Конспект урока для 2 класса «Слова, близкие по значению (синонимы)»



Урок русского языка 2 класс.

Тема: Слова, близкие по значению (синонимы).

Цель: углубить знания о словах, близких по значению.

Задачи:

— знать значение термина «синонимы»;

— понимать возможные различия синонимов (по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности);

— уметь подбирать синонимы в зависимости от ситуации общения;

— знать слова-синонимы речевого этикета;

— использовать синонимы в речи для более точного и образного выражения мысли;

— понимать нежелательность повтора слов речи;

— повторить орфограмму «Безударные гласные в корне слова».

Ход урока.

  1. Словарная работа, с использованием карточек с набором букв.

  2. Минутка чистописания.

  3. Запись числа в тетради.

  4. Актуализация темы урока (объяснение сопровождается презентацией).

— Создание проблемной ситуации при выполнении задания завершить сказку.

— Чтение сказки.

— Учитель: «Что сказала сорока?».

Учащиеся должны догадаться, что для ссоры у кота и пса действительно не было причины, потому что слова «умный» — «толковый», «любезно» — «вежливо» очень близки по значению.

— Объявление темы и целей урока.

  1. Основной этап урока.

  1. Откройте учебники на стр. 26 и найдите упражнение 36. Работа по заданиям к упражнению (устно). Характеристика слов-синонимов по сфере употребления.

  2. Чтение сообщения профессора Самоварова (учебник, стр. 27). Введение термина «синонимы».

  3. Учитель: «Где можно узнать значения слов-синонимов?» (в словаре синонимов).

  4. Работа со словарем синонимов при выполнении упражнения 37. Определение оттенка значения в словах-синонимах. Учитель: «Чем различаются синонимы?» (оттенками значения).

  5. Наблюдение над возможностью замены одного синонима другим (учебник, упражнение 38 выполняется письменно с объяснением орфограммы «Безударные гласные в корне слова»). Один ученик на доске выписывает слова с орфограммой и обозначает ее.

  6. Физкультминутка «Гимнастика для укрепления глазных мышц» (показ презентации).

  7. Подбор синонимов к данным словам (упражнение 124, РТ).

  8. Учитель: «Для чего нужны в нашей речи синонимы?». Чтение высказывания профессора Самоварова (стр. 31, учебник).

Работа по устранению в тексте повторяющихся слов (упражнение 45, учебник) и замене их синонимами из слов для выбора. После исправления недостатков текст вторично прочитывается, озаглавливается, проводится работа с орфограммами в словах «прекрасный», «воздушный», «с шарами».

Учитель: «Стал ли от замены текст лучше?»

Текст записывается учащимися самостоятельно в тетради.

  1. Итога урока.

Учитель:

— «Какие слова называются синонимами?»;

— «Чем могут различаться синонимы?»;

— «Для чего в нашей речи надо использовать синонимы?»;

— «Оцените свою работу на уроке. Если хорошо работали на уроке и было все понятно, то поднимите красный кружок, если нет – зеленый» (на партах лежат кружки красного и зеленого цвета).

Свежие документы:  Конспект урока по английскому языку во 2 классе "Обучение диалогической речи: «В гостях у Буратино». Чтение гласных i и a в закрытом слоге»"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: