Конспект урока для 4 класса «ПОНЯТИЕ О ГЛАГОЛЕ (глагол как часть речи)»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №14» Авиастроительного района г.Казань









УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ









ТЕМА: «ПОНЯТИЕ О ГЛАГОЛЕ (глагол как часть речи)»















Подготовила

учитель начальных классов

1 квалификационной категории

Гиниатуллина Гуля Габдулхаковна

ЦЕЛИ: -формировать умения различать глагол среди других частей речи по вопросу и значению;

-повторить и совершенствовать знания о существенных признаках глагола;

-развивать умения составлять предложения и правильно оформлять на письме;

-развивать мышление, память, речь учащихся, навыки красивого и чистого письма;

-воспитывать бережное отношение к природе.





ХОД УРОКА:

I Организационный момент.

II Вводная беседа.

— Ребята, сегодня мы отправимся в страну Речь. А живут в этой стране разные части речи.

— Какие части речи вы знаете?

III Чистописание.

— Угадайте, на чем мы отправимся в страну речь?

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились

И помчались, путь далек.

Лишь оставили дымок. (Паровоз и вагоны)

— Элементы каких букв спрятались в паровозе?

— Эти буквы мы и напишем:

Бер.ги растения ,бер.ги ж.вотных — все это ч.стица твоей Родины!

— Объясните, какие орфограммы пропущены?

-Как вы понимаете это высказывание?(нужно охранять, любить природу)

-Что обозначают слова: береги, охранять? (действие)

-На какие вопросы отвечают эти слова? (что делай? что делать?)

-Как называются такие слова? (глаголы)

IV Знакомство с темой урока.

— Глагол- один из жителей страны Речь. Сегодня мы побываем у него в гостях.

Я, страшное дело, какой деловой!

В любые дела ухожу с головой,

Задачи решаю, на скрипке играю,

Сынишку соседки в коляске катаю.

Я пряжу мотаю и хлеб покупаю,

На стадионе голы забиваю.

Укроп поливаю, кусты подстригаю

И чисто-пречисто весь двор подметаю.

Дорожки в саду я песком посыпаю,

А после работы в тени отдыхаю.

— Назовите глаголы, которые встретились в этом стихотворении.

-На какие вопросы отвечает глагол? (что делать? что сделать?)

-Что обозначают глаголы? (действие)

V -Игра « Кто что делает?»

-А сейчас мы немного поиграем.

-Бросаю мяч ученику и называю животное, а он отвечает что оно делает.

Лягушка… , белка… , бабочка… , пчела… , грач… , медведь… , петух… , комар…, волк…. (квакает, прыгает, летает…)

— Что же называется глаголом?

— Что мы еще знаем о глаголе? (изм-ся по числам, временам)

VI — Работа над предложением.

— Следующее задание: составить предложения, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть глаголы.

1) Л.сные, мурав.и, санитары.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Развитие речи. Обучающее сочинение"

2)По.дают, гусениц, они, вредных.

3)Кучу, не, мурав.иную, разрушайте.

4) Если разорить муравейник- пог.бает мурав.иная с.м.я.

— Разобрать 2-ое предложение по членам предложения.

-Разобрать глаголы настоящего времени по составу.

— Чему учит этот рассказ?

-Что еще знаете о муравьях?

-Каким членом предложения является глагол?(сказуемым)

VII – Физкультминутка.

Мы едем(3р.) в страну большую Речь

И как Тургенев будем язык родной беречь

Еще друзья(2р.) сбережем

поля, леса,

реки и долины,

шум ветвей калины.

Океаны и моря

Это все страна моя.

VIII Упражнения.

  1. Повторение не с глаголами.

-Давайте вспомним что еще знаем о глаголе.

-Природа как израненная птица кричит, просит нас о помощи. Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства. Первым услышал этот зов человечек, который ближе всех к природе- Лесовичок.

— Он пришел к нам на урок и принес запрещающие знаки, хочет проверить, как мы их понимаем и выполняем ли сами?

1) Не ломай ветви деревьев и кустарников.

2) Не повреждай кору деревьев.

3) Не рви в лесу, на лугу цветов

(Фиалки, ландыши для нас

Веселый май в садах припас

Но мы их рвать не будем

Пускай цветут на радость людям).

4) Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны в природе.

5)Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

6)Не разоряй муравейники.

7)Не лови диких животных и не уноси их домой.

8)Не разоряй птичьи гнезда.

9)В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву.

(Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни)

— Как же пишутся не с глаголами?(отдельно)

— Не выучил-не делай

Не знаешь- не спеши.

С глаголами отдельно

Частицу не пиши.

  1. Запись текста под диктовку с выборочным комментированием.

— Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка- это маленькая рана, нанесенная природе.

А природе очень трудно ее залечить. Мы должны быть с вами друзьями природы.

Друзья природы.

Каждый из нас должен быть другом природы. Природу надо охранять. Друг не портит деревья в лесу, не режет кору, не ломает ветки. Друг не разрушает птичьи гнезда, не разводит костры в лесу, не разоряет муравейники.

Друзья природы не оставляют в лесу мусор. Они не рвут в лесу и в поле редкие цветы.



IX – Кроссворд.

— Вы очень хорошо и быстро работали. За это Лесовичок приготовил вам кроссворд. Если вы его правильно отгадаете, то получите тему над которой мы сегодня работали.

— А слова нам подскажут, кого мы должны беречь и охранять.

— О многих из них мы говорили сегодня на уроке.




л

я

г

у

ш

к

а

б

е

л

к

а


м

у

р

а

в

ь

и


г

р

а

ч

б

а

б

о

ч

к

а

п

ч

е

л

а




1) Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка

Попадут в ловушку

И комар, и мушка (лягушка)

2)С ветки на ветку,

Быстрый, как мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол

И в дупло убежал. (белка)

3)Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи.

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке (муравьи)

4)Летом за пахарем ходит,

А под зиму с криком уходит. (грач)

5)Спал цветок и вдруг проснулся-

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.(бабочка)

6)Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком-

Он поделится медком (пчела)

— Над какой же темой мы сегодня работали?(глагол)

— А путешествие наше заканчивается.

— В путь! Домой!

Садитесь поудобнее.

Ведь к концу подходит наш урок.

Чтоб закончить наше путешествие-

Надо подвести его итог.



X — Подведение итогов.

— Чему учились на уроке?

-Что нового узнали?

-Что называется глаголом?(это часть речи…)

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду-все в действие придет:

Летит ракета,люди строят здания.

Цветут сады,и хлеб в полях растет.



XI –Домашнее задание.

— № 399



Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса «Закрепление знаний об имени существительном»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: