Конспект урока для 3 класса «Знания и мудрость»


Тема урока «Знания и мудрость». Развивающий урок. 3 класс.

  1. Подготовительный этап (присоединение к теме)

  2. Индивидуальный этап

  3. Работа в тройке

  4. Обсуждение в классе. Экспертная оценка.

  5. Рефлексия


Содержательные цели:

    • развитие целостного восприятия мышления, развитие единого контекста.

    • Наполнение категорий «Знания», «Мудрость»

Методологические цели:

    • развитие умения присоединяться к восприятию партнёра и умение излагать мысли.

    • Развитие делегирования в группе и между группами

    • Вознаграждение одобрением, проявлением интереса к личности.

План- конспект урока:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я Вам улыбаюсь , ребята, значит, желаю Вам добра!

Сегодня светит солнышко. А слышите, как поют птички?! Хорошо нам? Действительно хорошо, светло, тепло.

Благодаря свету, мы видим окружающий нас мир, познаём его, учимся.

И народная мудрость гласит: «Ученье — свет, а неученье — тьма».(слайд 2)

«Землю солнце красит, а человека — труд». Пусть потрудятся сегодня наши ум, разум, сердце, душа. (слайд 3)

И тема нашего урока «Знания и мудрость». Мне так хотелось бы, что бы, сегодня, вы услышали сердцем мудрые слова, увидели их значимость, почувствовали важность сегодняшнего разговора.

РЕСУРСНЫЙ КРУГ

Учитель: и начнем мы наш урок необычно- с ресурсного круга. Все уроки по предмету «Истоки» у нас в школе проходят именно так. Ну что попробуем?

У меня в руках звоночек Он волшебный, зовёт нас на урок ежедневно получать знания. А сейчас он спрашивает: « Зачем вы учитесь в школе?»

Начните так: « Мне нравиться учиться, потому что….».

Учитель: Мне нравиться учиться, потому что я становлюсь умнее, взрослее. Потому что хочу зарабатывать хорошие деньги. Потому что хочу узнать много нового и интересного. А ещё, потому что мне нравиться работать с ребятами.

(ответы детей по кругу с передачей звоночка)

Учитель: меня очень порадовали Ваши ответы и согласитесь, что пока человек учится — он живёт.

Учитель: Вы почувствовали уже на первой начальной ступеньке, что знания добиваются огромным трудом. Поэтому, можно сказать, что знания — это плод учения. (слайд ___)


(Раздается стук в дверь, входят 3 ученика старших классов СОШ №1. Каждый учащийся несет одинаковое количество учебников, включая учебник «Истоки» и энциклопедии)


Учитель: Ребята, это наши гости, мои ученики. Они были такими же, как и вы. Что за учебники вы принесли к нам на урок?

Ученик: Учебники, которые помогли нам и помогают сейчас получать знания, и это их малая часть.

Учитель: Ребята, что вы почувствовали, увидев взрослых ребят и гору книг?


(ответы детей)


Учитель: Эти все учебники можно распределить по отраслям знаний. Сейчас мы попробуем это сделать. Ребята, раздайте книги, пожалуйста.


(детям раздаются книги, так чтобы у каждого был учебник «Истоки», «Русский язык», «Математика», энциклопедия и т.д.)


Ученик 1: Чтобы беречь наш общий дом — землю, нужно много знать о ней. Этому помогают естественные науки. В этих науках мы узнаём о растениях и животных, о морях и океанах, о естестве. (слайд__)


(Ученик поднимает карточку с названием науки. Учитель предлагает учащимся поднять те учебники, которые относятся к естественным наукам. Два других ученика собирают учебники и складывают под карточку).


Ученик 2: Вы знаете, что человек живёт на один, а в обществе. Общественные науки накапливают знания о человеческом обществе. Они изучают, как жили люди в прошлом, они предлагают законы, которые должны оградить человека от преступлений. Эти науки помогают хранить в нашем общем доме взаимопонимание. (слайд___)


(Ученик поднимает карточку с названием науки. Учитель предлагает учащимся поднять те учебники, которые относятся к естественным наукам. Два других ученика собирают учебники и складывают под карточку).


Ученик 3: Есть науки технические. Они дополнили то, что дала нам природа: например, изобрели хитроумные станки, создали водный, наземный и воздушный транспорт и т.д. технические науки помогают людям разумно обустраивать наш общий дом. (слайд___)

(Ученик поднимает карточку с названием науки. Учитель предлагает учащимся поднять те учебники, которые относятся к естественным наукам. Два других ученика собирают учебники и складывают под карточку).


Учитель: Есть ещё много других отраслей знаний. А теперь ответьте мне вот на такой вопрос. Какие учебники остались у Вас на столе?


(ответы детей)


Учитель: Кто из Вас узнавал знания из энциклопедий? Почему?

Чем же отличаются энциклопедии от учебников?


(ответы детей)


Учитель: В энциклопедии написано кратко, только самое главное. Сведения записаны строго по алфавиту. Так легче, быстрее найти нужную информацию.


(учащиеся старшего звена собрали энциклопедии)


Учитель: Мы знаем, что знания живут в книгах, учебниках, энциклопедиях. А где ещё можно взять для себя знания?


(ответы детей)


Учитель: Верно, в телепередачах тоже. Назовите любимые ваши передачи, где, вы узнаёте новое для себя, интересное.


(Ответы детей «Звёздный час», «Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», «Брейн — ринг», «Своя игра», «Поле чудес», «Колесо истории») слайд ___


(Проводится физкультминутка. Учащиеся старшего звена уходят)


Учитель: Ребята, какой учебник остался у Вас на столах? Вот по этому учебнику у нас в школе проходит урок «Истоки». Мы уже знаем, где живут знания. А теперь узнаем, где живет мудрость и кто они мудрые люди?! Попробуем найти в учебнике. Откроем страницу 121.


(Учитель предлагает некоторым учащимся зачитать вслух два абзаца)


Учитель: на Руси возникло особе отношение к книжному знанию. Книга не была развлечением или только источником полезных сведений. В ней признавали учебник жизни, искали мудрость. Мудрость была в том, что знания о мире видимом наполнялись верой и любовью. те, кто впитал мудрость этих книг и исполнил в них написанное, становились мудрецами. Итак, мудрыми становятся те люди, которые знают самое главное из всех знаний. А мудрость – это плод правды и любви. (слайд__)


Учитель: А в ком же все — таки живет мудрость?


Учитель: А сейчас я предлагаю Вам выполнить задание и ответить на вопрос: в каком предложении говорится о знаниях, а в каком о мудрости. Вот карточки для работы в тройках. В Истоках свои особенности работы в группе. Послушайте меня, внимательно. Для начала каждый из Вас выполняет это задание самостоятельно. Затем обсуждает выполненное задание в своей группе. Далее Вы должны прийти к одному мнению и кто- то из Вас, его огласит.

РАБОТА В ТРОЙКАХ


К-1. 1. Головной и спинной мозг вместе с нервами составляют нервную систему.

2. Кто не стыдится спрашивать узнаёт многое.


К-2. 1. Предложение — это группа слов, которая выражает законченную мысль.

2. Глупый осудит, а умный рассудит.


К-3. 1. Чтобы найти стоимость, нужно цену умножить на количество.

2. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.


К-4. 1. Окончание — это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

2. Делано наспех — сделано на смех.


К-5. 1. От перестановки слагаемых сумма не изменяется.

2. Учись доброму — худое на ум не пойдёт.


(Обсуждение с детьми. Во время обсуждения на слайде происходит распределение предложений в 2 группы)


Учитель: Что объединяет предложения под цифрой 2? Верно. Они похожи на пословицы. И мы с Вами определили, что это мудрость.

Среди известных мудрецов известны знаменитые оптинские старцы. Так именовали их по названию небольшого монастыря в центре России. (слайд___ фото старца и монастыря). К ним за советом ехали люди отовсюду, ученые и неграмотные, богатые и бедные, старые и молодые, цари и люди незнатные. Когда оптинского старца Амвросия спрашивали: «Как жить?», то он отвечал: «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем- мое почтение». Казалось бы все просто. Но только, чтобы так жить, надо немало над собой потрудиться. В этом то и была мудрая простота его совета. Мудрым может быть и знаменитый ученый, и простой крестьянин. Их роднит одно: они оба понимают, что знание – плод учения, а мудрость – любви и правды. (слайд___)

Учитель: А теперь подумайте и скажите, какие качества нужны вам, чтобы стать образованными и мудрыми людьми. Найдите эти качества в мудрых народных пословицах.

(Заполняется кроссворд. Слайд _________)


  1. Птице крылья — а человеку (разум). Подсказка: Ум без него (разума)- беда.

  2. Его (ум) имей хоть маленький да свой. Подсказка: Он (ум) без разума — беда.

  3. Счастье скоро покидает, а добрая она (надежда) никогда. Подсказка: Она (надежда) покидает последней.

  4. Доброе дело её (правду) говорить смело. Подсказка: Кривда никогда не победит её (правду).

  5. Получив его (добро) помни, а сделав забудь. Подсказка: Не ищи красоты, ищи (доброты).

  6. Она (истина) от земли, а правда с небес. Подсказка: Разум ведёт к ней (истине) — по длинному, неложному знанию.

  7. Оно (терпение) даёт умение. Подсказка: Оно (терпение) и труд всё перетрут.

  8. От того терплю, кого больше всех (люблю). Да, это любовь.


Ответы:

1. разум

2. ум

3. надежда

4.правда

5.добро

6.истина

7. терпение

8 любовь


Учитель: Ключевое слово, это мудрость. Чем больше среди нас будет мудрых людей, тем лучше будем жить. Мудрость в человеке накапливается по капельке.


(Фото векового дерева и лица человека. Слайд _____)


Учитель: Вы видите вековое дерево. Оно пережило много поколений и кажется бессмертным. Дерево жизни. Дерево знаний и мудрости. А вот лицо человека. Вы видите, что человек тоже достаточно прожил в жизни. Внимательно рассмотрите обе фотографии. Сравните.

-Какое чувство вы испытываете?


Учитель: Подумайте и скажите, где ваше место знаний на этом дереве. Почему?


(ответы детей)


РЕСУРСНЫЙ КРУГ


Учитель: Встанем в круг, где нам будет, я думаю, хорошо. Это вековое дерево подарило нам веточку — знания.

Рассмотрите её, она ваша, почувствуйте тепло.

Вспомните сегодняшний разговор, выберите для себя важное, разумное. Поделитесь своими мыслями, чувствами, подарив веточку товарищу.


Учитель: Сегодня я определила для себя что такое знания и мудрость, где они живут. Узнала о мудрецах, кто они такие, а также познакомилась с отраслями науки. Почувствовала ваше тепло, видела Ваши знания, услышала Ваши искренние ответы

(дети говорят, передают веточки рядом стоящим)


Учитель: Произошло чудо! Была одна мысль, а подарив друг другу слова мы получили вот такой букет ваших мудрых мыслей. Это большой итог нашей работы.


(Учитель показывает всем букет из цветов, чупа- чупсов)



Социокультурный инструментарий:


  1. Камкин А.В. Истоки-3 (учебник)

  2. Бандяк О.А. Методические указания

  3. Бандяк О.А., Кузьмин И.А., Синицина В.Н. Воспитание на социокультурном опыте

  4. Учебники с 1 по 11 класс

  5. Энциклопедии

  6. Книга «Чаша мудрости»

  7. История, 10 кл.

  8. Портрет М.В. Ломоносова

  9. В.И. Белов Лад

  10. Фото векового дерева

  11. Фото лица человека

  12. Карточки по отраслям знаний

  13. Символы познавательных телепередач

  14. Кроссворд

  15. Звоночек

  16. Веточки от дерева

  17. Тренинги: «Где знания, а где мудрость?» (работа в парах)

  18. «К какой отрасли знаний относятся учебники?»(работа в четвёрках)

  19. План урока


7


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: