Конспект урока для 1 класса «Русский алфавит, или Азбука. Использование алфавита при работе со словарями»


Подробный конспект урока.

Организационная информация.

Тема урока

Русский алфавит, или Азбука. Использование алфавита при работе со словарями.

Предмет

Русский язык.

Класс

1

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Соловьёва Людмила Михайловна,

учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МКОУ СОШ №11

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Центральный федеральный округ

Россия

Республика/край

Тульская область

Город/поселение

Узловский район, посёлок Майский

Методическая информация.

Тип урока (мероприятия, занятия)

Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков.

Цели урока (мероприятия, занятия)

(образовательные, развивающие, воспитательные)

Образовательные: отрабатывать умения правильно называть буквы алфавита, определять место буквы в алфавите, записывать слова в алфавитном порядке.

Развивающие: развивать речь учащихся, словесно-логическое мышление, прививать любовь к родному языку.

Воспитательные: прививать детям старание, терпение, любовь к труду, чувство товарищества.

Учебные задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения

  1. Формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения.

  2. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения.

  4. Развитие доброжелательности.

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Учебные задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов

  1. Развитие умения работать с информацией.

  2. Развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью.

  3. Формирование способности решать проблемы поискового характера.

  4. Развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза, обобщения.

  5. Формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность.

  6. Формирование умения слышать и слушать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

  7. Формирование умения взаимодействовать в статичных группах, распределять роли и функции совместной деятельности.

Учебные задачи урока, направленные на достижение предметных результатов

  1. Формировать умение выражать собственное мнение.

  2. Соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения.

Учить применять знание алфавита при работе со словарями.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

На уроке используются : словесный метод в сочетании с наглядным, самостоятельная работа, работа в группах, дифференцированная работа, фронтальный опрос, работа с учебником, беседа, обобщение, презентация, проблемная ситуация.

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

45 минут.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут /закрепят/ др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Закрепляются знания о звуках, их сходстве и различии; знания о буквах, правильном их назывании, знание словарных слов.

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

Карточки с заданиями, рабочие тетради «Русский язык», цветные парашютики с написанными на них буквами, альбомные листы, фломастеры.

Список учебной и дополнительной литературы

Учебник «Русский язык, 1класс» (авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий), «Поурочные разработки по русскому языку», 1 класс. О.Н.Крылова, изд-во «Экзамен», 2013г.

Дополнительная необходимая информация.

Предлагаемый урок может быть полезен учителям начальных классов, работающих по разным учебно-методическим комплексам. Подготовка и проведение урока требует от учителя знаний технологии АМО (активные методы обучения)

Ожидаемые / полученные результаты урока

Активные методы обучения позволили активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

Учитель выступает в роли модератора. При организации работы в группе, дети учатся распределять действия между собой. Во время работы учащиеся смогли реализовать свои возможности в общении, в преодолении боязни, робости. Во время игры и решения проблемы дети получили положительные эмоции открытия нового знания.




































Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),

деятельность учителя и учеников.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.





Актуализация знаний.























Целеполагание.

Ну-ка, проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят;

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять».

-Сколько всего букв в русском алфавите?

-Для чего нужны буквы?

-Какие две буквы не обозначают звука?

-Что такое алфавит?

Методика деления на группы.

Цель: научиться сотрудничать, развивать коммуникативные компетенции.

Участники: все обучающиеся.

Необходимые материалы: различные парашютики по количеству групп листы бумаги, фломастеры.

Проведение: Деление на группы заранее планируется учителем. В группах по 4 человека.

-Я вижу, что у большинства из вас сегодня настроение отличное, а если кто-то чувствует себя неважно, пусть ему помогут наши улыбки и дружеское участие.

— Посмотрите на парашютики, которые находятся на ваших столах..

-Как вы думаете, чем мы сегодня на уроке будем заниматься?

-Сегодня вы будете закреплять умение правильно называть буквы алфавита, определять их последовательность, упражняться в расположении заданных слов в алфавитном порядке.















В начале урока дети разбиваются на группы. Учащиеся выбирают парашютики и определяются, в какую группу они попадают. Выбирается руководитель группы, спикер (выступающий). Недопустимо, чтобы образовывались группы «лучшие», «худшие».

Вхождение или погружение в тему.


Цель: помочь осознать каждому ребёнку, что он знает, а чему должен научиться.

Участники: все обучающиеся.

Задание 1.

Рассмотрите буквы, написанные на ваших парашютиках. Попробуйте догадаться, почему они оказались на вашем парашюте. Назовите их правильно. Запишите их в алфавитном порядке.

Запись в тетрадь:

1-я группа:

Л, м, н, р, с, ф.

2-я группа:

Б, в, г, д, ж, з, п, т, ц, ч.

3-я группа:

А, и, о, у, ы, э.

4-я группа:

Е, ё, ю, я.

5-я группа:

К, х, ш, щ.

— По какому принципу разделили буквы? Почему буквы «спускаются» на разных парашютиках?

— Для чего нужно знание алфавита?

— Обратите внимание на оставшиеся парашютики. Почему на них так мало букв?

— С какой проблемой вы столкнулись? Почему? (Мы ещё не запомнили хорошо расположение букв по алфавиту.)

— Какие учебные задачи мы поставим перед собой?










Дети сталкиваются с проблемой. Они должны догадаться, почему на их парашютиках записаны такие буквы. Учащиеся вспоминают, что они знают о буквах. Дети формулируют учебные задачи.








(Научиться правильно называть буквы русского алфавита, их последовательность и использовать знание алфавита в выполнении задания, будем учиться общаться, слушать и слышать друг друга).

Первичная проверка понимания.





















Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении.

Физкультминутка.
















Творческое применение и добывание знаний путём решения проблемных задач.

Обобщение изученного на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений.






Физкультминутка.

Работа по учебнику (стр.55, упр.6)

Задание 2.

-Прочитайте текст. Кто неправильно произнёс буквы? Почему? Как их надо произнести?

-Напишите имена двух «учеников» по алфавиту.

Запись в тетради:

Барашек, Гусь.

— Что же вы узнали сегодня о буквах?


Метод работы в группе.

Цель: научиться делиться своими идеями, развивать умение рассуждать, делать умозаключения.

Участники: все обучающиеся.

Необходимые материалы: учебник, карточки с кратким описанием алгоритма работы, тетради, ручки, листы бумаги, фломастеры.

Проведение: Учитель предлагает учащимся исследовать пары слов и обосновать выполнение задания в группе.

Работа в группах.

Задание 3.

Работа по учебнику (стр.55, упр.7)

Каждая группа выбирает любую пару слов, записывает слова в алфавитном порядке.

  – Как вы догадались, какое слово надо записать первым, ведь они оба начинаются с одной и той же буквы?

— Какой можно сделать вывод?

Чтобы написать слова в алфавитном порядке, надо сравнивать поочерёдно все буквы в этих словах.


Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились,

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

Работа со словарными словами.

(Использование ПК).

-Догадайтесь, о ком идёт речь?

Мальчик, который учится в школе.

Девочка, которая учится в школе.

Человек, который преподаёт в школе какой-либо учебный предмет.

Просмотр на ПК «Словарная работа».


Задание 4.

-Запишите данные слова в алфавитном порядке.

Ученик, ученица, учитель.


-Составьте предложение с этими словами и запишите его, подчеркните в словарных словах буквы, которые надо запомнить.

Задание 5.

Игра «Отгадай слово».

(упр.8 в учебнике на стр.56)

Метод игры.

Цель: формировать у учащихся умение находить буквы в алфавитном порядке.

Участники: все обучающиеся.

Необходимые материалы: алфавит, альбомный лист, фломастеры..

Работа по учебнику (стр.57, упр.11)

Задание 6.

-Расшифруйте слова, записав их в алфавитном порядке.

Гость, день, ёжик, косы, лось.

Способ проверки: ПК. Игра «Расшифровка».

Потрудились – отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Работа с толковым словарём.

Задание 7.

Работа по учебнику (стр.56, упр.9)

Сделайте вывод, как расположены слова в словаре?

Учащиеся анализируют текст, находят ответ на поставленный вопрос и выполняют задание.























Ребята строят рассуждения о парах слов, выясняют, чем они отличаются, высказываются в устной форме. Затем делают запись в тетради.

Например: Ольга – Оля, хороший – хорошо.




























Дети в группах обсуждают варианты предложений, выбирают лучшее, прислушиваясь к мнению товарищей.


Учащиеся читают загадку о буквах, из которых должно получиться слово.


Учащиеся записывают ответ на листочках бумаги размером с альбомный лист, затем вывешивают на доску. Выбирается учениками от группы спикер, который будет защищать мнение своей группы.


Каждая группа по одному зачитывает получившиеся слова и объясняет, что помогло им справиться с заданием.


Дети сообщают о своих наблюдениях.

Все участники дискуссии высказывают своё мнение. Делают выводы, дискутируют.

Проработка содержания темы


Работа по учебнику (стр.56, упр.10).

Задание 8.

— Выберите любые 3 слова и запишите их в алфавитном порядке.

Работа в тетради «Русский язык» (стр.28, упр.6)

Запись в тетради: воробей, лисица, петух, собака.



Анализ работы.

— Какие проблемы у вас возникли?

-Чему вы учились?

Подведение итогов

-Подумайте, почему надо правильно называть буквы алфавита?

-Где и когда вам может понадобиться знание алфавита?

Высказывания детей.

Домашнее задание

Творческое задание.

— Найти или самим сочинить загадки, подобные той, что вы отгадывали на уроке.


Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии)

— С какими проблемами вы столкнулись, работая в группе?

— Что вам помогло в решении этих проблем?

-Продолжите предложения.

Нам было интересно …

Нам было трудно …

Мы научились …



8


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: