Конспект урока для 1 класса «Алфавит»


Конспект урока по русскому языку. 1 класс.

Тема урока: Алфавит

Цель урока: формировать представление учащихся об алфавите.

Задачи:

Обучающие:

1) систематизировать знания учащихся об алфавите;

2) повторить написание ранее изученных букв;

3) продолжить формирование понятия «звук-буква».

Развивающие:

1) развивать фонематический слух;

2) развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

воспитывать любовь к русскому языку, культуре общения.


I. Организационный момент.

— Приветствие, проверка готовности к уроку.

Чтобы хорошо учиться,

Надо очень много знать.

Каждый год копилку знаний,

Непременно пополнять.


II. Актуализация знаний.

1. Фронтальная работа. Лента букв (Слайд №2)

— Чем звук отличается от буквы? (Звук мы слышим и произносим, а букву пишем и видим).

— Как отличить гласный звук от согласного? (При произношении гласный звук не встречает преграду).

-Назовите буквы, обозначающие гласные звуки.

Какие буквы могут обозначать два звука? ( Е,Ё,Ю,Я)

-Какие буквы указывают на мягкость согласного? (Е,Ё,Ю,Я,И,Ь)

-Какие буквы всегда обозначают мягкий звук? (Ч, Щ, Й)

Какие буквы не обозначают звука? (Ь, Ъ)


III. Изучение нового материала.

1. Ребята, вы не раз слышали выражение: Я – последняя буква в алфавите. Почему так говорят? (Обсуждение поговорки).

2. Исследовательские вопросы.

1) Как образовалось слово «алфавит».

2) Для чего нужен алфавит?

3) Где применяют алфавит?

Как называется ваша первая учебная книга? (Азбука.)

— Попробуйте объяснить, почему её так назвали «азбука»? Слово «азбука» появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. Каких? Из этих названий и получилось слово «азбука». Слово «алфавит» пришло из греческого языка. Первые буквы назывались «альфа» и «вита». Из этих двух названий получилось слово «алфавит». Так и живут у нас слова–близнецы: русское слово «азбука» и греческое слово «алфавит», а обозначают они одно и то же; все буквы расположены в установленном порядке. Каждая буква имеет своё постоянное место и название.

— Для чего нужен алфавит?

Пользоваться алфавитом необходимо при составлении любых списков (например, в классном журнале – фамилии учащихся), при расстановке книг в библиотеке (по фамилии автора книги, а в случае ее отсутствия – по первой букве названия), при хранении формуляров, абонементов в библиотеке, при составлении картотек и каталогов (перечней изданий).

Как вы считаете, удобно ли это? Почему? (Быстро находит фамилию ученика, опираясь на «алфавит»).

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими временные отношения. Изменение глагола по временам"

— Как вы думаете, где еще используется алфавит? (Алфавит используется для составления словарей, различных справочников, каталогов. В регистратуре поликлиники, где медицинские карты лежат по адресам и по фамилиям пациентов (в строгом соблюдении алфавитного порядка).

-При помощи алфавита можно поставить слова в определённом порядке, т.е. по алфавиту. (Слайды №3-5)


IV. Закрепление.

1. Практическое пользование алфавитом. Вставь пропущенные буквы. Собери яблоки. (Слайд №6)

Прочитайте. Упражнение 61.

-Какая по счету в алфавите первая буква этого слова? (Седьмая.)

-Находим седьмую букву. (Ё)

-А какая по счету стоит вторая буква? (Тринадцатая.)

-Находим тринадцатую букву. (Л)

-А какая по счету стоит третья буква? (Двенадцатая.)

-Находим двенадцатую букву. (К)

-Осталась последняя буква слова. На каком месте она стоит? Как это буква? (На первом. Буква А.)

Какое слово у вас получилось? (Ёлка.)

Запишите это слово.


2. Практическое пользование алфавитом. Запиши в алфавитном порядке имена детей. (Слайд №7)

Виктор, Яков, Геннадий, Анна, Людмила, Надежда, Дарья, Борис, Ирина, Ульяна, Сергей.

(Анна, Борис, Виктор, Геннадий, Дарья, Ирина, Людмила, Надежда, Сергей, Ульяна, Яков.)


3. Парная работа. Расположи времена года в алфавитном порядке: зима, весна, лето, осень. (Слайд №8).

4. Из отрывного календаря выпали листки с названием дней недели. Расположите по алфавиту. (Слайд №9)

5. Упражнение 62.

Прочитайте. Представьте себе, что вы в библиотеке. Вам нужно расставить книги данных писателей на свои места, т. е. в алфавитном порядке.

Есть ли среди этих писателей фамилии на букву А? (Нет.)

Значит, ищем фамилии на следующие по порядку буквы. Итак, какую фамилию напишем первой? (Житков Б.)

-Записываем «Житков Б.». Продолжите. Проверка.

Прочитайте, как вы расположили фамилии писателей. (Житков Б., Крылов И., Пушкин А., Толстой Л., Чехов А.) (Слайд №10)


VI. Контроль усвоенных знаний. (Самостоятельная работа).

Записать по алфавиту слова. (Слайды №11-12)


VII. Итог урока. Рефлексия.

-Что такое алфавит?


VIII. Домашнее задание.

1. Мы теперь знаем, по какому принципу располагаются книги на полках в библиотеке. Дома попробуйте несколько книг из семейной библиотеки расположить в алфавитном порядке.

2. Выучить алфавит.





скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: