Конспект урока для 1 класса «Согласные звуки [з] и [з’]. Буквы З, з»


Предмет /класс: литературное чтение, 1 класс

Ф.И.О. педагога: Шестопалова Ирина Валериевна

Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Перелешинской средней общеобразовательной школы Панинского района Воронежской области

Место урока в системе уроков по данной теме: урок освоения нового материала.






Тема: Согласные звуки [з] и [з’]. Буквы З, з.


Цель: создать условия для формирования умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; воспитывать культуру учебного труда.

Планируемые результаты:

Предметные: дифференцировать звонкие звуки [з] и [з’] на основе работы по звукобуквенным схемам, чтения слогов, слов, текстов;

Личностные УУД: совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке и следовать им.

Регулятивные УУД: определять цель выполнения заданий на уроке; выполнять задание совместно с учителем; самостоятельно оценивать выполненное задание.

Познавательные УУД: сравнение предметов, нахождение общего и различия; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные УУД: соблюдение простейших норм речевого этикета, участие в коллективном обсуждении учебной проблемы, уметь обмениваться мнениями, слушать партнёра по коммуникации и учителя

Материально-технические средства: компьютер, мультимедийная доска, презентация, карточки со смайликами, зеркальце, карточки для работы в парах, карточки для самооценки, электронное приложение к учебнику «Азбука»


Технология (авторская методика): игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Структурные параметры

Основные этапы организации учебного времени

Дидактическая цель этапа

Планируемое время

Содержание творческого взаимодействия педагога и обучающегося

Планируемые результаты

Форма организации меж-личностного коммуникативного взаимодействия и вид контроля







Деятельность и слова (стратегия) учителя

Планируемая деятельность и слова (действия) ученика

Предмет-ные УУД:

Метапредмет-ные УУД: познавательные,

коммуникатив-ные, регулятив-ные, личностные


I. Орг. момент









II. Мотивация познавательной деятельности.







III. Актуализация знаний учащихся.







1)Дыхатель-ная гимнастика.












2)Артикуля- ционная разминка (с использованием зеркальца).









3)Составле-ние кластера.



























IV.Открытие новых знаний























  1. Загадки



































































2)Составле-ние плана работы на уроке



















V. Первичное знакомство со звуками.

Загадки.




































































































































































VI. Первич-ное закрепление























VII. Знакомство с буквой З, з.






































VIII. Физкультминутка



























IX. Включение в систему знаний.


Чтение слогов и слов на слайде.




а) Упражнение «Читаем слоги»

Игра «Диктор»

(электронное приложение к «Азбуке»).


б) Игра «Составляем слова» (электронное приложение к «Азбуке»).


в) Работа с учебником.

Чтение слов и текста на стр. 91-92.


г) Работа в парах (задание на стр. 92)


д)Работа в парах по карточкам.








е)Самопро-верка.




X. Творческое задание.






XI. Рефлек-сия и самооценка.

















































XII. Итоги урока.

Включение в

учебную деятельность.








Создание благоприятной рабочей обстановки.








Вовлечение в учебный процесс.













Подготовка речевого аппарата.































Повторение и обобщение изученного материала.



























Учиться определять под руководством учителя цели урока, планировать свою деятельность



















Развитие мыслительной деятельности, ассоциативного мышления.





















































Уметь планировать свою деятельность и работать по плану.
















Развитие мыслительной деятельности, ассоциативного мышления, анализировать.



















































Уметь слушать, сравнивать, делать выводы, обобщать.
























































































Уметь сравнивать, сопоставлять




























Уметь применять полученные знания на практике.

























Проверить знание алфавита и умение ориентироваться в нем






































Использовать здоровьесберегающие технологии, снятие усталости.


























Уметь применять полученные знания на практике







Упражнять учащихся в чтении слогов и слов.































Развивать умение работать в парах.










Развивать умение самостоятельно проверять свою работу.



Развивать образное мышление, творческие способности и мелкую моторику рук



Закрепление изученного материала

Уметь оценивать и контролировать себя в соответствии с критериями.









































Уметь анализировать работу на уроке, высказывать свои мысли.

1 мин







1 мин







1 мин










1 мин











1 мин











1 мин

























1 мин





















3 мин

























































2 мин



















8 мин




















































































































































2 мин





















2 мин






























1 мин
























2 мин
























5 мин




5 мин




2 мин












1 мин






1 мин






































1 мин

Прозвенел звонок, начинается урок.

Чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активней в работу включайся, дружок.


— С каким настроением пришли вы на урок?

— Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.


1. «Свеча».








2. «Ароматный цветок».





1. Самолет взлетает


2. Собака рычит


3. Комар летел и протяжно звенел –

Дети–комарики с мамой летят. Тоненьким голосом протяжно звенят:


Составим кластер.





-Что нам помогает общаться?


-Из чего состоит наша речь?


— Из чего состоят предложения?

— Из чего состоят слова?

— Чем отличаются согласные от гласных?




— Чем отличаются ударные гласные от безударных?


— При помощи чего на письме обозначаются звуки?


Вы верите в чудеса?


И я верю. И если в жизни чудеса встречаются не очень часто, мы с вами сами создадим чудо в своём воображении.


-Закройте глазки, а теперь откройте. Где мы с вами оказались?


Зоопарк – это чудесное место. Каких только животных здесь нет! Но давайте посмотрим, кто это нас встречает?


а) – Что за зверь лесной –
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы
Уши выше головы.

б) Полосатые лошадки,

Африканские лошадки,

Хорошо играть им в прятки

На лугу среди травы.

Разлинованы лошадки,

Словно школьные тетрадки,

Разлинованы лошадки

От копыт до головы.


-Ребята, назовите первую букву в этих словах.


— А какие звуки она обозначает?




-О каких буквах и о каких звуках мы будем сегодня говорить?


— Чему будете учиться на уроке?






-Сформулируйте тему урока.





— Итак, сегодня на уроке познакомимся со звуками [з] и [з’], узнаем, какие они, научимся различать их друг от друга, познакомимся с новой буквой, научимся читать слоги и слова с новой буквой.


-Давайте поближе познакомимся со звуками [з] и [з’], узнаем, какие они.


-Что мы для этого будем делать?

Составляем план работы на уроке.

1. Составим характеристику звуков.

2. Познакомимся с новой буквой.

3. Будем читать слоги.

4. Будем читать слова и предложения.


— А сейчас отгадайте загадку.


Чешуёю не покрыта,
И совсем не ядовита.
И поймать её нельзя.
Что же это за змея?
Хвост свисает с неба чей?
Это он…  


— Произнесите слово «змей», выделяя первый звук.

— Назовите выделенный звук.


— Произнесите звук [з] и скажите, он гласный или согласный.



— Послушайте, как звучит звук [з]: твёрдо или мягко?


— Проверьте, звук [з] звонкий или глухой?







— Итак, что узнали о звуке [з]?




— Каким цветом будет обозначен на схеме?



— Охарактеризуйте другие звуки, которые встречаются в этом слове.







— А теперь отгадайте другую загадку:


Когда за грибами
Ты в рощу идёшь,
Её непременно
С собою берёшь.


— Произнесите слово корзина. Где спрятался новый звук?



— Назовите его.


— Произнесите хором звук [з’] и скажите, какой он: гласный или согласный?



— Послушайте внимательно, как звучит звук [з’], и скажите, он мягкий или твёрдый.


— Проверьте, звук [з’] глухой или звонкий? (держатся за горлышко)




— Итак, скажите, что узнали о звуке [з’]?



— Каким цветом будет обозначен на схеме?


— Охарактеризуйте другие звуки.


























— Итак, мы познакомились со звуками [з] и [з’], узнали какие они.


— У каждого звука должен быть паспорт. И мы сейчас заполним с вами паспорт каждого звука.

















— Проверим, как вы умеете различать звуки [з] и

[ з’].


— В нашем зоопарке живут пингвины. У них очень интересные имена. Давайте распределим животных по местам согласно их именам. С мягким звуком [з’] в одну стороны, а с твердым звуком [з] — в другую.


— Итак, я вижу, что вы хорошо различаете звуки [з] и [з’] и не путаете их.


— Ребята, а кто из вас сможет показать букву в алфавите, которая обозначает звуки [з] и [з’] и назвать эту букву?


— Какая бывает буква З, з?




— На что похожа буква з?


— Послушайте, что сказал С. Маршак про букву З:

На эту букву посмотри.

Она совсем как цифра 3.

— Итак, что узнали про букву З?








Мы веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску

И друг другу даже

Язычки покажем!

Шире рот откроем,

Гримасы всем состроим.

Как скажу я слово «три»,

Все с гримасами замри.

Раз, два, три!












— Потренируемся в чтении слогов.


— Прочитайте слоги со звуком [з].


— Прочитайте слоги со звуком [з’].



— А теперь составьте слова, вставляя пропущенные слоги.





-Откройте учебники на стр. 91 и прочитайте слова, выделенные жирным шрифтом.


-Прочитайте текст на стр. 92




Найдите карточки со словами, в которых слышится твердый звук [з] и карточки со словами, в которых слышится мягкий звук [з’].



Зонт Зебра

Забор Земляника Заяц Зеркало



-Ребята, у вас на столе лежит «колбаска» из пластилина. Вы сейчас должны бите вылепить букву З из пластилина.


-Ребята, где мы с вами сегодня побывали?


— С какими звуками познакомились на уроке?


— Что узнали о звуке [з], о звуке [з’]?








— Что узнали о букве З?

— Найдите слова с буквой З.

— Наш урок заканчивается. Скажем спасибо животным, которые сопровождали нас на протяжении всего урока.


— Какое настроение у вас стало теперь?




Оцените себя с помощью карточек со знаками «!», «+», «-».



— Какое задание было интересным?


— О чем расскажете дома родителям?


-Что было труднее всего? Легче всего?

Слушают, осмысливают.







Работа со смайликами. Учащиеся показывают смайлики, соответствующие их настроению.




Слушают, осмысливают.











Учащиеся делают глубокий вдох ртом и выдыхают, как будто задувают свечу.


Учащиеся делают вдох через нос и, выдыхая говорят «Какой ароматный цветок!»

[у-у-у]



[р-р-р]



[ЗЗЗЗ].




, з’ з’ з’ з’].



Один ученик у доски составляет кластер


Речь.



Из предложений.


Из слов.



Из звуков.


Гласные звуки при произношении не встречают преград, а согласные – встречают.

Гласные ударные звуки мы выделяем голосом.


При помощи букв.




(Ответы детей.)











В зоопарке.














Заяц













Зебры



Буква З.




В слове заяц первый звук [з], в слове зебра первый звук [з’].


Мы будем сегодня говорить о буквах З, з и звуках [з], [з’].

— Мы будем исследовать звуки, заменим их буквой, читать слоги, слова, предложения.


Мы думаем, что тема сегодняшнего урока «Звуки [з] и [з’] и буква З, з».



















Составим план работы.


























воздушный змей

[з] – змей




Это [з].



Звук [з] согласный, потому что при произнесении звука [з] встречается препятствие.


Звук [з] звучит твердо, значит он твёрдый.


(держатся за горлышко) Звук [з] звонкий, потому что при его произнесении горлышко дрожит.


Мы узнали о звуке [з], что он согласный, твёрдый, звонкий.


Показывают карточку синего цвета.



Звук [м,]-согласный, звонкий, мягкий.

Звук [э]-гласный, ударный.

Звук [й,]-согласный, звонкий, мягкий.








Корзина



Новый звук в слове «корзина» находится в середине слова.


Это [з’].


Звук [з’] – согласный, потому что при его произнесении воздуху мешают свободно выходить язык и зубы.


Звук [з’] звучит мягко, значит он мягкий.




(держатся за горлышко) Звук [з’] звонкий, потому что при его произнесении дрожит горлышко.


Мы узнали, что звук [з’] согласный, мягкий, звонкий.


Показывают карточку зеленого цвета.


Звук [к]-согласный, глухой, твердый. Звук [о]-гласный, безударный.

Звук [р]-согласный, звонкий, твердый. Звук [и]-гласный, ударный, образует мягкость предыдущего согласного звука.

Звук [н]-согласный, звонкий, твердый. Звук [а]-гласный, безударный, образует твердость предыдущего согласного звука.









Фамилия: 

Согласный
Имя:

[ З ]
Отчество: Звонкий
Характер:

 твердый
Родители: 

Фамилия: 

Согласный
Имя:

[ З’]
Отчество: Звонкий
Характер: мягкий
Родители: 

Голос, Шум









Используется электронное приложение к «Азбуке». Раздел «Играем вместе».













Учащийся находит и показывает букву в алфавите.






Буква З, з бывает письменная и печатная, строчная и заглавная.



Версии учеников.









Мы узнали, что буква З обозначает два звука: [з] – согласный, твердый, звонкий и звук [з’] – согласный, мягкий, звонкий.


Выполняют движения под музыку.



































За, зо, зу, зы, аз, оз, уз, ыз, из, ез.


Зи, зе.



Заноза, роза, зола, зубры, зебры, зерно, роза, зима.





Учащиеся читают слова и текст.




Учащиеся читают текст и продолжают работу в парах


Учащиеся находят карточки со словами, в которых слышится твердый звук [з] и слова, в которых слышится мягкий звук [з’].









Лепка буквы из пластилина.





В зоопарке.




Мы познакомились со звуками [з], [з,].


Мы узнали, что звук [з’] согласный, мягкий, звонкий.

Мы узнали, что звук [з] согласный, твердый, звонкий.


Буква З, з бывает письменная и печатная, строчная и заглавная.









Учащиеся показывают смайлики с соответствующим настроением.


Учащиеся сами оценивают свои действия и знания с помощью знаков«!», «+», «-».


Ответы учащихся.































































Формирование представлений о звуках.











































































дифференцировать звонкие звуки [з] и [з’] на основе работы по звукобуквенным схемам





































дифференцировать звонкие звуки [з] и [з’] на основе работы по звукобуквенным схемам




















дифференцировать звонкие звуки [з] и [з’] на основе работы по звукобуквенным схемам





































































































дифференцировать звонкие звуки [з] и [з’] на основе работы по звукобуквенным схемам










































































































Применяют свои знания на практике




































дифференцировать звонкие звуки [з] и [з’] на основе работы со слогами, их чтения.


дифференцировать звонкие звуки [з] и [з’] на основе работы со словами.


дифференцировать звонкие звуки [з] и [з’] на основе работы с текстом.


совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке и следовать им.



















































































Определять цель выполнения заданий на уроке.






















Выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.



















Участие в коллективном обсуждении учебной проблемы


















Определять цель выполнения заданий на уроке.

























Выполнять задания совместно с учителем.














Сравнение предметов, нахождение общего и различия.













Уметь обмениваться мнением, слушать партнера по коммуникации и учителя.































































































































Уметь выделять существенную информацию.































Выполнять задание совместно с учителем.

















































Уметь выделять существенную информацию.





Уметь выполнять задания совместно с учителем.





























Уметь слушать партнера по коммуникации, выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Уметь выделять существенную информацию, различать звуки по твердости, мягкости.





Уметь выполнять задание совместно с учителем.





Уметь слушать партнера по коммуникации, выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов, слушать партнера.











Уметь самостоятельно оценивать выполненное задание.


Уметь самостоятельно выполнять задание и оценивать свою работу.





Уметь обмениваться мнениями, слушать партнера по коммуникации, оценивать свою работу.









































Уметь обмениваться мнениями, слушать партнера по коммуникации.









Фронтальная











































Индивидуальная















Фронтальная
































Фронтальная























Фронтальная




































Фронтальная



















Фронтальная





















































































































































Фронтальная






















Индивидуальная













Фронтальная

















Коллективная




































Индивидуально – коллективная






Фронтальная







Фронтальная







Парная

















Индивидуальная







Фронтальная






































Фронтальная




Свежие документы:  Конспект урока на тему "Склонение имен прилагательных"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: