Конспект урока для 1 класса «Русская азбука. Алфавит»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8















Конспект

урока русского языка в 1 классе

по учебнику А.В.Полякова «Русский язык»



Тема урока: Русская азбука. Алфавит







Выполнила:

Пшеничникова Светлана Александровна

учитель начальных классов





2014 год

Класс: I

Предмет: русский язык

Тема урока: Русская азбука. Алфавит

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Цель урока: Познакомить с русским алфавитом и объяснить его значение; формировать умения располагать заданные слова в алфавитном порядке; пользоваться словарями; развивать речь.

Задачи урока:

  1. Предметные:

по­мочь учащимся осознать о необходимости знания алфавита и выучить его.

2. Метапредметные

Познавательные:

-создать условия для развития умения анализировать, сравнивать, выделять главное;

-развивать умения наблюдать, исследовать;

-формировать умения правильно отвечать на вопросы учителя;

Регулятивные:

— обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;

-содействовать развитию, осуществлять самоконтроль, самооценку;

— адекватно воспринимать информацию учителя или товарища оценочного характера по поводу качества чтения и правильности ответов.

Коммуникативные

— содействовать развитию у детей умению общаться, использовать свой личный опыт;

-обеспечить развитие диалогической и монологической речи.

Личностные:

-способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.

-помогать первоклассникам осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;

Предполагаемые результаты:

  • осознать необходимость знания алфавита

  • уметь называть буквы в алфавитном порядке

  • повысить активность и самостоятельность на уроке

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Оборудование: компьютерная презентация, учебник, карточки

Используемые технологии на уроке: технология игрового обучения, развивающего обучения, технологии оценки учебных успехов, проблемное обучение, информационно коммуникационные технологии.




Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Создание эмоционального настроя. Подготовка к изучению нового.

1-2 слайд







2.Минутка чистописания Повторение изученного.







3 слайд

















3.Постановка проблемы.

4-6 слайд



































7 слайд















4.Работа в парах.































5.Физминутка

8 слайд

6.Самостоятельная работа.









7. Работа в группах.

9- 10 слайд













8.Физминутка 11 слайд

9.Закрепление изученного.































12 слайд













13 слайд







10.Итог урока

14 слайд







11.Рефлекс ия

15 слайд







12.Домашнее задание.












-Ребята, что вы ждёте от сегодняшнего урока?

— А что бы вы друг другу подарили? Я дарю вам свою улыбку!

-Я думаю, что вы будете сегодня настоящими моими помощниками. Нас ждёт много интересного впереди!

-А сейчас всё внимание на экран.

-Куда мы сегодня попали?

Ладно скроен,

Крепко сшит,

За землю русскую стоит.

— Кто такие богатыри?

Богатыри — художественные образы героев, защищавших земли Киевской Руси, русский народ от нашествий врагов или от злой нечисти, в былинах, сказаниях, песнях.

Когда богатыри собирались все вместе, как мы видим, они становились такими сильными, что победить их было невозможно.

-В слове БОГАТЫРИ назовите буквы, обозначающие гласные звуки.

— Запишите в тетрадь. Какая буква лишняя?

-Назовите имена богатырей, начинающихся с гласного звука. Запишите. (Алёша, Илья)

— Чем слова похожи? Отличаются? Подчеркните орфограммы. Поставьте ударение, разделите на слоги.

— Прочитайте предложение. Назовите орфограммы. Спишите, поставьте ударение.

Богатыри – герои русских былин.

Взаимопроверка.

— Молодцы!

-Нас встречает первый богатырь, Алёша Попович

-Что у него в руках?

Правильно, это первая учебная книга называется Азбука или Букварь. Первый российский букварь издан в 1574 году в Львове первопечатником Иваном Федоровым.

— Что обозначает это слово Азбука?

-Прочитайте: Слово появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. Буква А называлась тогда АЗ, а буква Б- БУКИ. Из этих названий- АЗ и БУКИ— и получилось русское слово …

Слово пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась АЛЬФА, а вторая –ВИТА, из этих двух названий получилось слово…

— Обратимся к толковому словарю и найдём значение этих слов. Толковый он потому, что в нём толкуются, объясняются значения слов. (Перечень слов в определённом порядке).

-Как называются слова алфавит и азбука?

— Скажите тему нашего урока. «Русская азбука, или алфавит».

— Зачем нам нужно изучать эту тему?

— Как библиотекарь находит быстро книгу, врач карточку пациента, нужное слово в словаре?

  • Слова в словарях располагаются в алфавитном порядке.

  • Книги в библиотеке стоят по алфавиту.

  • Карточки медицинские в больнице также стоят по алфавиту.

  • Справочники составляются по алфавиту.

-Как вы думаете, ребята, а вам надо учить алфавит?

— Так какова же цель нашего урока?

  1. Уметь называть буквы в алфавитном порядке.

  2. Выучить алфавит.

— Алёша Попович ещё не изучал азбуку, помогите ему победить Змея Горыныча. Прочитайте правильно алфавит.

Выполнение упражнения 51 на стр.44.Поработайте в паре. Что перед вами?

Ошибки в названиях букв алфавита – грубое нарушение норм языка, а правильное название букв является показателем культуры человека. Задача наших уроков по этой теме – запоминание алфавита, мы должны хорошо знать порядок букв и их названия. Назовите буквы по порядку.

-Что мы знаем о русской азбуке?

-Подчеркните гласные. Сколько гласных? Подчеркните согласные. Сколько согласных?

Назовите особенные буквы. В чём особенность их?

-Что же такое алфавит?

В русском языке 33 буквы, из них 10- это гласные, 21- согласные, все стоят в определённом порядке. И их необходимо запомнить, я надеюсь, что на уроке вы в этом убедитесь!

— Молодцы, мы победили Змея Горыныча!

Гимнастика для глаз

— Какое слово получилось?

— Постройте предложение из слов: Добрыня, для, собрал, Настасьи, цветы.

-Какие правила письма нужно знать для записи предложения?

Запишите его самостоятельно. Назовите орфограммы, подчеркните их. Какая пара готова?

Молодцы!

Добрыня Никитич собрал для Настасьи цветы. А ей подавай названия цветов в алфавитном порядке!

Разделитесь на команды и расположите цветы по алфавиту, запишем их с комментированием. (Приложение 3)(Астра, василёк, гвоздика, ирис, мимоза, пион, роза, фиалка)

1 команда – Найдите трёхсложные слова.

2 команда — Найдите слова, состоящие из твёрдых согласных.

3 команда — Найдите многозначные слова.

Слово предоставляется команде.

Настасье понравился букет Добрыни Никитича спасибо вам за помощь, и она позвала к себе друзей. Потанцуем!

А вот нас встречает и самый старший богатырь Илья Муромец. Он помогает Алёнушке составлять летопись.

-Что такое летопись? Как узнать? Обращаемся к толковому словарю.

— После, какой буквы стоит буква Л?

— Какая группа найдёт это слово?(Летопись — это запись исторических событий по годам).

-Все события в летописи расположены в алфавитном порядке. Соловей- разбойник свистнул, и часть страниц из летописи разлетелись.

— Некоторые буквы остались у вас в учебнике на странице 45, упражнение 52.

-Что вы можете сказать о буквах на рисунке?

— А ещё и названия у них разные. Прочитайте буквы, в названии которых есть, звук А. Дополните своими ответами.

— Прочитайте буквы, в названии которых есть, звук Э. Дополните своими ответами.

-Когда вы будете учить алфавит по порядку, то правильно нужно называть буквы.

— А сейчас помогите, ребята, Илье Муромцу разобраться с алфавитом, поставьте буквы по порядку. (Приложение 4)

1 команда – от А до К

2 команда — от Л до Х

3 команда — от Ц до Я

— Молодцы, вы очень дружно поработали! В знак благодарности Алёнушка приготовила сюрприз. Расшифруйте слово на экране:

17, 6, 19, 6, 33

Вы правильно сказали, у каждой буквы в алфавите своё место.

— Споём алфавит все вместе!

— Над какой темой мы сегодня работали?

— Что вы запомнили на уроке? Дополните предложения:

Алфавит – это…

В алфавитном порядке записываются…

В русском языке гласных…

, а согласных…

Всего букв…

Нужно ли алфавит знать вам?

Какие герои нам сегодня помогали на уроке?

Возьмите нотку и поместите её на нотный стан. Если вам на уроке было всё понятно, то на верхнюю линию, если в чём-то сомневаетесь, то поставьте нотку на среднюю линейку, а если на уроке ничего не поняли, то на нижнюю линейку. (Приложение 2)

Дома, соедините все буквы русского алфавита по порядку, и у вас получится картинка. (Приложение 1)

Какие задания можно предложить ещё?

Постарайтесь к следующему уроку выполнить одно из заданий, можно придумать своё и об этом рассказать на следующем уроке.






Просмотр в/фрамента.









-Три богатыря











О А Ы И

-С буквы Ы- нет слов, И- смягчает предыдущий согласный.

Сходства — это имена собственные, есть мягкий звук-Л

Отличаются количеством слогов, ударным слогом.





Наша Азбука.













-Азбука





-Алфавит



Работа со словарём

Слова-синонимы

Ответы детей













Ответы детей









Выполняют упражнение.













Делают вывод.





Говорят правило.









Разминка для глаз.

Составляют предложение из слов.



Проверка в паре.



Работа в тетради.









Группы защищают свои проекты.

Дети танцуют.











Работа со словарём











Ответы детей: буквы печатные и письменные, большие и маленькие.

-а, ша, ха

-эль, эм, бэ, тэ,



Работа в группах.









Слово «песня»

Песня про алфавит.







Повтор правила.











Оценка своей деятельности на уроке.



Раскрасить картинку. Попробовать составить аналогичное задание.



Источники информации:

Дмитриева О.И.Поурочные разработки по русскому языку. – М. «Вако», 2006.

Крылова О.Н. Русский язык. Входные тесты. 1 класс.- М. Экзамен, 2011.

Лоскутова З.С. Открытые уроки в начальной школе.- Брянск, 2000.

Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.

Соловейчик М.В. Я иду на урок в начальную школу.- М.»Первое сентября», 2000.

https://mediaomsk.ru/inform/lit

https://odezhka-baby.by/»> https://www.liveinternet.ru/use…

https://www.youtube.com/watch?v=_gf-wZ… 

Приложение 1.





























Приложение 2.















Приложение 3.



АСТРА ВАСИЛЁК ГВОЗДИКА

ИРИС МИМОЗА ПИОН



РОЗА ФИАЛКА











Приложение 4.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я























Свежие документы:  Конспект урока по Алгебре "Числовые промежутки" 8 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: