Конспект и презентация к уроку русского языка «Сложные предложения с различными видами связи» 9 класс


Разработка урока русского языка в 9 классе

Автор разработки Черепанова О.В.

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №15 станицы Старонижестеблиевской

Красноармейского района Краснодарского края


Тема: СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ.

Цели:

  • актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений с разными видами связи – союзной и бессоюзной;

  • формировать умение анализировать, строить и употреблять в письменной речи такие конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания.

Задачи урока:

  • систематизировать теоретические знания о сложных предложениях.

  • выявить все случаи постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи;

  • исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ.

Оборудование: мультимедиапроектор

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие. Объявление темы урока. Слайд 1

Целеполагание. /Цели урока формулируются учениками и корректируются учителем. Слайд 2

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение темы урока.

Беседа по вопросам.

Прочитайте теоретический материал § 97 и ответьте на следующие вопросы:

Слайд 3

1. Какие предложения называются многочленными сложными предложениями?

2. Как в многочленных сложных предложениях могут быть соединены простые предложения?

3. Перечислите виды синтаксической связи в многочленных сложных предложениях.

4. По каким пунктуационным правилам ставятся знаки препинания в многочленных сложных предложениях? Приведите примеры.

IV. Закрепление полученных знаний.

1. Формирование умений строить предложения с разными видами связи, совершенствование пунктуационных навыков./Выполнение заданий.

Слайд 4

Задание 1. Записать предложения, объяснить знаки препинания в них, составить схемы.

1) Каждый год, лишь только наступает весеннее праздничное полнолуние, под вечер появляется под липами на Патриарших прудах человек лет тридцати или тридцати с лишним. (М. Булгаков.)

2) Только из щелей камелька светится; свет этот играет на полу, на стенах, на потолке. (В. Шукшин.)

3) Тучи мошкары, обычно звеневшие над головой, подевались куда-то: они прячутся и от страшной жары, и от холода. (Е. Евтушенко.)

4) Была в его лице особенность: резко выделенный желобок на верхней губе переходил и на нижнюю и заканчивался глубокой кривой ямкой на подбородке – получалось, что нижняя часть лица как бы перечеркнута этой отчетливой вертикалью. (В. Дудинцев.)

Слайд 5

Задание 2. Записать предложения и объяснить, почему в них не стоит запятая между предложениями перед сочинительным союзом.

1) Утром на восходе роса заливает травы и пахнет сладко хлебом из каждой избы. (М. Пришвин.)

Слайд 6

2) Как только занималась заря и как только двери заводили свой разноголосый концерт, старички уже сидели за столиком и пили кофе. (Н. Гоголь.)

Слайд 7

3) Это было в ту пору, когда все казалось радостным и от жизни ждали только одни радости. (В. Астафьев.)

Задание 3. Сопоставить предложения, сделать вывод.

Слайд 8

1) Утром со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет. – Когда наступило утро, со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет.

2) К вечеру похолодало и мы заторопились домой. – Когда наступил вечер, похолодало и мы заторопились домой.

Вывод: при наличии общего придаточного, как и при общем второстепенном члене, запятая между самостоятельными частями перед и не ставится.

Слайд 9

3) С весел капали голубые капли и, когда они падали в море, на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко. (М. Горький.) – С весел капали голубые капли, и когда они падали в море, то на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко.

4) Меня не тянула улица, если на ней было тихо, но когда я слышал веселый ребячий гам, то убегал со двора. (М. Горький.) – Меня не тянула улица, если на ней было тихо; но, когда я слышал веселый ребячий гам, убегал со двора.

Вывод: в смежных предложениях между сочинительными и подчинительными союзами запятая ставится тогда, когда после придаточного нет второй части двойного союза (то, так) или союза но.

Слайд 10

Задание 4. Придумать и записать предложение по схеме:

(что…), [ ] : [ ].

Задание 5. Выполнение упр. 214.

2. Формирование пунктуационных навыков, умения конструировать предложения, составлять схемы.

Слайд 11

Запишите предложения, дополнив их новыми, подходящими по смыслу. Составьте схемы предложений.

1. Пароход не мог идти дальше: за туманом не было видно перевальных огней …

2. Берега были готовы к зиме: давно осыпалась листва, полегла трава …

3. Объяснительный диктант.

Слайд 12

Хотя подавляющее большинство убитых в этот день людей были совершенно немощные старики, дети, женщины с младенцами на руках, эсэсовцы, все же боясь их сопротивления, организовали убийство таким образом, что на месте казни всегда было больше палачей с автоматами, чем безоружных жертв. (В. Гроссман.)

Солнце садилось за севастопольские холмы, небо и море за спинами беглецов горело дивным огнем, и из этого дивного огня явилась и зависла над катером зловещая стрекоза. (В. Аксенов.)

V. Итог урока.

VI. Домашнее задание. Слайд 13

§ 37–38, упр. 216.



Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей, именах, отчествах, в названиях городов, сёл, рек"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: