Конспект урока для 2 класса «Обозначение мягкости согласных на письме»


Урок русского языка во 2-А классе

Учитель : Луханина Ирина Александровна

12 декабря 2014года.

Тема урока .Обозначение мягкости согласных на письме.

Цель: знакомство со способами обозначения мягкости согласных на письме.

Задачи: познакомить со способами обозначения мягкости согласных на письме;

— развивать умение определять способ обозначения мягкости согласных на письме;

— воспитывать аккуратность. 

Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на письме; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; развивать фонематические процессы, связную устную и письменную речь.

Оборудование: карточки с заданием для индивидуальной работы , сигнальные карточки «Светофорики», «Волшебный конверт», таблица со слогами, учебник русского языка.

Ход урока.

1.Организационный момент.

-Заскучали буквы в алфавите.

— Споём, сказала одна своей соседке, очень на неё похожей.

— Я не умею петь, грустно сказала та.

— А ты попробуй. Пой, как я: и-и-и-и-и!..

— Й..й…й…й…

—  И правда, не умеешь. Странно, а мы все поём.

— Ребята, кто узнал эти буквы?

Почему же одна из них может петь, а другая нет?


2. Чистописание.

— Сегодня на минутке чистописания мы с вами вспомним, как пишутся эти буквы.

— Скажите, пожалуйста, какой называется общий элемент  этих букв? Каким элементом отличаются эти буквы?

— Напишите в воздухе букву «и», теперь букву «й».

— Запишите в тетрадь чередование этих букв.

3. Актуализация знаний.

1. Орфографическая минутка.

-Запишите предложения под диктовку ( у доски с комментированием работает ученик).

Ребята надели лыжи и пошли в лес. Как хорошо в лесу зимой!

-Найдите в предложениях словарные слова. Какие словарные слова вы записали?

— На какие группы можно разделить согласные?

а)звонкие — первый ряд по цепочке приводит пример звонких согласных…

б)глухие — а теперь второй ряд нам напомнит глухие согласные…

в)мягкие

г)твёрдые.

-Подчеркните буквы, которые обозначают твердые согласные.

-Почему подчеркнули букву Ж в слове лыжи? (Ж— непарный твердый согласный)

-Какие еще буквы, обозначающие непарные твердые согласные звуки, есть в предложении (Ш в слове- хорошо).


— Ребята, а как узнать какой согласный обозначает буква: мягкий или твёрдый?

Самоопределние к деятельности.

С твердым Л я на стене,

Книги, например, на мне,

Но как только Л смягчите,

Сразу в танец превратите. (Полка-полька).

-Какая буква, кроме гласных Е,Е,Ю.Я, обозначает мягкость согласных? (Словарная работа-полька, лексическое значение)

Мягкий голос,

Мягкий шаг,

Это буква …(мягкий знак).

Свежие документы:  Турнир смекалистых "Математика в мире животных" 6 класс


— Попробуйте сформулировать тему урока…

4. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы будем говорить о способах обозначения мягкости согласных на письме.

5. Изучение нового материала.

1.)- Прочитайте слова на доске, спишите их к себе в тетрадь.

Брат, мел, лиса, конь, галка, тень, пальто.

— Давайте определим, какие же согласные звуки в наших словах. Обозначьте их соответствующим цветом.

— Какие буквы показывали нам, что предыдущий согласный мягкий?

— А какие вы ещё знаете буквы, перед которыми согласные будут обозначать мягкие

звуки?


2)Работа по учебнику. Упражнение 202, стр.124.

-Прочитайте задание. Объясните смысл пословиц:

«Скромность всякому к лицу»

«Бережливость – не скупость».

«Совесть – верный советчик».

-Какие качества вы хотели бы видеть в людях, развить в себе?

-Прочитайте пословицу, которая понравилась вам больше всего.

(Хоровое проговаривание пословицы, проговаривание в парах, индивидуально).


3) Письмо по памяти. Записать любую пословицу по памяти. Самостоятельная работа. Самопроверка-сверка с текстом учебника. Самооценка: «!», «+», « -« .

-Подчеркните букву Ь. Что вы о ней знаете?

-Давайте прочитаем правило ( стр. 124)

-Для чего нужен в русском языке Ь, он же не обозначает звука?

6. Физминутка.

Появляются на таблице слоги: если согласный мягкий — хлопок вправо к зелёному квадратику, если твёрдый — влево к синему.


слоги: ми, ма,то,те, ши, за, зи, де, ду, сю, ро, лу, тя, мы.

7. Закрепление изученного.

1).На таблице слова: соль, кольцо, лось, линь, кит, липа, дятел, лён, пишу, письмо, льдина.

— Какое задание можно придумать к этим словам?

(Выбрать вариант: разделить слова на группы в зависимости от способа обозначения мягкости согласных на письме).

У доски работают два человека: один — выписывает слова, в  которых мягкость согласных обозначена гласными, второй — «ь». Мягкие согласные обозначить.

2) Самостоятельное выполнение упражнения 203, стр.124.

— Какими звуками различается каждая пара слов?

-Одинаково ли количество звуков и букв в словах каждой пары? Почему?

-Какие буквы, указывающие на мягкость согласного звука вы подчеркнули? (Работа с сигнальными карточками Ь, Е)

3) Игра «Волшебный конверт» (Каждая пара получает конверт)

 Задание: составить пары слов, записать их к себе в тетрадь.

Клён

синее

море

снежная

зима

неуклюжие

мята

зелёный

тюлени

душистая



(1 вариант — обозначает мягкие согласные, 2 вариант — твёрдые.)

Проверка по таблице. Сколько нашли таких согласных? (по 15).

Свежие документы:  урок русского языка в 10 классе "Секреты речи"

8. Рефлекия.

1) Выборочный диктант.

-Выписать только слова, в которых нужно писать букву Ь.

Все короче ваша тень,

Это значит- скоро день.

Бежит недалечко реченька-речка.

Меньше ручейка:

Ни поплыть,

Ни нырнуть,

Только ножки обмакнуть чуть-чуть.

(Самопроверка. Сверка с образцом. Самооценка с помощью «светофорика»)

9. Домашнее задание. Стр.118 упр.191.( Устно составить рассказ по картине с использованием опорных слов и выражений. Инструктаж выполнения задания).

10. Итог урока.

— Что вспомнили сегодня на уроке?

-Чему научились?

-Что показалось на уроке трудным?

— За что вы бы себя похвалили?

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: