Конспект урока для 3 класса «Учимся обозначать звук ы после звука ц»


Технологическая карта урока

Предмет: русский язык УМК «Начальная школа XXI века»

Тема: «Учимся обозначать звук ы после звука ц»

Блок «Правописание»

Класс: 3-а

Форма проведения: групповая, парная, индивидуальная.

Цели урока: формировать умение грамотного, безошибочного, осознанного письма;

развивать орфографическую зоркость; воспитывать культуру общения.

Задачи урока: наблюдение за способами обозначения звука [ы] после [ц] в различных частях слова, закрепление правила, отработка написания слов с изучаемой орфограммой.

Планируемый результат: Уметь находить данную орфограмму в словах. Знать приемы проверки данной орфограммы.

УУД:

— личностные: положительное отношение к процессу познания; применение правила делового сотрудничества.

-регулятивные: планирование решения учебной задачи, оценивание и корректировка деятельности, принимать и сохранять заданную цель.

познавательные: нахождение и воспроизведение информации, необходимой для решения учебной задачи; высказывание предположения, обсуждение проблемных вопросов.

коммуникативные: участие в учебном диалоге, построение монологического высказывания.

Основные понятия: корень, окончание, орфограмма, алгоритм действий.

Средства обучения: учебник «Русский язык» (авторы С.В.Иванов, М.И. Кузнецова, А.О.Евдокимова., — М.: Вентана-Граф 2012), интерактивная доска, документ-камера, мобильный класс (нетбуки) -игра «Примерчик»

Тетрадь, тетрадь на печатной основе «Пишем грамотно» ч. 1 (урок 50)

Средство оценивания – «Лесенка».

Программа-тренажер для школьников «Примерчик» (Сайт Примерчик. ru) https://www.primerchik.ru/



Этапы урока

Деятельность

Средства обучения

Результат

учителя

ученика

Актуализация знаний

Постановка учебной проблемы. Самоцелеполагание

-Прочитайте слова и скажите, какой звук вы слышите после звука [ц]?

-Какими буквами он записан?

-Можете ли вы сразу ответить на вопрос: «Когда нужно писать букву и после ц, а когда ы?

— Чему мы должны научиться сегодня на уроке?

— Что для этого нужно сделать?






















Правильно записывать звук [ы] после звука [ц]



Вывести правило и научиться его применять: составить алгоритм действий.

(СЛАЙД 1)

Ставить цель и задачи

Выведение правила

— Что общего у всех слов первого столбика?





— Какой буквой обозначен звук [ы] после [ц] в корне слова?

— В какую часть слова входит орфограмма в словах второго столбика?

— Какой буквой обозначен звук [ы] после [ц] в окончании?

— Какое общее буквосочетание есть на конце слов третьего столбика?

-Теперь вы можете сказать, когда нужно писать букву и после ц, а когда ы?

Сделайте вывод.

В русском языке есть слова, которые не подчиняются общему правилу. Это слова- исключения: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц. Запомним их.

Во всех словах звук [ы] обозначен буквой и, и во всех этих словах орфограмма в корне



и





Окончание





ы



ция







Буква ы после [ц] пишется в окончаниях слов. Буква и пишется в корне и в словах на – ция

(СЛАЙД 2)

































(СЛАЙД 3)

Познавательные УУД: находить и воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Самодеятельность

Применение правила

— Мы узнали, какую букву нужно писать после [ц].

-Чему теперь нужно научиться? (Применять правило)

— Сейчас вы составите алгоритм применения правила. У меня три конверта. В красном задание самое трудное: вам нужно самостоятельно вывести алгоритм и записать его.

В желтом конверте есть подсказки – начала каждого предложения.

В зеленом записаны все шаги, вам только нужно расставить их в правильном порядке.


Работа в группах сменного состава на трёх уровнях сложности

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Предметный: составлять и обсуждать алгоритм применения правила, применять знания на практике.

Познавательные УУД: находить и воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи; обобщать знания; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Коммуникативные УУД: участвовать в учебном диалоге.

Личностные УУД: применять правила делового сотрудничества.

Закрепление правила, отработка алгоритма его применения.

Теперь закрепим правило.

Проверка.

— Кто выполнил задание без ошибок?


Выполнение задания письменно в тетради (в парах). Одна пара – у интерактивной доски.


Упражнение 1 (ПРИЛОЖЕНИЕ 2.)

(СЛАЙД 4)

Предметный: классифицировать слова с ц в корне, с цы в корне, с окончанием –ы, обсуждать алгоритм применения правила.

Познавательные УУД: воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи; обобщать знания; высказывать предположения

Самостоятельная работа.


Направляет деятельность. Управляет результатом:


Самостоятельное выполнение задания.

— Проверка с помощью ИД (Прием «Волшебная труба»)


Упражнение 1на с. 33 в тетради «Пишем грамотно»

(СЛАЙД 5)

Предметный: знать правило проверки орфограммы, уметь его применять.

Саморефлексия. Прогностическое оценивание.

-Вспомним, какие задачи мы ставили в начале урока.

— Как вы считаете, вы поняли это правило? Научились его применять? Нарисуйте желтый смайлик на той ступеньке лестницы, насколько, по-вашему мнению, вы поняли правило и научились его применять.

Правильно записывать звук [ы] после звука [ц], а для этого вывести правило и научиться его применять: составить алгоритм действий.








Инструмент «Лесенка», желтый смайлик

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Регулятивные УУД: оценивать уровень своего знания/незнания.

Проверка знаний. Тест.



— Работа на нетбуках.

-Выставление оценки, полученной в тесте, в сводную таблицу.


Тренажер «Примерчик». Задание: вставить букву и или ы в слова.


Итог.


— Какой секрет русского языка узнали на уроке?

-Кто может сказать, что научился обозначать звук [ы] после [ц]?

— Оцените, на сколько хорошо вы поняли тему.



Инструмент «Лесенка», красный смайлик.

Выбирать уровень усвоения материала, оценивать, сравнивать внутренний результат с внешним (оценка компьютера)

Свежие документы:  Конспект урока по алгебре в 9 классе "Система нелинейных уравнений с двумя переменными"

Приложение 1.

Зеленый конверт.

  1. Определи, в какой части слова орфограмма.

  2. Если орфограмма в корне, проверь, не является ли слово исключением или родственным слову-исключению. Если слово не исключение – пиши и, если исключение – пиши – ы. Если звук [ы] безударный, перед записью обязательно проверь его.

  3. Если слово на –ция, обозначь звук [ы] буквой и – акация.

  4. Если орфограмма в окончании, пиши букву ы.

Жёлтый конверт.

  1. Определи, в какой части слова…..

  2. Если орфограмма в корне, проверь, не является ли слово…..

Если слово не исключение – пиши букву если исключение…

  1. Если слово на –ция, …..

  2. Если орфограмма в окончании, пиши букву .

Красный конверт.

1.

2.

3.

4.

Приложение 2.

Упражнение 1. Задание. Распредели слова по столбикам. В первый запиши слова с сочетанием ци в корне, во второй – слова -исключения с цы в корне, в третий – слова с окончанием ы.

Какие слова не попали ни в один столбик?

Циркач, спицы, куницы, цыплёнок, традиция, циклон, цыган, рукавицы, нарцисс, зайцы, концы, цыплячий, цилиндр, цыкать, акация.

Приложение 3

Имя _______________________________________________






























Имя _______________________________________________


.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: