Урок русского языка во 2-А классе
Учитель : Луханина Ирина Александровна
12 декабря 2014года.
Тема урока .Обозначение мягкости согласных на письме.
Цель: знакомство со способами обозначения мягкости согласных на письме.
Задачи: познакомить со способами обозначения мягкости согласных на письме;
— развивать умение определять способ обозначения мягкости согласных на письме;
— воспитывать аккуратность.
Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на письме; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; развивать фонематические процессы, связную устную и письменную речь.
Оборудование: карточки с заданием для индивидуальной работы , сигнальные карточки «Светофорики», «Волшебный конверт», таблица со слогами, учебник русского языка.
Ход урока.
1.Организационный момент.
-Заскучали буквы в алфавите.
— Споём, сказала одна своей соседке, очень на неё похожей.
— Я не умею петь, грустно сказала та.
— А ты попробуй. Пой, как я: и-и-и-и-и!..
— Й..й…й…й…
— И правда, не умеешь. Странно, а мы все поём.
— Ребята, кто узнал эти буквы?
Почему же одна из них может петь, а другая нет?
2. Чистописание.
— Сегодня на минутке чистописания мы с вами вспомним, как пишутся эти буквы.
— Скажите, пожалуйста, какой называется общий элемент этих букв? Каким элементом отличаются эти буквы?
— Напишите в воздухе букву «и», теперь букву «й».
— Запишите в тетрадь чередование этих букв.
3. Актуализация знаний.
1. Орфографическая минутка.
-Запишите предложения под диктовку ( у доски с комментированием работает ученик).
Ребята надели лыжи и пошли в лес. Как хорошо в лесу зимой!
-Найдите в предложениях словарные слова. Какие словарные слова вы записали?
— На какие группы можно разделить согласные?
а)звонкие — первый ряд по цепочке приводит пример звонких согласных…
б)глухие — а теперь второй ряд нам напомнит глухие согласные…
в)мягкие
г)твёрдые.
-Подчеркните буквы, которые обозначают твердые согласные.
-Почему подчеркнули букву Ж в слове лыжи? (Ж— непарный твердый согласный)
-Какие еще буквы, обозначающие непарные твердые согласные звуки, есть в предложении (Ш в слове- хорошо).
— Ребята, а как узнать какой согласный обозначает буква: мягкий или твёрдый?
Самоопределние к деятельности.
С твердым Л я на стене,
Книги, например, на мне,
Но как только Л смягчите,
Сразу в танец превратите. (Полка-полька).
-Какая буква, кроме гласных Е,Е,Ю.Я, обозначает мягкость согласных? (Словарная работа-полька, лексическое значение)
Мягкий голос,
Мягкий шаг,
Это буква …(мягкий знак).
— Попробуйте сформулировать тему урока…
4. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы будем говорить о способах обозначения мягкости согласных на письме.
5. Изучение нового материала.
1.)- Прочитайте слова на доске, спишите их к себе в тетрадь.
Брат, мел, лиса, конь, галка, тень, пальто.
— Давайте определим, какие же согласные звуки в наших словах. Обозначьте их соответствующим цветом.
— Какие буквы показывали нам, что предыдущий согласный мягкий?
— А какие вы ещё знаете буквы, перед которыми согласные будут обозначать мягкие
звуки?
2)Работа по учебнику. Упражнение 202, стр.124.
-Прочитайте задание. Объясните смысл пословиц:
«Скромность всякому к лицу»
«Бережливость – не скупость».
«Совесть – верный советчик».
-Какие качества вы хотели бы видеть в людях, развить в себе?
-Прочитайте пословицу, которая понравилась вам больше всего.
(Хоровое проговаривание пословицы, проговаривание в парах, индивидуально).
3) Письмо по памяти. Записать любую пословицу по памяти. Самостоятельная работа. Самопроверка-сверка с текстом учебника. Самооценка: «!», «+», « -« .
-Подчеркните букву Ь. Что вы о ней знаете?
-Давайте прочитаем правило ( стр. 124)
-Для чего нужен в русском языке Ь, он же не обозначает звука?
6. Физминутка.
Появляются на таблице слоги: если согласный мягкий — хлопок вправо к зелёному квадратику, если твёрдый — влево к синему.
слоги: ми, ма,то,те, ши, за, зи, де, ду, сю, ро, лу, тя, мы.
7. Закрепление изученного.
1).На таблице слова: соль, кольцо, лось, линь, кит, липа, дятел, лён, пишу, письмо, льдина.
— Какое задание можно придумать к этим словам?
(Выбрать вариант: разделить слова на группы в зависимости от способа обозначения мягкости согласных на письме).
У доски работают два человека: один — выписывает слова, в которых мягкость согласных обозначена гласными, второй — «ь». Мягкие согласные обозначить.
2) Самостоятельное выполнение упражнения 203, стр.124.
— Какими звуками различается каждая пара слов?
-Одинаково ли количество звуков и букв в словах каждой пары? Почему?
-Какие буквы, указывающие на мягкость согласного звука вы подчеркнули? (Работа с сигнальными карточками Ь, Е)
3) Игра «Волшебный конверт» (Каждая пара получает конверт)
Задание: составить пары слов, записать их к себе в тетрадь.
синее | |
море | снежная |
зима | неуклюжие |
мята | зелёный |
тюлени | душистая |
|
|
(1 вариант — обозначает мягкие согласные, 2 вариант — твёрдые.)
Проверка по таблице. Сколько нашли таких согласных? (по 15).
8. Рефлекия.
1) Выборочный диктант.
-Выписать только слова, в которых нужно писать букву Ь.
Все короче ваша тень,
Это значит- скоро день.
Бежит недалечко реченька-речка.
Меньше ручейка:
Ни поплыть,
Ни нырнуть,
Только ножки обмакнуть чуть-чуть.
(Самопроверка. Сверка с образцом. Самооценка с помощью «светофорика»)
9. Домашнее задание. Стр.118 упр.191.( Устно составить рассказ по картине с использованием опорных слов и выражений. Инструктаж выполнения задания).
10. Итог урока.
— Что вспомнили сегодня на уроке?
-Чему научились?
-Что показалось на уроке трудным?
— За что вы бы себя похвалили?