Конспект урока для 2 класса «Суффиксы животных»


Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 3»




Логопедическое мультимедийное занятие на тему:


«Суффиксы животных».


2 класс.





Учитель – логопед: Куценко Дина Камолова

первая квалификационная категория

высшее профессиональное образование

стаж работы – 32 года






2013 год



Тема

В гостях у животных. Суффиксы.

Логопедическая: развитие фонематических представлений.

Лексическая: дикие животные леса.

Грамматическая: образование новых слов при помощи суффикса, развитие морфологического анализа и синтеза.

Цель темы


  1. Развитие фонематических представлений через игры «Шифровальщики», «Кто в домике живёт?», «Угадай, сколько звуков?» в процессе упражнений по фонематическому анализу и синтезу слов.

  2. Формирование умения анализировать морфологическую структуру слова через образование новых слов при помощи суффиксов, развитие связной речи через работу с деформированным текстом, развитие орфографической зоркости через автоматизацию правила ча — ща пиши с буквой а.

  3. Увеличение словарного запаса по теме: «Дикие животные нашего леса» через расширение семантического поля,

  4. Развитие речеслуховой памяти, внимание, логическое мышление, творческое воображение через отгадывание загадок с элементами программирования, «Найди лишнее», «Путаница».

  5. Воспитывать любовь к животным, формировать сознание духовных ценностей: семьи, дома, труда через лексическую тему данного занятия, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи через формы работ: групповой, работа в парах, фронтальной.

Планируемый результат

-знать и уметь применять общее правило написания проверяемых орфограмм в разных частях слова;

-научиться образовывать новые слова при помощи суффикса; пользоваться полученными знаниями в новых и творческих условиях.

Основные понятия

— состав слова

—орфограмма в суффиксах;

Межпредметные связи

окружающий мир, русский язык, литературное чтение.

Ресурсы:

— основные

— дополнительные

Тема: « В гостях у животных. Суффиксы».

наглядный материал, индивидуальные пособия, ИКТ — презентация, индивидуальная тетрадь.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.




  1. Организационный момент.



Сегодня у нас с вами необычное занятие, и к нам пришли гости. Повернитесь, ребята, кивните головой, это будет ваше приветствие, улыбнитесь и садитесь.



  1. Психогимнастика.



Сейчас мы с вами представим себя на облачке и отправимся в путешествие.

Сядьте поудобнее. Закройте глаза. Мысленно нарисуйте облачко. Они бывают разной формы. Каждый своё представляет. Прислушайтесь к своему дыханию. Оно спокойное, ровное. Вдох-выдох. Представьте мягкие, пушистые облака, проплывающие мимо нас. Яркое ласковое солнышко согревает нас. Подставьте свои щёчки. Вдох – выдох. Мы проплываем над лесом. Опуститесь чуть пониже, дотроньтесь до иголочек ёлки. Чувствуется покалывание ладошек. Ёлочка нас не хочет обидеть. Поют птицы. Вдох-выдох. Как хорошо в лесу! Как свободно! Вдох – выдох. Куда нас несёт облачко? Откройте глаза. Поморгайте ими. Отдохните.



  1. Целевая установка.



Сейчас мы с вами совершим экскурсию в очень интересное место. Вы должны сейчас сами догадаться, где мы с вами приземлились.

Попробуйте расшифровать слова.

1 ряд – вот это ваше слово. 2 ряд – вот ваше слово.

1 2 3 4 5 6 7 8

А о я е л н п с

5486 13 725361

лесная поляна

Так нас встретила лесная полянка.

— А с кем мы с вами здесь встретимся, вы тоже догадаетесь сами.

Работа в подгруппах.

1 ряд – 1 слово;

2 ряд- 3 слово.








За правильно выполненное задание дети получают полоску, за индивидуальные ответы – картинки.

  1. Развитие фонематических представлений.



Игра «Угадай, сколько звуков»?

Возьмите цифровой ряд от 1 до 10. Я буду называть слова, а вы должны посчитать количество звуков и показать их мне на пальцах. Задание выполняем молча.

Лиса, медведь, заяц, ёж.

— Ребята, в каких словах вы испытывали трудности?


— А сейчас отгадайте, кто в каком домике живёт?

Игра «Кто- кто в этом домике живёт»?

— В первой клетке царь зверей, самый сильный, самый гордый, самый опасный. Но название этого сильного зверя всего из 3 звуков. Кто же это? (лев).

— Во второй клетке зверь тоже свирепый. В его названии 4 звука. Кто это? (тигр)

— У этого зверя звук о находится между в и л. (волк)

— А у этого животного 3 звука, но 4 буквы, первый звук р.

— Кто был внимательным, может мне сказать, что животных я называла ещё одним словом. Каким?

— Звери.

— А вот есть ещё одно слово. Догадайтесь.

— В нём 7 звуков, все согласные мягкие, а все гласные — и.

— Хищники.

— Мы можем их всех назвать хищниками.

— Да.

— Но здесь есть одно лишнее слово. Как вы думаете, какое это слово?

Лев – это житель жарких стран. А мы говорим об обитателях леса.

Мы повстречались с лесными зверями в их доме – в лесу. Нас окружают высокие деревья, цветы, грибы. Но, давайте, не будем забывать, что мы здесь гости, а в гостях принято вести себя хорошо и прилично.

Побывав в гостях, мы научимся с вами вглядываться в слова, изменять их, объяснять смысл новых слов и многому другому.

Индивидуальная работа.

полоска

  1. Лексико-грамматические конструкции.



— Но не бывает такого, чтобы животные жили по — одиночке. У каждого зверя есть своя семья. Давайте вспомним их родственные связи.

— У меня здесь части слов, но не всё понятно. Сейчас я вам буду показывать другие части слова, а вы должны угадать, к какому слову можно отнести эту часть.

-иц-, -их- ят-, -ат-

— А кто мне может напомнить, какую часть слова мы добавляли?

— Суффикс.

— Что он делает со словом?

— Образует новые слова.

— У нас получается новое значение слов?

— Да.

— Как мы его обозначаем?

— Домиком.

— И каким цветом мы договорились?

-Зелёным. Цветом травы.

— Как мы назовём слова первой колонки?

— Мамы или родители.

-Какие там суффиксы встречаются?

— -ИЦ- , — ИХ-

— Второй колонки?

-Детёныши.

— Посмотрите на суффиксы детёнышей. На какие две группы мы их можем разделить?

-Суффикс –АТ- и –ЯТ-.

— Кто-то может объяснить, а когда пишется -ат-, а когда –ят-?

— Ча — ща пиши с буквой а.

Игра «Прыгаем — приседаем».

— Давайте, потренируем себя в написании этих слов.

— Я буду называть слова. Вы, если услышите суффикс –АТ- — подпрыгиваете, а если –ЯТ- приседаете.

Сейчас мы каждое семейство должны соотнести с домом.

Я показываю карточки, вы читаете и помещаете их куда нужно.

— Берлога, дупло, нора, логово.

— Какое животное у нас осталось без домика?

— Заяц.

— А какой дом у зайца?

— Под кустиком.

— Кто-нибудь может объяснить, почему?

Фронтальная работа.

Тигрица – тигрята

Волчица – волчата

Зайчиха – зайчата

Медведица – медвежата

Лисица – лисята













Рысята

Тигрята

Бельчата

Волчата

Ежата



  1. Физкультминутка.



Ёж, медведь, барсук, енот

Спят зимою каждый год.

Волка, зайца, рысь, лису

И зимой найдёшь в лесу.



7 . Связная речь. Работа с деформированными предложениями.



— Иду я сегодня на работу, вдруг зайчик – шустряк из кустов выбегает. Он меня испугался – «прямо душа в пятки ушла». Бросил конверт мне под ноги и только я его косого и видела. Давайте, посмотрим, что там?

— Ой, да здесь разбросанные предложения. Давайте их соберём по порядку, и может быть у нас что-то получится.

— Был сильный мороз.

— Женщины пошли к озеру за водой.

— На льду сидела лисица.

— Тявкает бедняжка, а убежать не может.

— Рыжая охотница ещё вечером села у проруби.

— Она долго поджидала добычу.

— Хвост и примёрз ко льду.

Как в сказке.

— И что же у нас получилось?

— Радуга. Любят радугу все люди. И животные, наверное, тоже.

Групповая работа.


  1. Музыкальная пауза.



Давайте послушаем песню «Паучок» А. Мичурина. Может, вы потом скажете, о чём она?



  1. Разгадывание ребусов.



Игра «Путаница».

Соединив буквы по линиям, можно прочитать пословицу.

— Волка ноги кормят.

— Как вы её понимаете?

Работа в парах.


  1. Отгадывание загадок.



— Сейчас, вы получите вот такие карточки. Здесь загадка про животного и справа – 4 отгадки. Вы соединяете стрелочками свою загадку с отгадкой. Давайте, теперь поделимся своими загадками.

1.Зимой спит, летом ульи ворошит.

2.Рыжая птичница пришла в курятник наводить порядки.

3.Маленький, беленький

По лесу прыг – прыг,

По снежочку тык – тык.

4.Вот иголки и булавки выползают из-под лавки.

На меня они глядят, молока они хотят.

5.Кто зимой холодной, ходит злой, голодный?

6. Эта рыжая плутовка, кур ворует очень ловко.

Индивидуальная работа.


  1. Работа с фразеологизмами.



  1. Рефлексия.



— Ну вот, ребята, наше занятие подходит к концу. Пора подводить итоги. Сегодня мы на занятии получали подарки и полоски. Может у нас что- то должно получиться.

Выйдите к доске, посмотрите, что можно из этих полосок составить.

— Дом.

— Теперь возьмите свои призы. У кого крыльцо – поставьте его справа от дома. У кого – забор – слева. Печку – в правый угол. Трубу – на крышу дома. Окно – посередине, а вот бабочек, птичек, облака куда хотите.



  1. Подведение итогов.



Мы сегодня с вами проделали большую работу. Мыс вами повторили суффиксы животных, мы выполняли разнообразные задания, я думаю, все эти знания вы можете применить на своих занятиях, а вот, кто скажет, а что ещё самое главное было на нашем занятии?

У всех живых существ есть семья, есть дом, а создание очага есть великий труд. Вы даже песню про это прослушали. Создать, а потом сохранить и приумножить – не это ли счастье? А для нас сегодня счастье – хороший труд, от которого мы получили радость. Мы себе устроили небольшой праздник, а праздник без подарков не бывает.

Вручение призов.











Свежие документы:  Конспект урока на тему "Взаимное расположение графиков линейных функций"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: