Конспект урока для 3 класса «Состав слова. Корень и суффикс Употребление наречий в речи»


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА русского языка


1.ФИО Савченкова Светлана Власовна

2.Место работы МБОУ «Кантемировский лицей»

3.Должность учитель

4.Предмет русский язык

5.Класс 3

6.Тема и номер урока в теме : Состав слова. Корень и суффикс

Употребление наречий в речи.(1 урок)

7.Базовый учебник Русский язык. Часть II, 4 класс. Автор: Н.В. Нечаева,С.Г.Яковлева

(развивающая система Л.В.Занкова). Издательство: «Учебная литература»Издательский

дом «Фёдоров», 2012 год


Цель урока: ввести понятие суффикса, как части слова, стоящей за корнем, учить умению определять суффикс в слове


Оборудование: снежинка, лимон, картинки, грамзапись музыки, карточки

с предложениями и словами, учебник для 4 класса « Русский

язык», автор – С.В.Иванов и др., магнитофон.

  • Личностные УУД: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.

  • Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; проговаривают последовательность действий на уроке; анализируют собственную деятельность.

  • Познавательные УУД: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; добывают новые знания – находят ответы на вопросы, используя учебник, мультимедийные средства обучения; формулируют выводы в процессе коллективного обсуждения решения учебной проблемы; логические – сравнивают различные объекты, выявляют сходство и различия.

  • Коммуникативные УУД: умеют в коммуникации строить понятные высказывания.



Ход урока

I Организационный момент

Учитель: Стоит чудесное зимнее утро.

И поэтому я предлагаю совершить заочную зимнюю прогулку и насладиться свежим воздухом. А чтобы вы смогли это почувствовать, я предлагаю вам обвести глазками снежинку и прочитать текст на ней.

А теперь мы по узору быстро,

Словно стрелочка часов,

Проведём глазами дружно.

Ну а дальше – будь здоров!


На доске узор в виде снежинки, а на нём написаны предложения:

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам.

О чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Учитель: — Я держу в руках известный вам предмет. Опишите его признаки.

Дети: Он жёлтый, кислый.

Учитель:- Какие ещё признаки вы можете назвать?

Учитель:- А как вы думаете, он полезный или нет?

— Для чего мы его употребляем в пищу?

( Он помогает нам быть здоровыми.)

Учитель: – К какой части речи относится это слово?

— Вспомните и расскажите всё, что вам известно об имени существительном.

— В какой столбик мы отнесём это слово?


Кто? Что?

… …

— Прочитайте слова с доски и продолжите:

Лимон, лук, чеснок, девочка, морковь, капуста, мальчик, яблоко, груша.


— Выберите те, которые необходимо употреблять в зимнее время. Во время зимы организм ощущает недостаток тепла, солнечного света, витаминов. Овощи и фрукты – полезные продукты. Они принесут нам здоровье и особенно зимой.

— Что обозначают записанные вами слова?

— Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос кто? что?

2. Работа с однокоренными словами.

Учитель: А как ещё ласково можно назвать зиму? ( Зимушка.)

— К какому роду относятся данные слова? ( К женскому.).

— Почитайте предложение с доски:

Февраль – последний месяц зимы.

— Объясните орфограммы.

— Назовите имена существительные и определите их род.

3. Каллиграфическая минутка

* * * а *** я

Вьюги да метели под февраль налетели.

— В февральскую стужу замёрзли ушки.

II Физкультминутка «Согреем ушки» ( точечный массаж.)


III Погружение в тему урока

1. На доске:

студент (м.р.)-

учитель (м.р.)-

массажист (м.р.)-

оса (ж. р.)-

— К данным существительным запишите пару по роду. Укажите род.

— Ко всем ли словам подобрали пару? Почему?

— Ребята, а кто такой массажист?

( Беседа о роли массажа для человека.).

2.Выполнение упражнения 3 (устно) – учебник, с.15.

— Можно ли сказать, что имена существительные в парах различаются только по родам? Почему?

— С помощью каких суффиксов образуются имена существительные женского рода, а с помощью каких — имена существительные мужского рода?


Машинист – машинистка, матрос- матроска, электрик- электричка.

— Посмотрите на доску и запомните эти суффиксы:


— тель — , — чик, — ниц, — ( — а), — ость-, — к-, — ик –

— Докажите, устно приводя свои примеры.

Суффиксы – ниц-, -а-. ость-, -к- образуют имена существительные женского рода.

Суффиксы –тель-, -чик-, — ик- образуют имена существительные мужского рода., а суффиксы –оват- и –чив- образуют имена прилагательные.

— Какова же тема нашего урока?

IVСообщение темы и цели урока


1.Прочитайте тему урока в учебнике. Давайте проверим наши предложения.

Итак, ваш вывод ……

2.Продолжим наблюдение над суффиксами в упр.309

3.Чтение правил на стр. 32

2. Работа в парах.

— А сейчас я предлагаю вам поработать в парах и выполнить упражнение в рабочей тетради.

— Какой вывод вы можете сделать?

Существительные в парах различаются не только по родам, но и лексическим значением.

VI Работа по учебнику. (стр. 30-32)

1.Работа с рубрикой « Путешествие в прошлое»

Учитель:- Прочитайте текст рубрики. Интересно?

— А знаете ли вы, что означает ваше имя?

Учитель: — Найдите в библиотеке ответ на этот вопрос.

Славянские имена.

Людмила- милая людям; Светлана – светлая. Некоторые мужские славянские имена имеют второй корень слав, что значит « слава»: Владислав – владеет славой, Вячеслав – более славный, Ростислав — растущая слава, Святослав – святая слава, Станислав – становится славным.

Эта рубрика поможет вам узнать о происхождении вашего имени. Кого она заинтересовала, вы можете дома побольше узнать о происхождении, истории и значении имён людей.

Учитель:- Пока мы с вами путешествовали, на улице произошло много необычного. Сильная метель замела даже границы этих предложений.

( Учитель открывает запись на доске.).

На дворе стоит суровый февраль трещат морозы дуют сильные ветры, но ребятишки не боятся зимы они построили горку и весело катаются.

Учитель:- Давайте коллективно определим границы предложений.

— Сколько здесь предложений? Что можно сказать обо всех предложениях?

( По цели высказывания предложения повествовательные, по интонации – невосклицательные; простые, так как каждое имеет одну основу.).

Учитель:- Разберите первое предложение по членам предложения и надпишите над словами части речи.

Учитель:- Какой частью речи здесь выражено подлежащее? Определите род.


VII Музыкальная физкультминутка « На горке».

— Ребята, а вы любите кататься с горки зимой? А полезно это для здоровья или вредно?

( Дети имитируют движение спуск на лыжах, подъём, восстанавливают дыхание: дышат медленно – быстро- медленно.

VIII Воспроизведение знаний об имени существительном.

— Расскажите всё, что знаете об имени существительном горку.

-Сколько родов есть в русском языке?

— Как определить род имени существительного?


IX Закрепление полученных знаний

1. Выполнение упражнения 4, с.15

— Рассмотрите таблицу.



1-?

2-?

3-?

-а, -я

и мужской род

-?, -?, -?

Мужской род

Средний род

Женский род

Семья

Никита

дядя

крот

село

поле


— Так какой же признак имени существительного иллюстрирует эта таблица? Устно дополните таблицу.

« Давайте подумаем» — чтение рубрики и ответ на вопрос.

Учитель:- Можно ли утверждать, что все имена существительные, которые заканчиваются на гласную о или е, относятся к среднему роду?

Вывод: утверждение неверно, так как фламинго, шимпанзе, кофе – м.р.; какао – ср.р.).


— Определите род записанных слов и проиллюстрируйте ими свой ответ:


Фламинго шимпанзе кофе какао


Учитель: Зима – это прекрасное время года. Свежий воздух, катание на санках и лыжах, а ещё и игра в снежки, которые укрепляют всем нам здоровье. Поэтому предлагаю отдохнуть и поиграть в снежки.

XI Физкультминутка для рук « Лепим снежки»

( Имитация лепки снежка, броска.).

XII Домашнее задание: по выбору: с.15, № 5 или № 4 – дополнить таблицу.

XIII Итог урока

— Вот и подошла к концу наша зимняя прогулка. Что нового вы на ней узнали? Какое было у вас настроение? ( Дети оценивают урок с помощью рисунков солнышка или тучки). Вы сегодня замечательно работали, поэтому мне хочется закончить урок словами, которые можно сказать и мальчикам, и девочкам. Какие это слова?

— Молодец! Умница!


Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Графический учебный исполнитель ГРИС" 9 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: