Конспект урока для 2 класса «Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова»


Тема: Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова («Начальная школа 21 века», 2 класс, урок 46)

Тип урока: Урок закрепления новых знаний.

Цели деятельности педагога:

  1. Создать условия для закрепления умения подбирать однокоренные слова, писать буквы гласных и согласных в корне слова;

  2. Способствовать развитию навыка грамотного письма, логического мышления, монологической и диалогической речи.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

Знают вопросы-помощники для подбора однокоренных слов, умеют проверять безударную гласную и парную согласную в корне слова.

Метапредметные:

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; владеть способами самооценки выполнения действия, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и товарищей.

Познавательные: общеучебные – объяснение выбора буквы для обозначения безударных гласных, парных согласных звуков; структурирование знаний

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Методы обучения: деятельностный, побуждающий от проблемной ситуации диалог, побуждающий без проблемы диалог, словесный методы.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная, фронтальная.

Оборудование: 1. Иванов С.В. Русский язык: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч 1.

2.М.И.Кузнецова. Пишем грамотно: 2 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений.М. — Вентана-Граф, 2013.

3. Карточки: для индивидуальной работы, для групповой работы,

4. Опорные схемы «Правописание слов с безударной гласной», «Правописание слов с парной согласной», «Подбор однокоренных слов».

Активные формы обучения: групповая работа, работа в парах.

Технологическая карта

Ход урока:

Этап, цели урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мотивация


Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Ребята, какой урок мы начинаем?

— Как вы думаете, почему учащиеся 2 класса изучают русский язык каждый учебный день?

— Зачем необходимо знать правила русского языка?



  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

.


Цель: выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Учитель проводит беседу:

— Над какими орфограммами мы работаем?





Запишите слова: ледок, лёгкий, хлеб

Проверьте по эталону.

— Кто написал слова без ошибок?

— Кто допустил ошибку в слове ледок? Какая буква вызвала затруднение? Определите вид орфограммы в слове?

— В словах лёгкий, хлеб? Какая буква вызвала затруднение? Определите вид орфограммы в слове?


Учащиеся отвечают на вопросы учителя: «Мы работаем над орфограммами правописание безударной гласной и парной согласной в корне слова».

Учащиеся записывают слова, проверяют написание по эталону.








  1. Постановка учебной задачи.


Цель: проговаривание цели урока в виде вопроса

— В написании каких орфограмм вы допустили ошибки?

Учитель вывешивает на доску опорные слова

Безударный гласный

Парный согласный

— Почему возникли затруднения?

— Что вызывает сложность?

— Чему будете учиться на уроке?

Учащиеся высказывают своё мнение. Убеждают одноклассников в необходимости продолжения работы над темой.





Дети отмечают, что им сложно подобрать однокоренные слова, для проверки слов с безударной гласной и парной согласной.

  1. Построение проекта выхода из затруднения



Цель: решение устной задачи и обсуждение проекта её решения.

Где находятся эти орфограммы? (в корне слова)

Учитель вывешивает на доску опорный знак над опорными словами

Безударный гласный

Парный согласный

Какие правила надо знать, чтобы не допускать ошибок в написании слов с безударной гласной и парной согласной в корне слова?

— Что ещё надо уметь делать?

— Какие слова называются проверочными?

— Что такое корень слова?

— Какие слова называются однокоренными?

— Каким источником информации можно воспользоваться?

Учитель обращает внимание детей на рисунок дерева

— Украсим наше дерево однокоренными словами. Придумайте однокоренные слова с корнем -сад-.

— На какие вопросы отвечают слова?

Учитель выносит опорные слова на доску.

кто?

садовник

что?

сад

какой?

садовый

что делает?

садит

Учитель предлагает детям карточку 1

Выделите в словах корень, подчеркните однокоренные слова с корнем -вод-.

Вода, водичка, водитель, водяной


— Какой корень вы выделили в словах?

— Все ли слова являются однокоренными? Почему?









Учащиеся говорят о том, что им надо знать правила: о корне слова, правописании безударной гласной и парной согласной в корне слова, уметь подбирать проверочные слова.



Учащиеся формулируют правило о корне слова, однокоренных словах. Дети, испытывающие затруднения, обращаются к справочнику.











Учащиеся самостоятельно подбирают однокоренные слова с корнем -сад-, выполняют задание на карточке по подбору однокоренных с корнем –вод- с последующим обсуждением в классе.



Выделяют корень -вод- в словах

Отмечают, что у слова водитель корень –вод- имеет другое значение

  1. Первичное закрепление во внешней речи.



Цель: запись в виде опорных схем, проговаривание нового знания

На доске находятся части опорных схем для проверки безударной гласной и парной согласной в корне слова, расположенные в хаотичном порядке.

Вспомните, какие опорные схемы для проверки слов с парной согласной и безударной гласной мы с вами вчера составляли.

Восстановите опорные схемы.

— Как проверить написание безударной гласной?

— Как проверить написание парной согласной?

— Какие вопросы будут служить помощниками при подборе проверочных слов? Можем ли мы воспользоваться вопросами ,которые находятся на доске? Я хочу подарить вам ещё один вопрос-помощник как?

  1. Рабочая тетрадь с. 57, упражнение 4. (На доске)

Запиши проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.

1 ученик работает у доски:

_______________________ — см__шной м__лы__

_______________________ — лё__кая зага__ка

______________________ — к__лючая нахо__ка

Вспомните условия работы в парах

Работа в парах (последующим с обсуждением):

_______________________ — хру__кая __грушка

_______________________ — сла__кая в__дичка

_______________________ — мя__кая поду__ка



Физпауза



Ученик выходит к доске и восстанавливает опорные схемы, одноклассники оценивают правильность выполнения работы.





Учащиеся объясняют выбор схемы согласно формулировке правила написания безударной гласной и парной согласной в корне слова.











Учащиеся записывают проверочные слова, вставляют пропущенные буквы.









Учащиеся вспоминаю правила работы в парах, после выполнения работы докладывают одноклассникам, какие проверочные слова они подобрали, вставляют пропущенные буквы. Ребята оценивают правильность выполнения.







  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.



Цель: каждый должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону:

_______________________ — де__ская варе__ка

_______________________ — х__лодная ватру__ка





Учащиеся самостоятельно записывают проверочные слова, вставляют пропущенные буквы. Проверяют правильность выполнения работы, сравнивая её с эталоном, записанным на доске.



  1. Включение в систему знаний

Цель: включение знаний в систему знаний

Работа в группах. Определите орфограмму, выберите проверочные слова:

1 группа: л__со__ – лесничий, лес, перелески

(перелески , т.к. проверяет безударную гласную е и парную согласную к)

2 группа: м__рской – море, моряк (море – безударная гласная)

3 группа: ша__ка – шапки, шапочка (шапочка, парная согласная)

4 группа: берё__ка – берёза, берёзовый (оба слова могут проверить парную согласную)

Письмо под диктовку.1 ученик пишет на доске):

Дети шли по узкой тропинке.

Докладывают одноклассникам, какие проверочные слова они подобрали, вставляют пропущенные буквы. Ребята оценивают правильность выполнения.















Комментированное письмо

  1. Домашнее задание

Повторить правила о правописании безударной гласной и парной согласной.

Рабочая тетрадь, с. 58, упр. 6. Подобрать проверочные слова к 2 словам с безударной гласной и 2 словам с парной согласной.



  1. Рефлексия.



Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов работы.

— Какую задачу ставили?

— Удалось решить поставленную задачу?

— Где можно применить знания?

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем надо ещё поработать?

У каждого на парте лежат листочки. Нарисуйте слева весёлый смайлик, если после этого урока вы стали лучше понимать, как проверить написание слов с парной согласной или грустный, если эта орфограмма всё ещё трудна для вас. Справа – выскажете своё мнение об освоении орфограммы безударная гласная в корне слова.

Учащиеся рисуют весёлые или грустные смайлики на левой и правой частях листочка.

Парная согласная

Безударная гласная




Приложение

Карточка 1

Выделите в словах корень, подчеркните однокоренные слова с корнем -вод-.

Вода, водичка, водитель, водяной



Карточки для работы в группах.

Для каждой группы карточки содержат задание и 3 отдельных слова.

1 группа






Задание: определите орфограмму, выберите проверочное слово к слову л__сок..

л__сок –

лесничий

перелесок



2 группа

Задание: определите орфограмму, выберите проверочное слово к слову м__рской.

м__рской –

моряк

море

3 группа

Задание: определите орфограмму, выберите проверочное слово к слову ша__ка.

ша__ка –

шапки

шапочка

4 группа

Задание: определите орфограмму, выберите проверочное слово к слову берё__ка.

берё__ка –

берёза

берёзовый


Опорные схемы для правил «Правописание безударных гласных в корне слова», «Правописание парных согласных в корне слова»













Безударная гласная

Парная согласная












гласная





Опорные слова «Подбор однокоренных слов»

кто?

садовник

что?

сад

какой?

садовый

что делает?

садит






Свежие документы:  конспект урока по русскому языку "Синтаксический турнир" для учащихся 5 класса

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: