Конспект урока для 2 класса «Правописание слов с разделительным «ъ»


Конспект урока русского языка по теме «Разделительный твёрдый знак» во 2 классе

учителя начальных классов первой квалификационной категории

МОУ «Гимназия г.Вольска Саратовской области»

Пискун Натальи Александровны.



Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС» на базе МОУ «Гимназия»









Русский язык, 2 класс. Тема: Правописание слов с разделительным «ъ».


Цель:

развитие умений определять на слух звук [й’] после согласных перед гласными, писать слова с разделительным «ъ» и различать написания с разделительным «ъ» и разделительным «ь».


Задачи:

развивать познавательную, эмоциональную и творческую сферу учащихся и логическое мышление (внимание, умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и делать выводы;

воспитывать коммуникативную культуру общения и умение учащихся работать в группе, в паре.


Тип урока: открытие нового знания.


Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.


Планируемые результаты:

предметные:

ученик умеет пользоваться правилом выбора написания «ъ» и «ь» разделительных знаков по алгоритму.


Универсальные учебные действия:

Личностные:

проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу,

понимает причины успеха в учебной деятельности.


Регулятивные:

определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя,

учится работать по предложенному учителем плану,

оценивает деятельность одноклассников на уроке и свою работу.


Познавательные:

использует знако-символические средства при составлении опорной схемы правил написания разделительного «ъ»,

делает выводы о результате совместной работы класса и учителя,

составляет алгоритм действий под руководством учителя,

наблюдает, анализирует, сравнивает и обобщает выводами полученную новую информацию.


Коммуникативные:

слушает и понимает речь других,

договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками в том числе в ситуации столкновения интересов.



Педагогические технологии:

проблемно-диалогическое обучение;

деятельностно-поисковое обучение;

здоровьесберегающее обучение (переход от одного вида деятельности к другому, физминутки.)


Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс, Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева; дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» 2 класс, Л.Ю Комиссарова; тетрадь по чистописанию 2 класс, М.А.Яковлева; рабочая тетрадь по русскому языку для 2 класса, Н.А.Исаева; проектор, компьютер, экран, презентация «Разделительный твёрдый знак», карточки с заданиями для групп, карточки с заданиями для работы в парах, карточки для индивидуальной работы.






Технологическая карта урока русского языка « Разделительный ъ»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия



1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.


















Приветствует гостей.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем.

Возможно, есть классы и лучше, и краше.

но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень тепло!





Проверяет готовность учеников к уроку, эмоционально настраивает их на работу.



Вновь звонок нас всех зовёт.

Что ж, друзья мои, вперёд!

Пенал, учебник и тетрадь

Вас устали ожидать

И рады встрече с вами снова…

А вы к открытиям готовы?






Подготовка к работе.

















Включение в деловой ритм.

















Личностные УУД:

формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.



2.Актуализация знаний.
















Откройте тетрадь. Что надо записать? (Дату)

Какую запись должны сделать дальше? («Классная работа»).



Активизирует знания учащихся через создание проблемной ситуации.



Прочитайте слово, записанное в транскрипции.

Какое значение у слова «подъезд»?





Чем оно интересно?



О чём говорит нам звук [ й’] в середине слова?

Запишите это слово буквами.





Какое возникло затруднение? (Не знаем, какую букву написать вместо звука [й’] в середине слова.



Почему результаты получились разные? Чего мы пока не знаем?



Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Комментируют запись числа.



Проговаривают и подчеркивают орфограммы.







Называют слово и объясняют значение.

































Наблюдают за звуками в слове, делают выводы.



Пробуют записать слово, встречаются с разногласием, какую букву писать вместо звука [й’].











Возникает проблемная ситуация.



Предлагают разные варианты написания слова.

Не знаем, в каких случаях пишется разделительный «ъ».



Определяют тему урока.











Познавательные УУД:

развиваем умения извлекать информацию из схем, символов, знаков.









Регулятивные УУД:

развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с ранее изученным материалом.



















Коммуникативные УУД:

развиваем умение высказывать свою точку зрения, а так же слушать и понимать других.



Действия постановки и решения проблем:

— формулирование проблемы.




3.Постановка учебной проблемы.
















Организует работу в парах.

Давайте заполним таблицу. Выполните её в парах.

Отметьте то, что вы уже знаете знаком «+», а то, что мы ещё не изучали, знаком «?».



Итак, что вы уже знаете?



А что же вы хотите узнать? Составьте план урока.





Итак, тема урока ясна: «Разделительный «ъ».

Запишите тему в тетрадь.






Работают в парах.

Отмечают знаком «+», что уже знают и знаком «?», что хотят узнать.



















Разделительный мягкий знак пишется в корне слова после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и. В этих словах слышится звук [й’].









Когда пишется разделительный «ъ», после каких букв и перед какими буквами, в какой части слова.





Ещё раз читают пункты плана.

















Записывают в тетради тему урока.



Коммуникативные УУД:

развиваем умение работать в парах.





































Регулятивные УУД:

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).


4.Построение проекта выхода из затруднения. Планирование деятельности.




































































Организует работу в тетради по чистописанию (стр.50 урок 118).

Предлагаю потренироваться писать соединения с «ъ», ведь нам сегодня встретятся слова с ним. Каждое соединение записать один раз.





Организует коммуникативное воздействие для построения нового способа действия.



Сейчас вы будете работать в группах. Значит, в каждой группе нам надо выбрать лидера. Какова его роль?

У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило.



А план работы такой.



1. Прочитать слова.

2. Обратить внимание на выделенные буквы.

3. Посмотреть, где стоит разделительный «ъ».

4. Сформулировать правило написания разделительного «ъ»..



Что должно получиться у каждой группы в результате своей работы?

Сколько правил у нас получится?



Учитель помогает группам строить диалог, подводя их к решающей гипотезе.



Слушаем результаты работы групп.

На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?


















Пишут соединения с «ъ».





















Исследуют проблемную ситуацию.















Внимательно слушают задания.















Делятся на группы.





















Работают по плану, высказывают в группе своё мнение, слушают других.


































Коммуникативные УУД:

развиваем умение работать в группах.







Познавательные УУД:

Логические универсальные действия

— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

— синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

— подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

— построение логической цепи рассуждений;

— доказательство;



Коммуникативные УУД:

развиваем умение высказывать свою точку зрения, а так же слушать и понимать других.

5.Открытие новых знаний.


















1. Задание для первой группы — определение местоположения в слове «ъ».

На карточке записаны слова в двух столбиках. Нужно в словах каждого столбика выделить корни. Понаблюдать, в какой части слова пишется разделительный «ь», а где разделительный «ъ». Сделать выводы.



Назовите корни слов в первом столбике.

Какой разделительный знак записан в корне?

Назовите корни слов во втором столбике.

Что вы можете сказать об этих словах?

С помощью чего образовались эти однокоренные слова?

Какой разделительный знак записан между корнем и приставкой?

Сделайте вывод, после какой части слова пишется разделительный «ъ».





Заполним соответствующую строчку в таблице (в парах).



Проводит физминутку.

Вспомним, какие бывают приставки!





С ПРИ — приставкою – присесть,
С ПО — приставкою – подняться,
С ПОД — подпрыгнуть, подмигнуть,
С ПО — приставкой – посмеяться,
С ВЫ – вытягиваем руки,
С О – опустим их опять.
Вот и все настало время
С ЗА – зарядку завершать.






























Выделяют в словах корни, наблюдают за местом «ъ» в словах.

Замечают, что во втором столбике однокоренные слова с разными приставками.



Делают вывод, что разделительный «ъ» пишется после приставок и перед корнем.

Озвучивают всем задание и результаты наблюдений.





Заполняют знаком «+» нужную ячейку в таблице.





































Выполняют движения по заданию в стихотворении.











Познавательные УУД:

Логические универсальные действия

— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

— синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

— подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

— построение логической цепи рассуждений;

— доказательство;













































Познавательные УУД:

Логические универсальные действия

— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

— синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

— подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

— построение логической цепи рассуждений;

— доказательство;




2. Задание для второй группы — определение букв, после которых пишется разделительный «ъ».

На карточке записаны слова. Подумайте, чем они интересны? Выделите в словах приставки. Понаблюдайте, после каких букв написан разделительный «ъ». Сделайте вывод об этом.





Что общего у этих слов? (Корень).как их можно назвать? (Однокоренные).

Почему слова разделены на две группы? (В одной не пишется «ъ», в другой группе слов он есть.

Сделайте вывод, на какую букву должна заканчиваться приставка, чтобы после неё писался «ъ».





Заполните знаком «+» в нашей таблице то, что вы узнали.






Выделяют в словах корни, наблюдают за местом «ъ» в словах.

Замечают, что во втором столбике однокоренные слова с разными приставками.















Озвучивают всем задание и результаты наблюдений.





Делают вывод, что разделительный «ъ» пишется после приставок, оканчивающихся на согласную букву.







Заполняют знаком «+» нужную ячейку в таблице.


3. Задание для третьей группы — определение букв, перед которыми пишется разделительный «ъ».

На карточке записаны слова. В них нужно выделить приставки и понаблюдать, перед какими буквами написан разделительный «ъ».

Сделать вывод об этом.





Произнесите данные слова.

Ч─то вы заметили общего в них? (Есть звук [ й’].)

За какими буквами он «скрывается»? (За буквами е, ё, ю, я.)

Сделайте вывод: для чего нужен разделительный «ъ»?







Заполните знаком «+» в нашей таблице то, что вы узнали.






Выделяют в словах приставки, наблюдают, перед какими буквами написан «ъ».



Делают вывод о том, что разделительный «ъ» пишется перед гласными е, ё, ю, я , с которых начинается корень.









Озвучивают всем задание и результаты наблюдений.







Отделяет буквы согласных от букв гласных и является сигналом для произношения звука [ й’] после согласного.









Заполняют знаком «+» нужную ячейку в таблице.


6.Развитие применения умений.


















Сколько правил мы открыли?

Проговорим их ещё раз, пользуясь схемами-моделями.



Сравним наши правила с правилами учебника (стр.122).

Всё ли мы сделали правильно?




Повторяют правила написания разделительного «ъ».



















Сравнивают свои открытия с правилом в учебнике.

Регулятивные УУД:

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата).

7. Закрепление способа действий.

1. Фиксирует новое учебное действие во внешней речи.

Вернёмся к заданию, которое мы не могли выполнить в начале урока. Какое было затруднение?

Как вы теперь напишите это слово?



2. Выясняет понимание задания.



Выполните упражнение 208, стр.122 в учебнике.

Упражнение в дидактическом пособии по вариантам:

1-ый вариант: 1 и 2 предложения из упр.201 в пособии;

2-ой вариант: 3 и 4 предложения.



3. Организует индивидуальную работу с сильными учащимися.

На карточках записаны слова с ошибками. Нужно исправить, доказать.








Вспоминают затруднение, возникшее в начале урока.



Рассказывают правила, применяют к

слову «подъезд». Выбирают для написания в слове «ъ».































Выполняют упражнение письменно в тетради, один ученик работает у доски, объясняет выбор букв.







Работают по индивидуальным карточкам.































Познавательные УУД:

развиваем умения применять полученную информацию, анализировать. делать выводы, выявлять сущность, особенности объектов.






8.Рефлексия деятельности.
















Чтение учителем стихотворения о разделительном Ъ:



Знак твёрдый, разделительный,

Он – строгий, рассудительный.

Молчаливый твёрдый знак

Не произносится никак!

Но нужен многим он словам,

Хотя и очень скромный сам.

С приставкой на согласную

Он дружит с давних пор,

И перед ним лишь гласные

Стоят, как на подбор.

Вот эти гласные, друзья: е, ё, ю, я.





Организует просмотр видео (стих.о Ъ)



Организует рефлексию.



Какое открытие мы сегодня сделали?

──Вставьте в правила пропущенные слова.



──Для чего нам понадобились эти правила?



Как нам удалось открыть правила?

Как вы думаете, нужно ли нам к этой теме ещё вернуться? Для чего?

На следующем уроке мы закрепим умения писать слова с разделительным «ъ».

Оцените себя с помощью таблицы.

Выставляет отметки.

Кому бы вы сегодня поставили пять за работу на уроке? ─Почему?


Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности.















































Отвечают, приводят примеры из упражнений.



Выполняют самооценку по таблице.













Не смогли выбрать знак и записать слово.



Мы работали в группах, выполняли задание.





Дают словесную оценку и цветовую.

























Помогают учителю выставить отметки за урок тем, кто отвечал и работал, оценивая одноклассников и себя.































Регулятивные УУД:

развиваем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Саморегуляция.

9.Альтернативное домашнее задание с комментированием.




Дома по выбору:

  • упр.200 ,стр. 87 в пособии, или найти и записать две пословицы с разделительными «ь» и «ъ»;

  • выучить правило на стр.122.






















Записывают задания по выбору в дневник.



Личностные УУД:

исходя из социальных и личностных ценностей, делать свой личностный моральный выбор.





Свежие документы:  Фрагменты уроков развития речи "Духовная сущность искусства"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: