Урок русского языка в 4 классе по учебнику Иванова С.В. (Вентана — Граф)
Тема: Постановка запятых между частями сложного предложения.
Цель: отработка навыка постановки запятых между частями сложного предложения.
Задачи: повторить сведения о сложном предложении, его видах и правилах постановки запятых между его частями; развивать грамматическую наблюдательность, воспитывать стремление к активной и внимательной работе на уроках.
Ход урока:
Орг. момент. Эмоциональный настрой.
«Ты всё поймёшь и запомнишь, если будешь активным и предельно внимательным».
— Согласны ли вы с этим утверждением?
— Что значит предельно внимательным?
— Всегда ли вы внимательны на уроках?
— Мне бы очень хотелось, чтобы … Давайте попробуем следовать этому совету.
2. Постановка УЗ.
— Над какой темой мы работаем на протяжении уже нескольких уроков? (Сложное предложение)
— Откройте учебник на с. 152, Урок 134. Прочитайте, из какого блока наш сегодняшний урок? Чему мы учимся на этих уроках? Прочитайте тему. Это первый урок по данной теме? Давайте поставим учебную задачу на урок (выберите верный глагол):
УЗ: Закреплять умение ставить запятые между частями сложного предложения.
Кроме этого: думать, объяснять, учиться дружно работать, оценивать свою работу.
— На какие вопросы в течение урока нам необходимо ответить, над чем предстоит поработать, чтобы УЗ решить? Что целесообразно включить в ПЛАН УРОКА?
Что такое сложное предложение?
На какие виды делится сложное предложение?
Где ставится запятая в СП?
Постановка пропущенных запятых в СП.
Составление сложных предложений.*
Проверка усвоения данной темы каждым из вас.
АОЗ.
— Вернёмся к предложению, прозвучавшему в начале урока. Оно сложное или простое? Докажите.
— Что такое сложное предложение?
-На какие виды делится сложное предложение? (ССП, СПП)
— Как их отличить? (Вопросы, союзы)
— Что вы знаете о постановке запятых в СП?
Работа над темой урока.
Учебник с. 152, упр. 2. Объясните постановку знаков препинания в данном тексте.
-Чтение текста
— Объяснение… МОЛОДЦЫ…!
Учебник, с. 152, упр.1. Спишите любые 2(3) предложения, подчеркните грамм. основы, поставьте пропущенные запятые.
ПРОВЕРКА (фронтальная) Встаньте те, кто выбрал данное предложение.
Сядьте те, у кого запятая поставлена неверно.
РАБОТА В ГРУППАХ.
Тетрадь, с. 48, упр. 1.
— Выберите и составьте одно сложное предложение в соответствии с предложенными началом и схемой.
( В группе обсудить, записать в тетрадь)
Проверка усвоения.
1 задание: тетрадь, с. 55, № 20.
2 задание: 1) Когда мы подошли к лесу, набежала синяя туча. Посыпался крупный дождь, а солнце продолжало светить. Дождевые капли падали на землю, и от этого вздрагивали опавшие листья. Они повисали на траве, кустах, деревьях, и солнце играло в каждой капле дождя. (Дополнительно: составить схемы сложных предл.)
2) Когда наступает утро, громко поют петухи.
Небо темнело, и всё ярче сверкали звёзды.
Мы пошли в кино, а Серёжа остался дома.
Я люблю весну, потому что в это время года прилетают птицы.
ПРОВЕРКА: 1 задание сразу, 2 задание – сверка с образцом.
Д/з. Тетрадь, с. 49, упр. 2 (Дополнительно нарисовать схемы сложных предложений)
Подведение итогов. Оценка работы.
— Встаньте те, кто может себя сегодня похвалить? За что?
— Встаньте те, кто может похвалить кого-то из своих одноклассников? За что?
— Кому нужна помощь?