Конспект урока для 4 класса «Фразеологизмы»












Урок русского языка

по теме:

«Фразеологизмы»



4 «В» класс







Провела:

Калниниекс О.И.











г. Жезказган

2014 г.

Тема занятия: Фразеологизмы

Цель: расширение словарного запаса; развитие речи учащихся; активизация познавательной деятельности; учить употреблять в речи фразеологические обороты.

Ход занятия

I. Организационный момент

II. Объявление темы занятия

III. Изучение темы занятия

1. Замени одним словом выражения (слайд 1)

  • Прикусить язык – (замечать)

  • Мозолить глаза – (надоедать)

  • Путаться под ногами – (мешать)

  • Чесать языком – (болтать)

2. Почему маленькая девочка задала маме такой вопрос:

— Мама, сегодня в автобусе кондуктор сказал одному дяде: «Гражданин, возьмите себя в руки!» А как он мог это сделать?

Взять себя в руки – фразеологизм, который означает «подчинить кого-либо (в том числе и себя) своей воле»

3. Догадайся, какие слова употребляются в составе данных фразеологизмов:

  • Делить шкуру неубитого _______

  • Купить _____ в мешке

  • ________ в мешке не утаишь

  • Платить той же ______

  • Беречь как _______ока

  • Согнуть в ________ рог

  • Толочь _______в ступе

  • Не в бровь, а в _______

  • Выйти _______ сухим из воды

  • Надуться как _______ на крупу

— Слышали ли вы эти выражения от родителей, друзей, знакомых и т.д.?

4. Отправляемся дальше.

Замените фразеологизмы близкими по смыслу отдельными словами:

  • Театр был набит битком

  • Пришлось усталому Павке отстукивать вторые сутки, и к ночи он совсем выбился из сил. (Н. Островский)

  • От железной печурки в будке становилось жарко, а тут еще чай _ меня разморило, и я стал клевать носом.

  • По характеру Любки и ее поведению Валько догадался, что она разведчица и до поры до времени ничего ему не откроет.

Набит битком – полный; выбился из сил – устал; клевать носом – засыпать, задремать; до поры до времени – пока, до определенного времени, срока.

5. Игра «Найди продолджение» (Слайд 2)

Играют две команды по 5 человек. Раздаем карточки: 1 команде – со словосочетаниями, 2 команде – с фразеологизмами. Необходимо найти пару.



Быть готовыми к отъезду

Быть под угрозой опасности с двух сторон

Превзойти кого-нибудь

Испортить, сломать, уничтожить

Подчинять

Брать в руки

Вывести из строя

Заткнуть за пояс

Между двух огней

Сидеть на чемоданах



6. Когда так говорят?

А) (Нужен) как рыбе зонтик, как щуке брюки, как попу гармошка, как мертвому припарки, как собаке пятая нога, как пятое колесо телеге.

Б) Отольются волку овечьи слезки, отольются медведю коровьи слезки.

В) Пеший конному не товарищ, гусь свинье не товарищ, горшок котлу не товарищ, скоморох попу не товарищ.

Ключ:

А – так говорят о бесполезности какой-либо вещи;

Б – когда незаслуженно обидели кого-нибудь;

В – так говорят, когда в дружбе сомневаются, люди не подходят друг другу

IV. Рефлексия:

  • Что такое фразеологизмы?

  • Для чего их нужно знать?

  • Какие устойчивые выражения вам запомнились или понравились?

V. Домашнее задание:

Записать 5 предложений с фразеологическими оборотами



Ожидаемый результат:

  • Знать, что такое фразеологизмы;

  • Уметь применять их в речи;

  • Иметь познавательный интерес к познанию нового материала.







Свежие документы:  Конспект урока для 5 класса "Диалектная лексика"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: