Конспект урока для 3 класса «Правописание гласных И, Ы после Ц»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Урок русского языка 3 класс, система Л.В. Занкова.


Тип урока: Объяснение нового материала, повторение знаний о составе слова.

Основные формы работы: коллективная, парная, индивидуальная.

При построения урока пользовалась принципами: научности, проблемности, наглядности, активности, доступности, системности и последовательности.

Для достижения поставленных целей урока мною были выбраны: методы средства – проблемные (загадки), наглядные (карточки для парной работы, таблица, схема).

На данном уроке велась работа по формированию универсальных учебных действий.

На уроке проводилась работа:

  • по овладению умениями и навыками устной и письменной речи;

  • по орфографии;

  • по разбору слова по составу.


Тема: Правописание гласных И, Ы после Ц

Цели:

  • Познакомить с орфограммой буквы и-ы после ц;

  • Научить обосновывать выбор гласных и -ы после ц;

  • Сформировать орфографические навыки грамотного письма учащихся, соблюдение правильного написания слов-исключений;

  • Организовывать совместную деятельность при составлении алгоритма написания данной орфограммы в словах;

  • Развивать орфографическую зоркость и умение оценивать свою деятельность и деятельность товарищей;

  • Классифицировать слова; развивать умение работать с орфографическим словарем.

Оборудование: карточки для работы в парах, карточки для самопроверки, плакат с алгоритмом, конверты, раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Орг. момент. Психологический настрой

  • Сейчас у нас урок русского языка. Проверьте, всё ли у вас готово к работе.

  • Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте друг другу успеха.

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работать будем старательно,
Слушать будем внимательно.
  1. Мобилизующий этап

На доске: Двадцать пятое января.

Классная работа.

  • Ребята, найдите слово, в котором 8 букв, 6 звуков (двадцать).

  • Почему звуков меньше? (Ь – звука не обозначает).

  • Найдите в слове согласный звук, глухой непарный, твердый непарный ([ц])

  • Этот звук особый, он будет сегодня гостем нашего урока.

  • Как вы думаете, почему? (может, выучим новую орфограмму с этой буквой)

  • У вас интересные предположения. Эта буква поможет нам раскрыть очень важный секрет русского языка.

  1. Постановка учебной цели

  • А сейчас попробуйте отгадать загадки (2 человека будут записывать отгадки на доске), а вы внимательно проверяйте.

  1. Сговорились две ноги
    Делать дуги и круги (циркуль)

  2. Проживают в трудной книжке
    Хитроумные братишки.
    Десять их, но братья эти
    Сосчитают всё на свете (цифры)
  3. Летом в огороде –
    Свежие, зелёные,
    А зимою в бочке
    Крепкие, солёные (огурцы)
  • А теперь давайте проверим (у одного ученика написано цыркуль)

  • Решили по-разному.

  • Кто согласен с …? А кто с …?

  • Как же нам быть? Как разобраться кто прав? Может так, и будем писать дальше – кому как нравится? (надо подумать, найти правило).

  • Над чем же сегодня поработаем? Какую цель поставим? (разобраться, в каких случаях после Ц будем писать Ы, а в каких И)

  1. «Открытие» нового

  • Давайте попробуем разобраться? Обратимся к учебнику или подумаем сами? (подумаем сами)

Работа в парах

  • Одна голова – хорошо, а две лучше, поэтому искать ответ на вопрос вы будете искать в парах.

  • Я вам раздам слова, а вы подумаете каким образом их можно разделить на группы, чтобы сделать важное открытие (раздаю слова).

Слова: Цирк, огурцы, молодцы, цифра, порция, нарцисс, овцы, Птицын, циркуль, птицы, сестрицын.

  • Проверяем, на какие группы разделили слова?

  • Почему вы разделили слова таким образом? (ЦИ – с И, ЦЫ – с Ы)

  • Все так сделали? Молодцы!

На доске:

цирк

огурцы

цифра

молодцы

порция

овцы

нарцисс

Птицын

циркуль

птицы


сестрицын

  • Посмотрите на первый столбик, как вы думаете, какое слово здесь «лишнее»? (порция)

  • Верно, в русском языке есть слова, которые заканчиваются на – ЦИЯ, и все они пишутся с буквой И. И в данном случае вам необязательно определять, где находится орфограмма: достаточно подчеркнуть – ЦИЯ.

  • Разделите мысленно тетрадь на три колонки и запишите эти слова в два первых столбика, а третий столбик пока не трогать.

  • Давайте выполним их разбор по составу.

  • Какое же «открытие» нам сегодня удалось сделать?

  • Давайте выведем схему или алгоритм, которым будем пользоваться, если нам встретятся слова на такую орфограмму. (Если встретится слово на такую орфограмму – надо обратить внимание на то, где находится эта буква. Если в корне или оканчивается на –ЦИЯ, то пишем И, если в окончании или в суффиксе, то пишем Ы).

Вывешиваю плакат:

ЦЫ ? ЦИ


  1. …И…


  1. Ы, ЫН


  1. ЦИЯ


  1. Работа со словами-исключениями

  • А теперь послушайте еще одну загадку:

  1. Возле строгой мамы-квочки
    Скачет маленький сыночек.
    Тоненько попискивает,
    Червячков отыскивает (цыплёнок)
  • Как будем писать? (дети говорят, что надо писать И, т.к. мы познакомились с правилом, а один ребенок, говорит, что в книге видел это слово с буквой Ы).

  • Давайте обратимся к орфографическому словарю и посмотрим, как написано там (дети ищут написание слова в словаре).

  • Что же произошло? (закон нарушен).

  • Оказывается, в русском языке есть такие слова, которые не захотели подчиняться общепринятому правилу, и называются они исключениями.

  • Их очень легко запомнить, если выучить такую фразу: Цыган на цыпочках к цыпленку подошел и цыкнул: «Цыц!»

  • Запишите слова с ЦЫ в третий столбик.

  1. Закрепление знаний и способов деятельности

  • Мы познакомились с новым правилом. А теперь у вас будет возможность применить полученные знания. На каждой парте есть волшебный конверт. Пришло время открыть ваши конверты. Откройте и прочтите задание. (Дети читают текст задания).

  • Дорогие ребята, перед вами лежат слова с пропущенными буквами. Используя знания, полученные на уроке, определите какая буква пропущена. Подумайте, что вам надо сделать прежде всего? И у вас все получится! Желаю удачи!

Слова: Кузнец_, акц_я, скворц_, ц_ркачка, ц_ганка, станц_я, полиц_я, пальц_, коллекц_я, Синиц_н, ц_клоп.

  • Проверка. Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга.

  1. Итог урока

  • Какую новую орфограмму вы узнали? (И – Ы после Ц).

  • Какие буквы спорят за место в слове?

В существительных на – ЦИЯ

Мы всегда напишем – ИЯ.

И под корнем, посмотри,

Тоже пишем букву И.

А в концовке – ЦЫН, – ЦЫЙ, – ЦЫ

Пишем только буквы Ы.

  1. Рефлексия

  • Что было интересно на уроке?

  • Что было сложно?

  • Кто хотел бы составить памятку по написанию слов с ЦИ и ЦЫ? Составьте дома, а на следующим уроке мы рассмотрим и выберем самую лучшую.

Прозвучал для вас, ребята,

Наш урок про ЦИ и ЦЫ.

Кто не понял, те цыплята,

Кто запомнил, молодцы!

  • Спасибо за урок! (показываю плакат: «МОЛОДЦИ!» Дети замечают ошибку и исправляют).


Свежие документы:  Конспект урока на тему "звуки [йу], [’у]"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: