Конспект урока для 1 класса «Точка в конце предложения»


Дата: 24.02.2015

Русская грамота. 1 класс.

Тема урока: Точка в конце предложения.

Цели урока:

1 Образовательные: формировать представление о предложении как единице речи, выражающей законченную мысль; дать понятие текста; развивать умение списывать, диктуя себе по слогам и проверять свою запись по книге.

2 Развивающие: развитие орфографической зоркости, внимания, памяти, речи, фонематического слуха, мышления.

3 Воспитательные: воспитание аккуратности, культуры поведения и общения на уроке, положительной мотивации к учебе.



Ход урока:

1. Организационный момент.

1) Вставайте дружно каждый раз,

Когда к нам взрослый входит в класс,

Парта — это не кровать

И нельзя на ней лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

На уроке не болтай,

Как говорящий попугай.

Ответить хочешь- не шуми,

А только руку подними.

2. Повторение.

-Сегодня мы с вами на грамматическом поезде отправимся в путешествие по стране «Грамматика». Но нам предстоит строить наш поезд самим. И начнем мы с загадки:

Эй, скажите мне друзья,

Что увидеть нам нельзя?

Стук калитки, шум дождя

Разве видите, друзья?

Кто увидел пенье птиц,

Шелестение страниц,

Звон трамвая, бой часов,

Как шуршат под полом мыши-

Это всё мы только слышим.

Ну-ка, глазки закрывайте,

Ушки, ушки навострите,

Мы по честному играем,

Своих глаз не отворите!

Если мы в ладоши хлопнем,

Или мы ногою топнем,

Догадайся, милый друг,

Значит, мы услышим …(звук).

На экране появляется 1 вагон «Звуки».

-А что мы знаем о звуках? (Бывают гласные – воздух проходит свободно , и согласные- воздух встречает преграду, согласные парные и непарные, глухие и звонкие, гласные ударные и безударные, Гласные ЕЁЮЯ дают два звука в начале слова, после гласного , после Ъ и Ь, всегда твердые согласные Ж Ш Ц, всегда мягкие Й Щ Ч.)

-Ь и Ъ не дают звука и разделяют согласный с гласным. Ь смягчает согласный.

А теперь еще загадка:

Сели на странички

Тридцать три сестрички.

Сели рядом – не молчат,

Нам загадки говорят? (Буквы).

На экране появляется 2 вагончик «Буквы».

-А что мы знаем о буквах? ( их 33 в алфавите, они бывают гласные и согласные, гласные на письме обозначают гласный звук, согласные-согласный, буквы на письме обозначают звуки).

-А что получится, если буквы встанут рядом – согласная с гласной:

Дружат гласная с согласной, составляя вместе…(слог).На экране 3 вагон «Слоги».

Слайд 3

Свежие документы:  Тестирование как метод контроля качества усвоения учебного материала

-А как мы умеем делить слово на слоги? (Хлопаем и кричим как на стадионе)

Если слоги станут рядом-

Получаются…(слова).

На экране 4 вагон «Слова».

А какие бывают слова по обозначению? (слова-предметы, действия, признаки).

3. Изучение нового материала.

-А что получается, если слова встанут в ряд по смыслу? (Предложение).

На экране 5 вагон «Предложение».

Слайд 6.

-А что такое предложение? ( Слова, связанные по смыслу , законченная мысль. В предложении всегда о чём-то или о ком-то говорится и что-то говорится).

На экране: на, ёжик, шуршит, тропке

-Это предложение? Почему нет?

-Поставим слова по смыслу.

На тропке шуршит ёжик.

Слайд 8

-А как ещё можно составить ?

Ёжик шуршит на тропке.

-Найдите в словах этого предложения орфограммы — опасные места.(ШИ пиши с буквой И).Подчеркнем в предложении на экране .

Начало предложения с большой буквы..

Точка в конце предложения.

-А как мы показываем конец предложения в устной речи, когда читаем? (Пауза).



ВЫВОД:

-Что такое предложение? Что еще сейчас мы сказали о предложении? (Слова, связанные по смыслу, законченная мысль, начало с большой буквы, в конце точка, знак вопроса или восклицательный в зависимости от интонации. В устной речи пауза в конце предложения).

На экране: Ты пойдёшь сегодня гулять…

— Как можно прочитать, если мы спокойно сообщаем информацию? Если мы спрашиваем?

-От чего зависит знак в конце предложения? ( От интонации).

ВЫВОД: — Так что же мы знаем о предложении? О знаках препинания?

Проверим наши выводы по учебнику.

На экране по ходу чтения появляется правило:

В устной речи одно предложение отделяется от другого паузой ( остановкой).

В письменной речи одно предложение отделяется от другого точкой (.), восклицательным знаком (!) или вопросительным знаком (?).

-Договоримся: точка, тире, вопросительный и восклицательный знаки – знаки препинания.

4. Чистописание.

— А теперь, чтобы наше путешествие продолжалось, нам надо взять тетради.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу. (Ребята повторяют все движения.)

Я, друзья, от вас не скрою-

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

-Записываем число, классная работа.

( На доске элементы чистописания)

Прописать элементы строчку до конца, буквы по одному разу.

Загадка:

Если мы растем на ели,

Мы на месте, мы при деле,

А на лбу у ребятишек

Никому не нужно…(шишек).

-Записали в тетрадь, а учитель на доске ШИШКА

Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "гимнастика"

-Какая орфограмма — опасное место спрятано в этом слове? Подчеркнуть ШИ.

5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

6. Закрепление через проблемную ситуацию.

Чтение текста с 29 у.2.

На горке.

Целый день ребята трудились они делали снежную горку во дворе мальчики сгребали снег лопатами к обеду горка была готова ребята полили её водой и побежали домой обедать.

-Ребята, подул сильный ветер и унес знаки препинания в конце предложений.

-Давайте вставим знаки. (Дети встают и объясняют знаки)

-Прочитайте 1 предложение.

О чем говорится в предложении? Почему я спросила о чем? Что говорится ?

Записали в тетрадь.(1 ученик на доске)

Найдем основу предложения – главный герой (Подчеркиваем одной чертой), что он делает – двумя чертами.



7. Закрепление

По классу развешены карточки с деформированными предложениями.

Дети выходят, находят карточки, составляют предложения, прикрепляют карточки к доске, объясняют знак в конце предложения.



солнышко, ярко, светит, весеннее

на, почки, деревьях. набухли

что, по, громко, журчит, дорожке

ручей, это, шумит, весело

хорошо, как, на, весной, улице

-Получаем:

-Ярко светит весеннее солнышко. На деревьях набухли почки. Что громко журчит по дорожке? Это весело шумит ручей. Как хорошо весной на улице!



-Как называется данная запись? (текст). Что такое текст? (Предложения, связанные по смыслу на одну тему). Где выражена тема текста? ( в названии)

Дадим название нашему тексту. ( «Весна»).

8. Проверка знаний. Самостоятельная работа с взаимопроверкой

-Чтобы наш поезд поехать смог, надо выполнить еще одно задание. На партах лежат карточки с предложениями. Вы читаете предложения, догадайтесь про интонацию и знак препинания в конце. Знаки вставляете в конце предложения.



Дети пришли в рощу там весело и шумно пчела брала мед с цветка муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят зайчик бежал к ручью ручей журчал по камням он работал ручей поил чистой водой людей и животных.



-Проверяем парами друг друга карандашом и исправляем, если есть ошибки.

9. Итог урока.

-Какие открытия мы делали сегодня на уроке?

-Что такое предложение?

-Как в устной речи при произношении отделяется одно предложение от другого?

-Какие знаки препинания ставятся на письме в конце предложения?

-С какой буквы на письме начинается предложение?

-А теперь внимание!!!

Чтобы наш поезд поехал, нам нужен главный вагон, который будет управлять нашим поездом.

-Посмотрите на наш поезд на экране, что же будет главным вагоном в поезде? Мы сегодня много общались, говорили, писали, каким одним понятием-словом называется вся наша деятельность? (РЕЧЬ).

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Вид глагола"

На экране появляется 1 главный вагон «Речь».

Ура! Наш поезд отправляется!

Сегодня все молодцы, хорошо работали. Но особенно хочется отметить работу ….

10. Рефлексия

Домашнее задание. С. 31, у 6

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: