Качественные. относительные. притяжательные имена прилагательные 5 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49 г. Шахты Ростовская область











Конспект урока по теме: «Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные»

5 класс







подготовила

учитель русского языка и литературы

Петрова Наталья Васильевна

















2013 год

Цели урока.

  1. Создать условия для изучения разрядов имени прилагательного.

  2. Формировать регулятивные универсальные учебные действия целеполагания, контроля, коррекции, оценивания.

  3. Развивать коммуникативные УУД.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник, тетрадь, карточки, лист оценивания, сигнальные карточки красного цвета, стикеры с грустным и веселым человечком.

Ход урока.

  1. Организационное начало урока.

Класс делится на группы. Учащимся предлагается взять одну из геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, многоугольник, ромб. Ребята рассаживаются в соответствии с фигурой, стоящей на столе. Делают запись в тетрадях.

  1. Оптимизация знаний.

Используется приложение к учебнику «Русский язык» 5 класс «Справочные материалы». Учащимся предлагается подобрать прилагательные к картине В.М. Васнецова «Алёнушка», записать слова в тетрадь.

Время выполнения – 5 минут.

Проверка работы проводится устно. (печальная, грустная, мрачный, хмурое , лесное, каменный, глубокое, сосновые.)

Составить высказывание на тему «Что такое имя прилагательное». ( Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой?, какая?, какое? Изменяется по родам, числам, падежам. Имеет полную и краткую форму, степень сравнения для качественных прилагательных. В предложении бывает определением.)

Выступает один представитель от группы.

Оценивание с комментариями.


  1. Изучение нового материала.


Этап №1. Сформулировать лексическое значение слова.

Задание. Учащимся предлагается сформулировать значения слов качественное, относительное, притяжательное. Учащиеся пользуются планом лексического разбора в приложении.

Пример ответа. Прилагательное качественное образовалось от слова качество, обозначает высокие свойства предмета. Относительное связано по смыслу со словами отношение, относиться к чему-либо. Притяжательное – принадлежать кому-то. Притягиваться к кому-то.

Время выполнения – 5 минут.

Защита (проверка) выполненной работы, оценивание с комментированием.


Этап №2. Работа с учебником. Страница 101, теоретические сведения.

Задание. Выяснить, какое отношение имеют слова качественное, относительное, притяжательное к имени прилагательному? Почему? (называют разряд прилагательных по значению).

Учитель:

— Как вы сформулировали бы цель нашего урока? (Научиться определять разряд имени прилагательного, знать признаки разряда имени прилагательного.)

Подготовить сообщение на тему «Как определить разряд имени прилагательного?».

Пример ответа. Имя прилагательное имеет три разряда: качественное, относительное, притяжательное. Чтобы определить разряд имени прилагательного важно обратить внимание на следующее:

-сочетание со словами очень, весьма;

-наличие сравнительное степени;

-наличие антонимов;

-суффикс слова.

Время выполнения работы – 10 минут.

Проверка выполненной работы. Оценивание ответа .


Этап №3. Практическая работа. Стр.102 упр.833.

Задание. Заполнить таблицу, используя данные ниже словосочетания. Можно пользоваться теоретическими сведениями, составленным алгоритмом. Данную работу учащиеся могут проводить в группе самостоятельно, либо комментируя выполнение (зависит от уровня класса).два человека работают у доски.

качественные

относительные

притяжательные

Обидчивый ребенок

Сильный ветер

Гордый человек

Яркий свет

Безобразный поступок

Клубничное варенье

Серебряная ложка

Меховое пальто

Спортивный костюм

Деревянная ручка

Мамина шляпа

Детские игрушки

Лисьи следы

Мышиная норка

Собачий хвост

Бабушкин дом


Время выполнения — 10 минут.

Проверка выполнения работы. Оценивание работы.


  1. Закрепление изученного материала.


Задание. Из упражнения 834 выпишите два качественных, два относительных, два притяжательных прилагательных, внесите их в таблицу.

Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок. Лисий хвост выглядывал из норы. Ребятишки заводские узнали, проходу не дают. И вспомнил я отцовский дом, ущелье наше… Это был город папиного детства. Песок сыпучий по колени… Над глухой степью в неизвестный путь бесконечной цепью облака плывут.

Учащиеся дописывают в таблицу качественные прилагательные (добрый, глухой), относительные прилагательные (заводские, отцовский), притяжательные прилагательные (лисий, папиного).

Проверка выполнения.


  1. Итог урока.

— Что нового вы узнали на уроке? (познакомились с разрядами имени прилагательного).

— Что вам поможет в определении разряда имени прилагательного? (сочетание со словами очень, весьма, наличие степени, антонимов сравнения для качественных прилагательных; суффиксы –ан-, -ян-, -ин-, отношение к какому-то месту, материалу, предмету для относительных прилагательных; принадлежность человеку, животному для притяжательных прилагательных.

— По окончанию урока закрепите на доске стикер. Если вы уверены в своих знаниях – веселого человечка, нет – грустного.

— Оценки за урок.


  1. Домашнее задание.

Упражнение №835 по заданию.



Литература.

  1. Русский язык. 5 класс. Под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2004. С. 209.

  2. В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л.: Просвещение. Ленинградское отделение, 1990. С.57-59.

  3. Л. Успенский. Слово о словах. Имя дома твоего. Л.: Лениздат, 1974.




Свежие документы:  Конспект урока русского языка "НЕ с существительными" 6 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: