Конспект урока для 4 класса «Корень слова. Однокоренные слова»



Русский  язык
Тема: «Корень слова. Однокоренные слова.»
Цели: Научиться находить корень в слове;  формулировать собственную позицию и умение отстаивать своё мнение;
подбирать и образовывать однокоренные слова;
обогащение словарного запаса детей посредством изучения нового материала;

Ход урока:
 

1.Орг. момент.

 В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!

-Как вы понимаете девиз нашего урока.

-О каком деле идет речь? (об открытии новых знаний) Я думаю, справившись со всеми заданиям ,мы с вами приобретем что?( новые знания.)Возьмите понравившуюся вам карточку. Рассаживаются по группам.

2.Постановка проблемной ситуации.

-Ответьте на проблемный вопрос – родня ли гусеница гусёнку?

Докажите своё мнение, опираясь на лексическое значение слова, пользуясь толковым словарем. Кто такая гусеница? А кто гусенок? Выделите корни в словах. Одинаковые ли они? Чья группа ответит первой?

О чем будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока.

Оформление работы в тетрадях.

3.Минутка чистописания. Что общего вы заметили в словах? Спишите чистоговорку, выделите корень.

Молодцы, вы заработали первую карточку ,которая станет частью слова.

4. Работа по новой теме урока. 

Сказка. 
Жил-был много тысяч лет назад корень ЛЕТ. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» 
А корень им и говорит: 
— Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево. 
Посадили люди корень ЛЕТ, и стал он расти. Сначала один росток пустил, потом – второй, третий… Много ростков появилось от корня ЛЕТ. Все они на корень похожи, но и своё в в каждом есть. 
Вот какое дерево выросло. 
Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них одна общая часть – ЛЕТ. И решили тогда люди общую часть родственных слов назвать корнем. И правильно решили: от неё, как от корня дерева образуются новые, родственные слова. 
— Что же такое корень? 
Корень – это общая часть родственных слов. 

А вот и вторая карточка.

5.Групповая работа. Составление кластера.
— Сегодня мы собираем семью слов с различными корнями и победит та команда, которая подберет больше слов.

Перед тем ,как начать работу, давайте вспомним правила работы в группе.

Читают правила по экрану.

Давайте составим критерии к оцениванию кластера.

1.Соответствие заданию.

2.Соблюдение орфографии.

3.Объем работы

-Лидеры распределите обязанности и приступайте к выполнению задания.

Свежие документы:  План-конспект урока по физической культуре для 5–6-х классов "Олимпийские игры"

Защита и оценивание кластеров.

Вывод: В корне заключён смысл слова. Это главная часть слова. От неё образуются новые слова.

Молодцы получите третью карточку.

6.Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой по экрану.

-Прочитайте стихотворение на экране, выпишите однокоренные слова

-Какие слова выписали? Какой у них корень? Как их называют по другому? Справились с заданием, получите еще одну карточку.(4 КАРТОЧКА)
7. Физкультминутка
8. Закрепление. Работа  в парах.

Вспомним правила работы в паре. Спишите слова с экрана . Все ли они однокоренные? Назовите лишнее слово. 
А) Сделайте выводы: 
• Что такое корень? 
• Какова роль корня в слове? 
• Как выделить в слове корень? 

Вот и еще одна карточка заработана вами.

9. Итог урока. 
Сегодня мы с вами познакомились с новой темой «Корень и однокоренные слова »  
Теперь вы знаете, что: 
Корень это…
Однокоренные слова
называют…

Вот вам еще одна карточка

 10. Рефлексия.

-А теперь давайте перевернем карточки и прочитаем ,что мы получили?
ЗНАНИЯ

Все, кто научился находить родственные слова и выделять в них корень ,возьмите сердечки и закрепите их на доске.


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: