Конспект урока для 1 класса «Заглавная буква в словах»


Урок русского языка в 1 классе по теме «Заглавная буква в словах»

(УМК «Школа России»)



Тема урока: «Заглавная буква в словах». (1-ый урок)

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: создать условия для организации деятельности учащихся по ознакомлению с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных.

Предметные задачи урока: развивать умение писать имена собственные с заглавной буквы, отличать имена собственные от нарицательных; обеспечить закрепление изучаемого материала через разные виды работ; способствовать обогащению словаря учащихся на уроке; формировать умения осознанного речевого высказывания в устной и письменной речи.

Метапредметные задачи урока:

Познавательные: способствовать умению строить речевые высказывания; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, группировка, обобщение).

Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результата; учить целеполаганию как постановке учебной задачи.

Коммуникативные: формировать умение работать в парах, умение слушать партнёра и вступать в диалог, умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Личностные УУД: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.

Оборудование: учебник «Русский язык. 1 класс», «Рабочая тетрадь. 1 класс», электронное приложение к учебнику (1CD), карточки для работы в группах, аудиозапись «Звуки моря», иллюстрации о Москве, офтальмотренажер.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать имена собственные; писать имена собственные с заглавной буквы; применять полученные знания при решении нестандартных заданий.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.

Пусть каждый лучик согреет вашу душу и придаст вам силы и уверенности в познавании нового. А теперь вперед – за дело.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!


II. Подготовка к работе на основном этапе.

1.Минутки чистописания.

Пальчиковая разминка «Зайка».

 -А теперь приготовьте внимание, на минутку чистописания.

Для чего нужно выполнить это задание? (ответы детей).

— Повторим правила при письме.

(ответы детей)

— Букву, которую будете писать, вы определите сами, расшифровав данную запись:

Октябрь – осень

Январь – зима

Март — ?

Август — лето

( март – весна, пишем букву «в»)

— Верно, но буква обычная выросла вдруг. Выросла выше букв – подруг. Какая это буква? (заглавная)

Свежие документы:  Разработка урока русского языка в 9 классе: "Виды сложноподчинённых предложений"

— Какие звуки обозначает эта буква? Охарактеризуйте эти звуки.

— Какое задание можно предложить, используя эту букву? (составить слоги, слова)

— Пишем букву «В» в соединении с гласными «е», «и», «у».

III. Усвоение новых знаний и способов действий

(на доске записаны слова)

кошка, собака, корова, Буренка

человек, Виктория, учитель, строитель

— Найдите лишнее слово в каждой строке. (Буренка, Виктория)

— Почему они лишние? Что у них общего? (написаны с большой буквы)

— Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?

— Назовите тему урока.

— Как вы думаете, чему мы научимся сегодня на уроке?

— Я предлагаю план работы, а ваше мнение?

(на доске выстраивается план урока символами)


IV. Реализация построенного проекта.

1. Работа по учебнику.

Упр. 1 (с. 122)

— С какой целью мы будем знакомиться с этим упражнением?

(чтобы узнать, какие слова пишутся с заглавной буквы)

— Прочитайте группы слов.

— Что обозначают слова, написанные с заглавной буквы?

— Попробуйте вывести правило, какие слова надо писать с заглавной буквы?

— Проверим, верно ли вы сформулировали правило.

(видеоматериал по теме урока, слайд «Анимация»)

— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

(ученики, выполнившие задание, читают страничку для любознательных о происхождении названий городов)

— Что вы узнали, посетив страничку для любознательных?

— Нужна ли нам эта информация и для чего?

— Какие слова написаны с заглавной буквы и почему?

(дети называют слова и эти слова появляются на доске)


2. Словарная работа.

— Назовите главный город нашей страны.

— Что вы знаете о Москве? Расскажите.

(ответы детей)

Ученик (рассказ с показом иллюстраций). Москва – не простой город, это столица нашей Родины. Столица – это значит главный город нашей страны. Нашему городу много лет. В самом центре города Красная площадь. Издавна слово «красная» означало – красивая. На Красной площади находится Кремль. В Кремле работает Президент нашей страны. На территории Кремля находятся Царь-пушка и Царь-колокол. Через весь город протекает река, которая называется Москва-река.

(Видеоматериал по теме урока, слайд «Словарное слово»)

— Почему это слово написано с заглавной буквы?

— Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение и выделите опасное место.

— Придумайте предложение с этим словом.


3.Физкультминутка. Минутка релаксации.

— Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Расслабьте лоб, брови, опустите веки. Расслабьте щёки, губы, мышцы шеи, плечи, кисти рук, ноги, пальцы ног. Ваши руки и ноги теплеют. Дыхание становится свободное, спокойное, ровное. (Включается запись плеска волн и крика чаек.)

Свежие документы:  Конспект урока биологии в 6 классе "Открытие нового знания"

— Вы на лодке, ярко светит солнышко. Плещут волны, слышны тихие крики чаек. Лёгкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание. Я буду считать до «пяти». Когда я скажу «пять», вы откроете глаза.

V. Первичное закрепление.

1. Работа по учебнику.

Упр. 2 (стр. 123). Работа в паре.

— Прочитайте. Обсудите задание в парах.

— Как одним словом назвать все, что записано? (имена)

— Почему иногда называют Катя, а иногда – Екатерина?

— Когда можно употреблять сокращенное имя? А когда только полное?

— Назовите пары слов, какие у вас получились.


2. Работа в тетради.

Упр. 75 (стр. 60). Самостоятельная работа.

-Выполните задание в тетради.

(один ученик выполняет упражнение из рабочей тетради на компьютере)

— Напишите свое полное и сокращенное имя.

— Пригодиться ли вам в жизни знакомство с этим упражнением?

— Когда вы будете взрослыми, как вас будут называть?


3. Продолжение работы по учебнику.

Упр. 4 (стр. 124)

— Между живущих людей безымянным никто не бывает.

Вовсе, в минуту рождения каждый, и низкий и знатный,

Имя своё от родителей в сладостный дар получает. (Гомер)

(беседа о значимости и уважительном отношении к своему имени)

— А задумывались ли вы над тем, что значит ваше имя?

— Многие имена пришли к нам из других языков: греческого, латинского, еврейского, скандинавского и других. Каждому из вас я дарю карточку, на которой написано ваше имя и что оно означает.

— Итак, у каждого из вас есть имя. Мы его уже записали в тетради, а сейчас назовем ещё раз. Но не торопитесь. Прочитайте задание к упражнению 4.

— Что должны помнить, чтобы правильно выполнить упражнение?

— Назовите ласковую форму своего имени. Кто вас так называет? А как вы ласково называете своих близких?

— Как вы думаете, почему человек использует в своей речи разную форму имен?


VI. Самостоятельная работа.

1. Соотнесение работы с эталоном для самопроверки.

— У нас в классе есть ребята с одинаковыми именами. А что кроме имени есть у человека, чтобы его можно было отличить от других? (фамилия, отчество)

— Напишите свое имя, отчество и фамилию.

Проверка.

— Назовите фамилию, имя, отчество мамы, папы, бабушки, дедушки.

— В учебнике на странице 124 прочитайте рубрику «Обрати внимание!».

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Составление предложений по схемам"

— К кому нужно обращаться по имени и отчеству и почему?


2. Физкультминутка


VII. Включение в систему знаний и повторение.

1. Работа в группах.

1 группа. Учебник – упр. 6, стр. 125

Ира Миша

2 группа. Татьяна Юрий Ирина Михаил

Ивановна Васильевич Юрьевна Юрьевич

Румянцева Румянцев Румянцева Румянцев


Задание в учебнике – упр. 6, стр. 125

………………….Аня Витя

3 группа. Лариса Алексей Анна Виктор

Николаевна Андреевич Алексеевна Алексеевич

Захарова Захаров Захарова Захаров


Задание в учебнике – упр. 6, стр. 125

Проверка.

— Выполнив это задание, сформулируйте вывод.

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

Продолжите предложение.

Сегодня на уроке я узнал(а)…

Теперь я могу…

Меня удивило…

Мне захотелось…

На уроке я работал…

Материал урока мне был…

Мое настроение…

— Как вы думаете, знания, полученные на уроке русского языка, пригодятся вам в жизни?



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: