Конспект урока для 2 класса «Правописание парных согласных в конце слова»


МОУ «СОШ №25» г.о.Саранск РМ









УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

ВО 2 КЛАССЕ

УМК ОС «Школа 2100»

тема:

«Правописание парных согласных в конце слова»









Выполнила: учитель начальных классов

Трунина Марина Викторовна









Саранск 2014

Урок русского языка во 2 классе

Тема: Правописание парных согласных в конце слова.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цель: 1) познакомить с новой орфограммой

2) научить подбирать проверочные слова


Ход урока.

I. Оргмомент.

— Прозвенел, дружок, звонок

Начинается урок.

— Сядьте поудобнее, проверьте посадку за партой.

— Руки? (На месте!)

— Ноги? (На месте!)

— Локти? (У края.)

— Спинка? (Прямая.)

Настройтесь на урок.

-Посмотрите, как ласково вам подмигивает весеннее солнышко (слайд)

-Улыбнитесь друг другу и вы, поделитесь доброй энергией.

— Сегодня мы продолжим наше путешествие по стране Орфографии.

Отметим дату сегодняшнего путешествия (запишем число 17 апреля).


II. Определение темы урока.

— Посмотрите на экран и скажите, куда мы сегодня отправимся в гости? Кто нас встречает? (Парные согласные)

— Какова тема урока? (слайд)

Тема: Правописание парных согласных в конце слова (знакомство с новой орфограммой).

— Угадайте, кто живет в этом домике? (звонкие согласные)

— А в этом? (глухие согласные)

— Как вы догадались? (колокольчик и шляпка)

Минутка чистописания

— «Разведите буквы в их домики»

— Девочки нарисуйте колокольчик и запишите парные звонкие

— Мальчики нарисуйте шляпку и запишите парные глухие

(Пишем правильно и красиво)

Проверка

— Какие буквы записали?

— Назовите звонкие согласные, глухие согласные.

А теперь назовем их парами (слайд)


б в г д ж з

п ф к т ш с

III. Постановка учебной проблемы с элементами словарной работы.

— В гости принято ходить с подарками.

Угадайте, что мы подарим парным согласным?

На солнце греется пузатый

Крепыш в рубашке полосатой.

(арбуз)

или: Сам алый, сахарный

Кафтан зеленый, бархатный.

(арбуз)

— А ещё мы подарим? (на слайде ананас)

— Запишите слова в столбик.

— Поставьте ударение.

арбуз

ананас

— Какие это слова? (словарные)

— Что в них нужно запомнить? Подчеркните эти безударные гласные.

— Здесь еще орфограмма? Кто ее видит?

(парные согласные)

— Почему вы решили, что это орфограмма?

(произношение расходится с написанием)

арбуз ананас

[с] [с]

— Какой возникает вопрос?

?! Почему одинаковые звуки обозначаются разными буквами?

Свежие документы:  Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Подготовка к сжатому изложению"

?! Как быть, если мы не знаем, какую букву надо писать?

— На этот вопрос мы будем сегодня искать ответ.


IV. Поиск решения.

— Откройте учебник и найдите упражнение 237

— Прочитайте стихотворение Б.Заходера «Морж» (читают по ролям)

(слайд)

— Выпишите из заголовка слово морж

[ш]

— Какой звук слышим? ([ш])

— А какую букву пишем? (ж)

— Почему так? Что происходит? (оглушение звонкого согласного)

— Так почему же нужно писать ж?

— Найдите ответ в тексте стихотворения. (есть проверочное слово)

морж – моржу

[ш]

— Почему оно проверочное? (слышится четко ж)

— Какая буква помогает проверить? (гласная у)

— Подчеркните её двумя чертами

Это буквы – помощницы.

— А теперь вернемся к словам (слайд)

арбуз

ананас

— Ответим на проблемный вопрос

?! Как быть, если мы не знаем, какую букву писать?

(нужно подобрать проверочное слово)

арбуз – арбузы

ананас – ананасы

Попробуйте сформулировать правило.

— Сравните с авторским текстом на с.152 учебника

Работа над правилом.

— О каких согласных идет речь в правиле?

— Нужно ли проверять [л], [м], [р]?

(например: слон, дом, грач)

— В учебнике есть подсказка, как легче подобрать проверочное слово (серая рамка)

Способы:

1. однокоренное слово

2. много опорные слова выставляются на доску

3. нет

— Какой способ вам хорошо знаком?


Физкультминутка

А сейчас мы отдохнем

И обратно в путь пойдем.


Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше, выше.

— Попрыгайте на правой, левой ножке.

— Стряхните усталость, присаживайтесь.


V. Применение знаний

— Попробуем применить полученные знания

— Найдите в каждом столбике лишнее слово. (слайд)

— Почему?

— К остальным подберите проверочное слово.

— Используйте разные способы, выполните по вариантам.

— Кто легко справился с заданием?

— Кто испытывал затруднения?

Загадки.

1) Кто без топора и бревен

Через реки мосты строит?

(мороз)

2) Зимой лежал, а весной в реку побежал?

(снег)

3) Падает горошком,

Скачет по дорожке.

(град)

Подберите проверочное слово к словам-отгадкам (работа по рядам)


VI. Развитие умений применять знания (самостоятельная работа)

(задания на слайде)

— Проверьте себя

Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "Наш ата. Двойные согласные"

— Подберите и запишите сравнения (по выбору)

Проверка.

— Кто не допустил ошибки в написании парной согласной?


VII. Обобщение полученных знаний.

(парно-групповая работа)

— 1-й и 2-й ряд работает группами. (Обсудите вопрос и дайте ответ).

— 3 ряд — парная работа

— Ребята, вы любите весной пускать кораблики?

-Тогда поиграем в «Ручеек»

— Приготовьте ваши кораблики (разд. материал на столах) и работаем парами с данными предложениями.

«Ручеек»

— Каждая пара по очереди зачитывает свое предложение и объясняет какая парная согласная пропущена в словах.

1. Жил в лесу ё… .

2. Раз он нес на спине гри… .

3. Навстречу ему медве…ь.

4. Зачем ты, ё…, гри… несешь?

5. Я сварю из него су… на обе… .

— Молодцы! Кораблик отправился в свободное плавание.

— Проверяем групповую работу.

1 группа

— Найдите пару:

б в г д ж з

п ф к т ш с

— Это… (парные согласные)

2 группа

— Дополните стихотворение:

Глухие звуки – это непоседы

Они спокойно не умеют жить.

Они стремятся звонкого соседа

Во что бы то ни стало … (оглушить)

— Оглушаются ли парные согласные на письме? (нет)

3 группа

-Дополни рассуждение.

Чтобы узнать, какая согласная пишется в конце слова

груз, подберу грузы

зуб, подберу …. (зубы)

стол, подберу… ( )

4 группа

— Вставьте пропущенное слово, объясните пословицу.

Ученье…(свет), а не ученье -тьма.


VIII. Рефлексия

— Наш урок подходит к концу.

— Был ли он полезен? интересен?

— Чему мы научились?

— Что вы узнали нового?

(Как проверить парный согласный)

— Сколько способов проверки? (3)

— Как же проверить парный согласный? (правило)

— А я скажу стихами.

Звук согласный проверяй

Рядом гласный подставляй.

Повторите за мной. (хором)

— А теперь оцените свою работу на уроке.

— На какой ступеньке знаний вы сейчас находитесь?

зеленый сигнал

  • доволен своей работой все понял и хочу знать еще больше

жёлтый сигнал

  • хорошо, но могу лучше

красный сигнал

  • пока не понял материал, не доволен собой

— Кто поднялся на верхнюю ступеньку?

— Кто находится на середине?

— Кто пока находится на нижней ступеньке?

Ученье путь к уменью.

IX Домашнее задание

-Выучить правило.

-Записать 5 слов с парной согласной, проверить их разными способами.

— Благодарю всех за урок!

Свежие документы:  Технологическая карта урока русского языка в 11 классе по теме "Бессоюзное сложное предложение"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: