Конспект урока для 1 класса «Твёрдые и мягкие согласные звуки»


Открытый урок

Русская грамота 1 класс.

Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки».


Цель: развивать самоуважение, самоконтроль, умения оценивать свою работу и работу одноклассников, давать эмоциональную оценку

определять и формулировать цель деятельности на уроке; слушать и понимать речь, вести диалог; учиться работать в паре, в группе;

развивать логическое мышление;

научить пользоваться полученными знаниями, преобразовывать их в соответствии с жизненным опытом; уметь применять на практике в устной и письменной речи


Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности; совершенствование знаний и способов деятельности; комплексное применение знаний и способов деятельности; обобщение и систематизация знаний и способов деятельности; урок по проверке, оценке, коррекции знаний и способов деятельности.

Методы обучения : информационно сообщающий; объяснительный: инструктивный; стимулирующий, побуждающий, практический, наглядный, словесный, репродуктивный, поисковый

Оборудование: интерактивная доска, учебник, тетрадь.

Ход урока.


1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Включение в деловой ритм. Психологический настрой: разминка «Солнышко».(Дети встают в круг, взявшись за руки).

— Ребята, солнышко к нам заглянуло. Солнышко круглое. Руки в стороны, руки вперёд перевели, изобразили руками круг, похожий на солнышко. Вновь руки в стороны, и вновь делаем круг, похожий на солнышко. А теперь улыбнулись друг другу и тихо сели за парту.


2. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся.

— Я хочу вас познакомить с двумя добрыми волшебниками Города Звуков

Тимом и Томом. Вслушайтесь в их имена: Тим и Том.

— Произнесите каждое имя. Что заметили?

Какими звуками различаются?

— Одинаковые или разные звуки в этих именах?

— Назовите первые в имени Том.

— А первый звук в имени Тим.

(Первые звуки разные: -т и –ть).

— Верно, первые звуки разные, и сами волшебники Тим и Том, хоть и братья совсем не похожи друг на друга.

— Давайте вместе скажем т.

— Какой он?

(Твёрдый).

— Скажем звук Т. Какой он?

(Мягкий).

3. Формирование новых понятий и способов действия


— Так как же называются согласные, которые любит Том?

(Твёрдые).

— Как называются согласные, которые любит Тим?

(Мягкие).

— Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим?

(По цвету костюма).

— Так над какой темой урока мы будем работать?

(Твёрдые и мягкие согласные).

— Чем же мы будем заниматься на уроке?

(Учиться различать твёрдые и мягкие согласные).

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова"


4. Обобщение и систематизация знаний.


1) Проблемная ситуация «Как обозначить на письме мягкость согласных?»

— Тим и Том любят играть вместе. Вчера они очень хорошо поиграли гласными буквами. А сегодня не могут разобраться, какие гласные Тима, а какие Тома и поэтому сердятся друг на друга.

— А мы с вами можем помочь нашим братьям?

— Что можете предложить, как распределить гласные между Тимом и Томом?

2). Построение проекта выхода из затруднения. Дифференциация гласных 1 и 2 разряда. Составление таблицы.

на – ня

во – вё

ру – рю

тэ – те

мы – ми

— Как произносится согласный звук в первом столбике – твёрдо или мягко? Какие это согласные?

(Твёрдые).

— Как произносится согласный звук во втором столбике? Какие это согласные?

(Мягкие).

— Какие гласные обозначают твёрдость предыдущего согласного?

(А, о, у, э, ы).

— Какие согласные обозначают мягкость согласного?

(Я, ё, ю, е, и)

Составляется таблица гласных детьми на доске.

3). Работа с правилом в учебнике.

Сделайте вывод, какая работа у гласных 1 ряда, 2 ряда?

5. Физкультминутка. Игра «Делай как я!»

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка в присядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите

И читать, друзья, начните.

6. Применение. Формирование умений и навыков

1). Упражнение в различении согласных в словах. Работа в парах.

— Сейчас мы с вами поиграем в игру «Превращение».

Вам надо изменить слово так, чтобы первый согласный звук стал твёрдым (если он мягкий) или мягким (если он твёрдый). То есть одно слово — Тома, другое – Тима.

рад – ряд

мал – мял

лук – люк

был – бил

ров – рёв

— Прочитайте, что вы записали, чем отличаются слова?

Дети сравнивают написание и значение слов.

Вывод: Слова отличаются не только гласными, но и по смыслу. Если мы неправильно напишем одну букву, изменяется значение слова.


2). Упражнение в различении согласных в предложениях. Работа в группах.

— Вставьте по смыслу эти же слова в предложения. У каждой группы свои предложения.

  • Ученик рад хорошей оценке.

  • Алёша попал в первый ряд.

  • Гриша залез на ель.

  • Слава ел пельмени.

  • Вова мял кусок глины.

  • Дима мал.

  • Мальчик был грубияном.

  • Бил маленьких ребят.

  • Буратино нёс золотой ключик.

  • Он любил всюду совать свой нос.

  • Зелёный лук очень полезен.

  • Мяч упал в люк.

  • От мороза красный нос.

  • Я дрова для печки нёс.

  • Выкопали глубокий ров.

  • Дети подняли рёв.


7. Гимнастика для глаз.


1. Несколько раз посмотрите вверх, вниз, вверх, вниз.

2. Крепко зажмурить глаза, а затем несколько раз быстро поморгать.


3) Словарная работа. Звуко-буквенный анализ слов-отгадок.

— Отгадайте загадки.


  1. Ловко прячется в норе, 

Любит шарить во дворе!
Схватит куру — и в леса!
И зовут её — …  (Лиса).


2. И в море не купаются,

И нет на них щетинки,

И все же называются

Они – морские… (Свинки)


— Проанализируйте слово: сколько слогов, букв, звуков, гласных, согласных твёрдых и мягких.

Лиса– 2 слога, 4 буквы, 4 звука, 2 гласных, 2согласных:

с – твёрдый, л – мягкий.


Свинки– 2 слога, 6 букв, 6звуков, 2 гласных, 4 согласных:

С,н – твёрдые, в,к– мягкий.


— Составьте предложение со словом лиса.


8. Итог урока. Рефлексия.

— Над какой темой мы сегодня работали?

— С помощью чего мы обозначаем на письме мягкость и твёрдость согласных?

-Поднимите руку те, кто о себе может сказать: «Я научился различать твёрдые и мягкие согласные».

— Оцените своё настроение. Какое оно у вас: весёлое, грустное, спокойное? Покажите своего смайлика.


Свежие документы:  Конспект урока на тему "Сложение и вычитание многозначных чисел"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: