовательность элементарных действий (операций), которые в силу их простоты однозначно понимаются и исполняются всеми.
Алгоритм — система указаний (предписаний) о действиях, о том, какие из них и как надо производить.
В основе алгоритмизации лежит теория поэтапного формирования умственных действий (JI.C. Выготского, П.Я. Гальперина). А в основе теории — идея о принципиальной общности внутренней и внешней деятельности человека. Согласно этой идее усвоение знаний, умений и навыков происходит путём интериоризации (т.е. постепенного перехода из внешнего плана действий во внутренний умственный план). При этом действия подвергаются обобщению. Постепенно действия вербализируются, сокращаются, становятся готовыми к дальнейшему внутреннему развитию.
Последовательность обучения слагается из этапов:
Предварительное знакомство с действием, создание ориентировочной основы действий.
В практике преподавания русского языка — это знакомство с новым правилом и алгоритмом его применения.
Материализованное развёрнутое действие.
Рассуждение по алгоритму, глядя на его запись. Рассуждение учащихся вслух, краткая запись хода рассуждения.
Этап внешней речи.
Рассуждение вслух или шёпотом по памяти. Усвоение алгоритма в процессе активной деятельности.
Этап внутренней речи.
Выполнение учащимися самостоятельного упражнения.
Этап автоматизированного действия.
Автоматизированное действие, «свёртывание алгоритма», учащиеся распознают орфограмму.
Применение алгоритмов на основе этой теории позволяет учителю одновременно познакомить обчающихся с правилом (или учебный материалом) и дать образец применения правила. Т.е. НАУЧИТЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ учащихся правилом.
Итак, для обучающихся алгоритм — система действий, выполняемых по строго определённым правилам. Последовательная пошаговая работа приводит к решению поставленной задачи.
Алгоритм — это предписание, указывающее, ЧТО и В КАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ следует выполнять.
Существуют понятия «исполнитель алгоритма», «допустимые действия исполнителя». От исполнителя алгоритма требуется чёткое выполнение каждого действия, входящего в алгоритм. Но исполнитель не всегда может исполнить предписания алгоритма, потому что у него не хватает знаний. Для нас исполнитель — обучающийся основной школы, имеющий трудности в обучении. У него низкий уровень базовых знаний, низкие возможности самоконтроля и несформированные навыки самоорганизации учебной деятельности. Поэтому мы должны сформулировать в алгоритме условия так, чтобы они были «допустимыми действиями исполнителя», т.е., чтобы обучающийся смог применить алгоритм. В связи с этим:
учитель даёт обучающимся готовый алгоритм;
условия в алгоритме приводятся в максимально упрощённом и понятном обучающимся виде (см., например, приложение 1);
перед введением алгоритма необходимо повторение элементов, на которых он базируется и которые невозможно расшифровать и упростить.
Алгоритмы могут быть заданы в линейном и ветвящемся виде. Линейные предполагают последовательное выполнение действий (см. прилож. № 4). Алгоритмы ветвления — это такие предписания, в которых какое-либо действие совершается в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия. Ветвящиеся алгоритмы оптимальны в применении, т.к. практически весь орфографический материал русского языка базируется на выборе одного условия из нескольких.
В курсе основной школы возможно разнообразное применение алгоритмов и инструкций:
Список использованной литературы:
Замораева Е.М. Поэтапная отработка орфографических навыков на основе алгоритмов //Обучение орфографии в восьмилетней школе. — М., 1974 . — с. 55 – 70.
Логопедические занятия со школьниками / Меттус Е.В. и др. — СПб.: КАРО, 2006
Методика русского языка: Учеб. пособие для студентов /Под ред. Е.А. Бариновой. — М., 1974
Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. для 10-11 кл. сред. шк. /А.Г. Гейн, В.Г. Житомирский, Е.В. Линецкий и др. — М., 1994
Парамонова Л.Г. Дисграфия: Диагностика, профилактика, коррекция. — СПб.: Детство-пресс, 2006
Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. — М., 2001
Левина Е.Д. Алгоритмы и инструкции при изучении некоторых тем русского языка: МОУ ОСОШ № 94. — Ярославль 2013
Приложения
Приложение 1.
НН и Н в суффиксах полных СППВ и отглагольных прилагательных
НН пишется, если у ПРИЧАСТИЯ есть:
приставка (кроме не-)(зарумяненный);
— ова -, — ева — (газированный);
зависимые слова (раненный пулей);
У причастий совершенного вида (брошенный, купленный).
В остальных случаях пишется Н (печеный, крашеная)
Шагай по стрелочкам, отвечай на вопросы и выбирай правильное написание:
да НН (связанный) | нет (см. 2) | |||||||
| 2. Есть ли в слове –ОВА-, —ЕВА-? | |||||||
| | | | | ||||
да НН (маринованный) | нет (см. 3) | | ||||||
3. Есть ли ЗАВИСИМЫЕ слова? | ||||||||
| | | ||||||
да НН вязанный бабушкой | нет (см. 4) | | ||||||
4. Образовано ли от глагола | | |||||||
| | |||||||
да НН (решённая) | нет Н вязаный | |
+ Исключения:
раненый названый кованый жёваный |
Приложение 2.
Алгоритм «Правописание НЕ с различными частями речи».
1. Употребляется ли слово без НЕ:
нет да (см. п. 2)
слитно
2. Определите часть речи:
существительные, качественные прилагательные, глаголы, деепричастия, краткие причастия
наречия на -о, -е, полные причастия
раздельно
3. Есть ли противопоставление с союзом А?
нет да
раздельно
4. Есть ли зависимые слова:
(с ни-; отнюдь, далеко, вовсе, совсем; любые, относящиеся к причастию)
нет да
слитно раздельно
Приложение 3.
Алгоритм определения вида односоставного предложения
1. Есть ли сказуемое | |
| нет | |
(см. п. 2) | | НАЗЫВНОЕ |
|
нет (см. п. 3) | |||
|
| ||
|
|
|
3. Можно подставить ОНИ (или мн.ч. |
нет | |
НЕОПРЕДЕЛЁННО — ЛИЧНОЕ | БЕЗЛИЧНОЕ |
Приложение 4.
Инструкция
Последовательность работы с СПП
СПП – сложноподчинённое предложение.
Найти и выделить грамматические основы (подлежащее и сказуемое) простых предложений, входящих в состав сложного.
Найти и выделить союзы или союзные слова.
!!! Союзы или союзные слова ВСЕГДА находятся в ПРИДАТОЧНОМ предложении.
Определить, чем связаны простые предложения в составе СПП — союзом или союзным словом*.
*СОЮЗ можно из предложения, его смысл НЕ ИЗМЕНИТСЯ.
(Я думал, что мне сказать. – ЧТО союзное слово
Я думал, что больше не увижу её. — ЧТО союз)
4. Найти границы предложений.
Поставить знаки препинания.
Составить схему СПП.
[ ] – главное предложение, ( ) – придаточное предложение
[ ], (союз или союзное слово ) | |
| (Союз или с. сл. ), [ ] |
[, (союз или с. сл. ), ] |
Определить вид придаточного.
изъяснительное | обстоятельственное | |
| образа действия, степени, места, времени, причины, условия, цели, сравнительные, уступки |
Приложение 5.
Учебный конспект по теме «Причастие»
Причастие – часть речи, обозначающая признак предмета по действию.
Признаки прилагательного | |
|
В предложении играют роль определения (в полной форме). |
ПЕЧАТАЮЩАЯ – это причастие образовано от глагола – ПЕЧАТАТЬ Вопрос, как у глагола – что делающая? Вопрос, как у прилагательного – какая? | | |||
| ПРИГОТОВИВШИЙСЯ – причастие образовано от глагола ПРИГОТОВИТЬСЯ Вопрос, как у глагола – что сделавший? Вопрос, как у прилагательного – какой? | |
Примеры: несущий, улыбающийся, дышащий, красящий, строившийся, нёсший, читаемый, ведомый, гонимый, прочитанный, увиденный, решённый, открытый.
Суффиксы причастий
Действительные | Страдательные | |
Настоящего времени | — УЩ -, — ЮЩ – — АЩ -, — ЯЩ — | — ЕМ -, —ОМ -, — ИМ — |
Прошедшего времени | — ВШ -, — Ш — | — ЕНН -,- ЁНН — — НН -, — Т — |
Приложение 6.
Инструкция.
Порядок работы с причастным оборотом
Собака не видевшая тигра не боится его.
Найди причастие (выдели суффикс).
не видевшая
Определи, есть ли у причастия зависимые слова.
не видевшая тигра
3. Обозначь границы причастного оборота / /.
Собака /не видевшая тигра/ не боится его.
4. Найди определяемое слово (то слово, к которому относится причастный оборот), обозначь его * .
*
Собака не видевшая тигра
5. Сравни со схемами:
*, / /, …. *, / /.
6. Поставь запятые.
*
Собака, не видевшая тигра, не боится его.
Сравни:
*
Я возвратил другу взятые взаймы деньги.
7